КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирование рынка и тарифов транспортных услуг 11 страница
Пакетирование Пакетирование по своей сути — это комбинирование отдельно взятых продуктов в более крупные связки. Пакетирование можно рассматривать как тактику ценообразования, которая является очень мощной и эффективной, когда речь идет о стремлении фирмы значительно расширить круг своих покупателей и тем самым увеличить объем продаж, а следовательно, и выручку. Хотя концепция пакетирования очень проста, она позволяет получать большие преимущества над конкурентами и привлекать больше потребителей. Онлайновые поставщики цифровой продукции являются активными пользователями, творчески применяющими такой подход. В онлайновом режиме пакетирование является весьма распространенным способом действий. Вместо того чтобы оценивать онлайновые виды деятельности отдельно, многие сетевые провайдеры взимают единую плату, которая позволяет получать доступ ко всем видам услуг. В качестве наглядного примера, иллюстрирующего использование пакетирования в электронной коммерции, можно привести деятельность «AmericaOnline» (AOL), особенностью которой является диапазон услуг, предоставляемых при уплате единой онлайновой цены. Сюда включены тысячи разных составляющих (в частности, более сотни онлайновых журналов, причем доступ может быть получен как к текущему материалу, так и к архивам предыдущих номеров). Каждая и» этих составляющих может быть продана по своей собственной цене. Однако и AOL этого не происходит, так как здесь задается единая цена на весь пакет. Наиболее важным фактором, способствующим онлайновому пакетированию, является то, что онлайновая поддержка (реализация онлайновых продуктов) требует низких дополнительных затрат, однако позволяет сохранять высокую потребительскую ценность (разница между этими величинами имеет название «спред маржи»). Это ведет к активному использованию пакетирования и технической поддержки. Вторым важным фактором, влияющим на эффективность пакетирования в онлайновом мире, является так называемое агрегатированное пакетирование. Когда пакетирование выгодно, пакет должен предназначаться типичному потребителю. Необычные или специальные составляющие могут храниться отдельно и оцениваться выше, однако основной продукт должен пакетироваться с учетом средних вкусов. Цель увеличить объем продаж для среднего потребителя. Пакетирование является типичным онлайновым подходом потому, что указанные два фактора часто друг друга усиливают. Если у компании высокий коэффициент маржи (отношение потребительной ценности цифрового продукта к дополнительным затратам на его воспроизводство) для онлайновых продуктов и если потребители ценят пакет больше, чем отдельные его составляющие, то он становится выгодным. Метод «реклама платит за товар» Данный метод ценообразования основывается на предположении о том, что можно продавать товары по цене ниже себестоимости, при этом получая прибыль из других источников. В роли этих источников выступают доходы от продажи и размещения рекламных объявлений. В настоящее время различные теле- и радиопрограммы финансируются исключительно за счет размещения рекламы. То же самое относится к большинству веб-сайтов, которые специализируются на предоставлении информации. Одновременно все чаще веб-сайты, которые предлагают традиционные товары и услуги, используют этот подход для возможности назначить невиданно низкие цены. В качестве примера использования данного метода ценообразования можно привести компанию «FreePC», которая занимается практически бесплатным распространением компьютеров. Чтобы получить ПК, пользователь должен ответить на целый список вопросов. Если пользователь соответствует определенным требованиям (другими словами, входит в одну из целевых групп рекламных объявлений), он действительно получает компьютер. Но в этом случае всякий раз, когда компьютер включен, пользователь должен просматривать предписанные рекламные объявления. Половина жесткого диска отводится под рекламную информацию, которая обновляется каждый раз, когда пользователь подключается к Интернету. Таким образом, интернет-продавец, который использует подобный метод ценообразования, способен предложить покупателям действительно значительно более низкие цены на свои товары по сравнению с конкурентами. При этом данный шаг не приведет к ухудшению его финансового состояния, так как он не лишает себя прибыли, как это может показаться на первый взгляд, и, кроме этого, приобретает новых покупателей, для которых более низкие цены — это повод отдать предпочтение именно данному продавцу. Метод одновременного динамического ценообразования (ОДЦ) Сегодня одним из основных факторов электронной коммерции является возможность осуществления контроля над потребителями, так как компьютерные технологии позволяют отследить появление каждого из них на сайте электронного магазина, что является источником важнейшей для продавца информации. Таким образом, перед компанией встает главная задача: предложить каждому индивидуальному покупателю «правильную» цену, рассчитанную «правильным» способом (методом). Стратегия ценообразования, активно использовавшаяся в доцифровую эпоху: «одна цепа для всех» — в условиях электронной торговли становится неактуальной. Интернет-технологии дают возможность ценообразованию снова стать индивидуальным, что подразумевает не предложение специальной цены для постоянных покупателей, а возможность продавать продукцию каждому покупателю по той цепе, которую он готов заплатить и тот или иной момент времени. Большинство используемых схем ценообразования привели к выводу о том, что продавцы конкурируют друг с другом за покупателей. В противовес этому Интернет может предложить иное: склонить покупателей конкурировать друг с другом за продавцов. Реализация данной схемы возможна через допущения: колебания цены под воздействием изменения спроса и предложения; информированности покупателя о том, что необходимый ему товар может быть приобретен им при достижении ценой определенного уровня; возможности покупателя назначить свою собственную цену и получить ответ продавца о приемлемости этой цены (принципы ценообразования фондовой биржи). В общем, все эти приемы так или иначе уже были апробированы в Сети, однако в определенных пределах. (Отличительной особенностью «одновременного динамического ценообразования» является возможность и необходимость объединения (т. е. использования при продаже одних и тех же товаров в одно и то же время) следующих моделей ценообразования, описанных ранее: • продажа товара по гибкой цене; • продажа товара по принципу «назовите свою цену»; • продажа товара через аукцион. Допустим, некоторая компания занимается розничной торговлей продукцией, которая в значительной степени подвержена влиянию технического прогресса, т. е. через какое-то время на рынке появится новая, более современная модель товара. Этот факт делает необходимым проведение распродажи оставшегося в наличии товара. Этот процесс традиционно сопровождается значительным снижен нем цены и, как результат, прибыли. Альтернативой классической распродаже в обычном магазине с явными потерями прибыли за счет снижения цены является продажа товара через веб-сайт магазина с использованием ОДЦ. Начало торговли магазин должен предварить установлением ряда фиксированных исходных параметров: цены, числа единиц продаваемой продукции, сроков проведения продаж. Согласно принципам гибкого ценообразования покупатель имеет возможность приобрести товар по рыночной цене, которая меняется при изменении соотношения спроса и предложения на данном локальном рынке товара в конкретный промежуток времени (при росте спроса цена увеличивается, при снижении падает). Одновременно с этим покупатели могут предлагать продавцу «свою цену», которая будет либо приниматься, либо отвергаться электронной системой на основе расчетов прибыльности компании в каждом случае. Покупатели могут разместить так называемые открытые заявки (покупка по наилучшей цене на данный момент времени) и лимитированные заявки (покупка по цене не выше определенного ее уровня) вплоть до полной распродажи. Некоторые покупатели предпочитают приобрести предлагаемый товар через аукцион. Однако при этом они должны постоянно учитывать возможность сокращения количества доступного (оставшегося в продаже) товара, так как чем больше продано товара через один канал, тем меньше его остается на долю всех остальных каналов, Это обстоятельство оказывает определенное давление на потенциальных покупателей, заставляя окончательно определиться. Результатом использования ОДЦ является продажа магазином большего количества наличного товара с большей скоростью и покрытием большего процента стоимости товара, так как данная модель ценообразования не предлагает продавцу предположить, по какой цене покупатель согласен будет приобрести товар, а позволяет покупателям самим сообщить эту информацию продавцу. Сегодня интернет-технологии нашли свое активное применение во многих отраслях экономики. Одной из наиболее актуальных сфер применения Интернета стала торговля ценными бумагами в сети. Этот вид деятельности носит название интернет-трейдинг. Началом истории современного интернет-трейдинга можно считать возникновение NASDAQ, которое относится к 70-м гг. XX в. История российского интернет-трейдинга началась только в конце 90-х гг. (когда в ноябре 1999 г. