КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Альтернативные теории о питании
Наряду с рассмотренной теорией о рациональном сбалансированном питании существуют такие теории о питании, как раздельное питание, голодание, вегетарианство, сыроедение и др. Все эти теории противоречат научному подходу понимания здорового рационального питания. Раздельное питание — эта теория связана с именем американского ученого Герберта Шелтона (20-е годы XX в.). Основной принцип этого питания заключается в употреблении при одном приеме пищи продуктов только одной группы (только мясных, или рыбных, или овощей и т.д.). По утверждению российских ученых НИИ питания РАМН, эта теория не имеет научного обоснования, так как организм челове- ка нуждается одновременно во всех пищевых веществах как источника энергии и пластических материалов. В клетках организма обмен всех питательных веществ протекает одновременно. Голодание — теория, разработанная американским врачом-диетологом Полем Брэгом (1920 г.), утверждавшим, что временное голодание освобождает организм от ядовитых веществ, накопившихся от неправильного питания. Эта теория признана нашими учеными для использования в лечебных целях при некоторых заболеваниях строго под наблюдением врача. Для детей и подростков голодание недопустимо. Вегетарианство — наиболее приемлемая система питания, основанная на исключении в употреблении продуктов животного происхождения. Положительным в вегетарианстве является то, что вегетарианское меню содержит большое количество продуктов растительного происхождения, богатых пищевыми волокнами (клетчатка, пектиновые вещества), витаминами С, группы В, р-каро-тином и низким содержанием холестерина, насыщенных жирных кислот. Но наука о рациональном питании не поддерживает в этой теории полное исключение из питания пищи животного происхождения как источника полноценного белка. Поэтому для детей и подростков вегетарианство неприемлемо. Религиозные посты свойственны многим религиозным конфессиям. В православном календаре им отведено около 200 дней, включая посты по определенным дням недели. Каждый пост предшествует большим религиозным праздникам (Пасха, Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы, день Святых апостолов Петра и Павла и др.). Посты православной церковью рассматриваются как средство, содействующее очищению и возвышению духа над плотью. По питанию пост представляет собой вегетарианство с полным исключением пищи животного происхождения. Поэтому детям, больным и престарелым людям церковь разрешает не придерживаться строгих постов. Наука о питании считает посты как временное воздержание от пищи животного происхождения полезными, разгрузочными, очищающими от шлаков все органы пищеварения и организм в целом. Контрольные вопросы 1. Что называется энергетической ценностью пищи? 2. Почему пищевые продукты имеют разную энергетическую ценность? 3. Как определяется энергетическая ценность продукта и рациона? 4. Определите калорийность 200 г каши манной молочной. 5. Какое питание называют рациональным, сбалансированным? 6. Каково значение режима питания? 7. Каковы принципы составления меню суточных рационов? ГЛАВА 5 ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 5.1. Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5...2 раза быстрее, чем у взрослого человека. В организме детей и подростков в СВЯЗИ с их ростом и развитием процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией. Из-за усиленной мышечной активности у них повышены общие энергетические затраты. Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет: до 1 года — 100; от 1 до 3 лет - 90... 100; 4...6 лет - 80...90; 7... 10 лет - 70... 80; 11... 13 лет — 65...70; 14... 17 лет — 45...65; взрослых людей — 45. Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы и энергетические затраты организма с учетом возраста. Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков должна быть на 10 % выше их энергетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма. Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старше 1 года и подростков должно составлять 1:1:4. Суточные физиологические нормы питания детей разных возрастов разработаны Институтом питания АМН и показаны в табл. 5.1. Потребность в пищевых веществах у детей обратно пропорциональна их возрасту (чем меньше ребенок, тем потребность больше), так как особенно усиленно ребенок растет в первые годы жизни. Большое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию белка и его аминокислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции. Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка. На 1 кг массы тела необходимо белка: детям в возрасте от 1 года до I лет-4 г; 6...4 лет - 3,5...4 г; 7... 10 лет- 3 г; И... 13 лет -! 2,5 г; 14... 17 лет — 1,5...2 г. Белок животного происхождения должен составлять у детей м-шшего возраста 65...70%, школьного - 60% суточной нормы того пищевого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Для детей до 3лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста - не менее 500 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца - продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом. Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами A, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5... 10% от общего количества). Суточная потребность в жирах такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном рационе должна быть не менее 30 %. При недостаточном потреблении жиров у детей снижается сопротивляемость болезням, замедляется рост. У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10... 15 г на 1 кг массы тела. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество Сахаров должно составлять 25 % общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям. В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена (табл. 5.2). Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины A D как факторы роста. Источниками этих витаминов служат молоко мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержится провитамин А - каротин. Витамин С с витаминами групп В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям. Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процесс роста и развития тканей, костной и нервной системы, мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор, суточная потребность в которых составляет: Са — 0,5... 1,2 г, Р — 0 4 1,8 г. Содержатся эти минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овсяной крупе. Соли железа участвуют в кроветворении, и в случае недостатка этого элемента в питании детям рекомендуют гематоген. Суточная потребность детей и подростков в железе и других минеральных веществах указана в табл 5.1. Магний участвует в формировании ферментных систем, угле-водном и фосфорном обменах, натрий и калий нормализуют водный обмен, йод способствует нормальной функции щитовидной железы фтор — построению зубов. Потребность детей и подростков в воде больше, чем взрослых, и составляет на 1 кг массы тела: 1...3 года - 100 мл, 4...6 лет -(60 мл, 7... 17 лет - 50 мл (у взрослых - 40 мл).
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |