Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные теории о питании




Наряду с рассмотренной теорией о рациональном сбалансиро­ванном питании существуют такие теории о питании, как раздель­ное питание, голодание, вегетарианство, сыроедение и др. Все эти теории противоречат научному подходу понимания здорового ра­ционального питания.

Раздельное питание — эта теория связана с именем американ­ского ученого Герберта Шелтона (20-е годы XX в.). Основной прин­цип этого питания заключается в употреблении при одном при­еме пищи продуктов только одной группы (только мясных, или рыбных, или овощей и т.д.).

По утверждению российских ученых НИИ питания РАМН, эта теория не имеет научного обоснования, так как организм челове-


ка нуждается одновременно во всех пищевых веществах как ис­точника энергии и пластических материалов. В клетках организма обмен всех питательных веществ протекает одновременно.

Голодание — теория, разработанная американским врачом-дие­тологом Полем Брэгом (1920 г.), утверждавшим, что временное голодание освобождает организм от ядовитых веществ, накопив­шихся от неправильного питания. Эта теория признана нашими учеными для использования в лечебных целях при некоторых за­болеваниях строго под наблюдением врача. Для детей и подрост­ков голодание недопустимо.

Вегетарианство — наиболее приемлемая система питания, ос­нованная на исключении в употреблении продуктов животного происхождения. Положительным в вегетарианстве является то, что вегетарианское меню содержит большое количество продуктов ра­стительного происхождения, богатых пищевыми волокнами (клет­чатка, пектиновые вещества), витаминами С, группы В, р-каро-тином и низким содержанием холестерина, насыщенных жирных кислот. Но наука о рациональном питании не поддерживает в этой теории полное исключение из питания пищи животного проис­хождения как источника полноценного белка. Поэтому для детей и подростков вегетарианство неприемлемо.

Религиозные посты свойственны многим религиозным конфес­сиям. В православном календаре им отведено около 200 дней, вклю­чая посты по определенным дням недели. Каждый пост предше­ствует большим религиозным праздникам (Пасха, Рождество Хри­стово, Успение Пресвятой Богородицы, день Святых апостолов Петра и Павла и др.).

Посты православной церковью рассматриваются как средство, содействующее очищению и возвышению духа над плотью.

По питанию пост представляет собой вегетарианство с пол­ным исключением пищи животного происхождения. Поэтому де­тям, больным и престарелым людям церковь разрешает не при­держиваться строгих постов.

Наука о питании считает посты как временное воздержание от пищи животного происхождения полезными, разгрузочными, очищающими от шлаков все органы пищеварения и организм в целом.

Контрольные вопросы

1. Что называется энергетической ценностью пищи?

2. Почему пищевые продукты имеют разную энергетическую ценность?

3. Как определяется энергетическая ценность продукта и рациона?

4. Определите калорийность 200 г каши манной молочной.

5. Какое питание называют рациональным, сбалансированным?

6. Каково значение режима питания?

7. Каковы принципы составления меню суточных рационов?


ГЛАВА 5 ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

5.1. Возрастные особенности и нормы питания детей

и подростков

Организм детей и подростков имеет ряд существенных особен­ностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5...2 раза быстрее, чем у взрослого человека. В организме детей и подростков в СВЯЗИ с их ростом и развитием процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией. Из-за уси­ленной мышечной активности у них повышены общие энергети­ческие затраты.

Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет: до 1 года — 100; от 1 до 3 лет - 90... 100; 4...6 лет - 80...90; 7... 10 лет - 70... 80; 11... 13 лет — 65...70; 14... 17 лет — 45...65; взрослых людей — 45.

Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы и энергетические затра­ты организма с учетом возраста. Энергетическая ценность суточ­ного рациона питания детей и подростков должна быть на 10 % выше их энергетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития орга­низма. Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старше 1 года и подростков должно составлять 1:1:4. Суточные физиологические нормы питания детей разных возрастов разра­ботаны Институтом питания АМН и показаны в табл. 5.1.

Потребность в пищевых веществах у детей обратно пропорцио­нальна их возрасту (чем меньше ребенок, тем потребность боль­ше), так как особенно усиленно ребенок растет в первые годы жизни.

Большое внимание в питании детей и подростков уделяют со­держанию белка и его аминокислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность же­лез внутренней секреции.

Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка. На 1 кг массы тела необходимо белка: детям в возрасте от 1 года до


           
   
 
   
 
 


I лет-4 г; 6...4 лет - 3,5...4 г; 7... 10 лет- 3 г; И... 13 лет -! 2,5 г; 14... 17 лет — 1,5...2 г.

Белок животного происхождения должен составлять у детей м-шшего возраста 65...70%, школьного - 60% суточной нормы того пищевого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Для детей до 3лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста - не менее 500 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны вхо­дить мясо, рыба, яйца - продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.

Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают орга­низм витаминами A, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего орга­низма Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, расти­тельное масло (5... 10% от общего количества). Суточная потреб­ность в жирах такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном рационе должна быть не менее 30 %. При недо­статочном потреблении жиров у детей снижается сопротивляе­мость болезням, замедляется рост.

У детей отмечается повышенная мышечная активность, в свя­зи с чем потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10... 15 г на 1 кг массы тела. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество Сахаров должно составлять 25 % общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в пита­нии детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям. В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей

повышена (табл. 5.2).

Особое значение в питании детей и подростков имеют витами­ны A D как факторы роста. Источниками этих витаминов служат молоко мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрико­сах содержится провитамин А - каротин. Витамин С с витамина­ми групп В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляе­мость организма инфекционным заболеваниям.

Минеральные вещества в детском организме обеспечивают про­цесс роста и развития тканей, костной и нервной системы, моз­га, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор, суточная потребность в которых составляет: Са — 0,5... 1,2 г, Р — 0 4 1,8 г. Содержатся эти минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овсяной крупе. Соли железа уча­ствуют в кроветворении, и в случае недостатка этого элемента в



питании детям рекомендуют гематоген. Суточная потребность детей и подростков в железе и других минеральных веществах

указана в табл 5.1.

Магний участвует в формировании ферментных систем, угле-водном и фосфорном обменах, натрий и калий нормализуют вод­ный обмен, йод способствует нормальной функции щитовидной железы фтор — построению зубов.

Потребность детей и подростков в воде больше, чем взрослых, и составляет на 1 кг массы тела: 1...3 года - 100 мл, 4...6 лет -(60 мл, 7... 17 лет - 50 мл (у взрослых - 40 мл).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.