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) подключила к биржевому интерфейсу первую в России электронную брокерскую систему (шлюз) «Алор-трейд»), и его развитие характеризовалось четко определенными этапами. В настоящее время услуги интернет-трейдинга на фондовом рынке предлагают более 130 брокеров, и конкуренция постоянно усиливается. Это является стимулом к созданию новых, более совершенных торговых систем, расширению их функциональных возможностей. Результатом этого, в свою очередь, станет дальнейшее развитие рынка в целом, что найдет отражение в различных аспектах функционирования рынка и в первую очередь — связанных с вопросами ценообразования. Глава 22 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОЦЕНКА БИЗНЕСА
В экономической литературе существует точка зрения, что ценообразование на основную массу товаров и услуг, реализуемых на рынке, и оценка бизнес-операций: купля-продажа земли, оценка недвижимости, оценка машин, оборудования и транспортных средств, нематериальных активов, акций, облигаций и других видов ценных бумаг, купля-продажа предприятий и фирм при их слиянии и поглощении — осуществляются по разным законам, между собой не связанным и не оказывающим взаимного влияния. На наш взгляд, это ошибочная точка зрения. В товарном хозяйстве все цены формируются на основе действия законов рыночной экономики, взаимосвязанных и оказывающих воздействие на функционирование всей экономической системы. Формирование любой рыночной цены носит объективный характер и стремится отразить не индивидуальные, а общественно необходимые затраты на воспроизводство товаров и услуг. Но действующим международным стандартам формирование цен должно стремиться отразить рыночную стоимость. Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, когда сделка осуществляется на конкретном рынке, в условиях свободной конкуренции, когда обе стороны (продавец и покупатель) действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и на величине цены не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость стремится отразить те общественно необходимые затраты и другие рыночные условия, которые свойственны и характерны для основной массы сделок аналогичных товаров и услуг и превратиться, таким образом, в справедливую стоимость. Понятие «справедливой цены» интересовало участников рынка на протяжении многих веков. В старые времена купцов приговаривали к смерти, если они превышали общественно принятый уровень справедливой цены. В недавнюю эпоху социализма те, кто получал прибыль от продажи по цене, выше официальной (при официальной цене государство не могло удовлетворить спрос), считались преступниками. Даже в современной рыночной экономике «спекулянтом» часто критикуют в прессе, они осуждаются властью и бойкотируются обществе ни остью. Следовательно, понимание этого феномена важно и в наши времена. Спрос по цене более эластичен, когда цена выходит за рамки «справедливой» или «разумной». Что что значит «справедливая» цена? Менеджерам стоит мять на заметку, что концепция справедливости цены мало связана с прибыльностью. Нефтяные компании часто обвиняются в завышении цены, хотя их прибыль находится ниже среднего уровня прибыли американской промышленности. И наоборот, популярные развлечения (например, «DisneyWorld», государственные лотереи) и некоторые виды продуктов питания (шоколад «Godiva» и мороженое «Haagen- Dazs») являются дорогими и очень прибыльными, хотя при этом их цены не подвергаются нападкам критики. Концепция справедливости цены основана на трех принципах. Наиболее явный из них — это соотношение текущей цены к цене, которая была установлена на этот товар раньше. Обычно покупатели считают, что сильное увеличение цены является несправедливым, даже если оно вызвано необходимостью уравновесить спрос и предложение. Любое повышение цены на бензин всегда считается «несправедливым». Следовательно, потребители переключают свое внимание с привычных марок на другие марки и с дорогих на более дешевые. Компании, занимающиеся переработкой нефти, вынуждены уменьшать свои запасы при увеличении цен на нефть. Они могли бы сохранять производство на прежнем уровне, если бы потребители восприняли повышение цен как норму. На восприятие справедливости цены также влияют цены, по которым можно купить подобный товар. Наиболее четко это выявляется на примере фармацевтической промышленности. Пациенты и даже врачи считают, что цена лекарства выше $ 1 за дозу возмутительна, даже если уменьшение страданий больного или уменьшение затрат на другие медицинские услуги, вызванные потреблением этого препарата, оправдывают его цену. Но так как большинство таблеток (аспирин, витамины) стоят всего лишь несколько центов за дозу, то люди думают, что и все другие таблетки должны стоить столько же. Покупатели также ожидают, что цена товара будет ниже в некоторых местах или ситуациях. В ходе известного сейчас эксперимента людей просили представить, что они лежат на пляже и очень хотят выпить кружку своего любимого пива. Их друг идет в близлежащий магазин и мог бы принести это пиво, если его цена не будет слишком высока. Каждого испытуемого просили назвать максимальную цену, которую они готовы заплатить за пиво, причем половине из них сказали, что друг идет в курортный отель, а другой половине — что он идет в деревенский магазинчик. И хотя никто из них не должен был сам никуда идти, цена, которую они назвали, была разной. Те, кто думал, что пиво купят в отеле, назвали цену в $2,65, что намного превысило цену, которую назвали те, кто «покупал» в деревне — $1,50. И наконец, восприятие справедливости цены связано с тем, какова цель покупки: поддержка привычного уровня жизни (чтобы избежать потерь) или приобретение чего-то большего (достижение цели). Товары, нужные для поддержания прежнего уровня жизни, называются необходимыми товарами, даже если человечество на протяжении большей части своей истории обходилось без них. Если на товары этой группы устанавливается высокая цена, то она воспринимается как несправедливая. Люди не принимают высоких цен на медицинское обслуживание, так как думают, что они не должны платить за то, чтобы быть здоровыми К тому же раньше они были здоровы без всяких таблеток и посещении врача — так почему же сейчас они должны платить за то, что всегда доставалось им абсолютно бесплатно? Но в то же время эти самые люди могут покупать новый автомобиль, драгоценности или путевку на курорт, даже не задумываясь о том, дорого ли это или насколько поднялись цены. Затраты на дополнительные блага характеризуются тем, что высокая цена лишь сокращает размер получаемого удовлетворения (качество автомобиля, размер бриллианта, продолжительность отпуска), в то время как высокая цена необходимых товаров снижает качество жизни. К счастью, восприятием справедливости можно управлять. Компании, вынужденные часто менять цены, чтобы уравновесить спрос и предложение или чтобы разделить покупателей на категории в зависимости от их ценовой чувствительности, стараются установить наибольшую возможную «нормальную» цену. Это дает им возможность предоставлять скидки практически всем, что выглядит более справедливым, нежели начисление надбавок к низкой начальной цене. Попытки определить справедливую стоимость в РФ сформулированы в Постановлении Правительства РФ «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ» от 13.08.06 № 500. По принятым правилам, таможенная стоимость вывозимых товаров является стоимостью сделки с ними, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при их продаже на вывоз из РФ. При определении таможенной стоимости вывозимых товаров в нее могут быть включены следующие расходы, если они не были включены ранее: а) на выплату вознаграждения агенту (посреднику) за оказание услуг; б) па тару, на упаковку, стоимость товаров и услуг, которые были предоставлены покупателям бесплатно или по сниженной цене, сырье, материал ы и комплектующие изделия, являющиеся частью вывозимых товаров, инструменты, штампы, формы и др., использовавшиеся при производстве товаров, проектную документацию, художественное оформление, конструкторские работы, дизайн, необходимые для производства оцениваемых товаров; платежи за использование объектов интеллектуальной собственности и другие платежи, которые косвенно причитаются продавцу при их последующей продаже. Оценка бизнеса Под бизнесом в мировой практике принято понимать инициативную самостоятельную экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою индивидуальную ответственность в целях получения прибыли и обеспечения расширенного воспроизводства (развития своей фирмы (предприятия)). На основе создания бизнес-структур осуществляется продажа товаров, выполнение определенных видов работ, оказание услуг. Под бизнесом понимается также предпринимательская (коммерческая) деятельность. Принято различать: • бизнес рисковый (венчурный) — вкладывание средств в создание новых технологий и получение прибыли за счет использования результатов научных исследований (купля-продажа патентов и др.); • транзитный бизнес, когда банки получают кредиты у нерезидентов в иностранной валюте и предоставляют кредиты нерезидентам; • бизнес малый, когда создается большое количество мелких предприятий (фирм) для осуществления предпринимательской деятельности. Мелкий бизнес по числу занятых существенно различается (от 1 до 100 человек). В РФ принято считать мелкими предприятиями фирмы, в которых занято до 50 человек; • бизнес средний, крупный международный, когда создаются фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью в различных странах. Международный бизнес имеет свою специфику и на основе глобализации мировой экономики приобретает все более широкий характер. При проведении бизнес-операций требуется осуществление оценочной деятельности. Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление рыночной стоимости объектов бизнеса. Оценочная деятельность в РФ осуществляется на основе Федерального закона «Об оценочной деятельности», принятого 29 июня 1998 г. № 135-ФЭ, и Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принятого 7 июня 2006 г. № 153-ФЭ. По этим законам субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями федерального закона. Объектами оценки могут быть материальные вещи, земля, недвижимость, совокупность имущества лица, предприятия, в том числе машины, оборудование, транспортные средства, нематериальные активы (интеллектуальная собственность), права собственности на имущество или отдельные части этого имущества, виды ценных бумаг (акции, облигации), долговые обязательства, купля-продажа фирм (предприятий) при их реструктуризации, объединении, расширении сферы деятельности. Могут оцениваться любые объекты гражданских прав, которые в соответствии с законами РФ включены в Гражданский кодекс. Проведение оценки является обязательным при определении стоимости объекта оценки, принадлежащего РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям при их приватизации, передаче в доверительное управление, при продаже объектов оценки, при определении объекта оценки в качестве вклада в уставный капитал, при национализации имущества, при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц и в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки, при составлении брачных контрактов и разделе имущества при разводе супругов, при выкупе имущества, изымаемого для государственных и муниципальных нужд, в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения споров о размерах налогооблагаемой базы. Оценка проводится и в других случаях. ()цепка осуществляется на основе применения стандартов оценочной деятельности, федеральных, а также стандартов и правил оценочной деятельности, разработанных саморегулируемыми организациями оценщиков. Федеральные стандарты разрабатываются Национальным советом по оценочной деятельности и утверждаются уполномоченным федеральным органом по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Стандарты должны соответствовать Конституции РФ, международным договорам РФ и нормам Федерального закона «Об оценочной деятельности». Большинство профессионалов сходятся во мнении о существовании трех подходов определения стоимости предприятия (бизнеса): затратного, сравнительного и доходного. Определенные виды предприятий, как правило, оцениваются на основе их коммерческого потенциала (например, бензозаправочная станция или гостиница). Объем продаж бензина, число постояльцев в гостинице являются источниками дохода, который после сравнения со стоимостью операционных расходов позволяет определить доходность данного предприятия. Такой подход к оценке называется доходным. Доходный метод основан на капитализации или дисконтировании прибыли, которая будет получена в случае сдачи недвижимости в аренду. Результат по данному методу включает в себя и стоимость здания, и стоимость земельного участка. Если предприятие (бизнес) не продается и не покупается, если не существует развитого рынка данного бизнеса, когда соображения извлечения дохода не являются основой для инвестиций (больницы, правительственные здания), оценка может производиться на основе определения стоимости строительства с учетом амортизации и добавления стоимости замещения с учетом износа, т. е. затратным методом. В том случае, когда существует рынок бизнеса, подобный оцениваемому, можно использовать для определения рыночной стоимости метод сравнительный или рыночный, базирующийся на выборе сопоставимых объектов, уже проданных на данном рынке. В практике операций с оценкой предприятий встречаются самые различные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производится оценка, и т. д. При этом, если на рынке обращаются десятки или сотни однородных объектов, целесообразно применение сравнительного метода. Для оценки сложных и уникальных объектов предпочтительнее затратный метод. На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости. Каждый из трех названных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов, Так, доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоком, Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости. При сравнительном подходе используются метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. Методы дисконтированных денежных потоков, рынка капитала и отраслевых коэффициентов ориентированы на оценку предприятия как действующего и которое будет и дальше действовать. Метод чистых активов и метод сделок, напротив, применимы и для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие либо существенно сократить объем его выпуска. Метод капитализации разумен для применения к тем предприятиям, которые успели накопить эти активы в результате капитализации своих в предыдущие периоды; иными словами, этот метод наиболее адекватен оценке «зрелых» по своему возрасту предприятий. Метод дисконтированных денежных потоков более применим для оценки молодых предприятий, не успевших заработать достаточно прибылей для капитализации в дополнительные активы, но которые тем не менее имеют перспективный продукт и обладают явными конкурентными преимуществами по сравнению с существующими и потенциальными конкурентами. Методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов пригодны при условии строгого выбора компании-аналога, которая должна относиться к тому же типу, что и оцениваемое предприятие. Возможность и даже во многих случаях необходимость (для получения более достоверного результата) применить к оценке конкретного предприятия в конкретной инвестиционной ситуации разные методы оценки бизнеса приводит к достаточно элементарной идее «взвешивания» оценок, рассчитываемых по разным методам, и суммирования таких «взвешенных» оценок. При этом весовые коэффициенты значимости оценок по разным, в принципе допустимым в данной ситуации методам оценки понимаются как коэффициенты доверия к соответствующему методу. Эти коэффициенты сугубо экспертны. Окончательная оценка стоимости предприятия (бизнеса) может быть определена по формуле: где Vi — оценка стоимости предприятия (бизнеса) i-м методом (все применимые методы оценки произвольно нумеруются); i = 1,..., n — множество применимых в данном случае методов оценки; Zi — весовой коэффициент метода номер i. Очевидно, что при этом разумное выставление коэффициентов Z является одним из главных свидетельств достаточной квалифицированности и непредвзятости оценщика бизнеса. Необходимость оценки российских компаний в настоящее время связана с перераспределением собственности, приватизированной в начале 90-х гг. Проблема состоит в том, что прямое применение классических методов оценки стоимости бизнеса к российским предприятиям затруднено в силу объективных причин: • неразвитость российского рынка ценных бумаг (в настоящее время фактически он отсутствует), вследствие чего нет информации но рыночной котировке ценных бумаг оцениваемого предприятия; • информационная закрытость российского рынка — в ряде случаев невозможно получить публичную финансовую отчетность даже открытых акционерных обществ, что затрудняет сбор информации по компаниям-аналогам; • измеряемая сотнями и тысячами наименований номенклатура продукции, выпускаемой российскими промышленными предприятиями, и нахождение аналогов оцениваемого предприятия не только в нашей стране, но и за рубежом; • большинство оцениваемых предприятий показывает прибыль, близкую к нулю, что является следствием уклонения от уплаты налога на прибыль, либо они вообще убыточны, что является следствием общего состояния экономики в стране или следствием неэффективного менеджмента. Таким образом, использование метода дисконтированного денежного потока также проблематично; • различно значение факторов, участвующих в формировании стоимости предприятия. За рубежом такой ресурс, как земля, теряет свое доминирующее значение при рассмотрении бизнеса. Для России земля, или фактор местоположения, играет существенную роль (это большие размеры самих предприятий, удаленность поставщиков сырья, наличие соответствующей инфраструктуры в регионе); • наличие слоя акционеров, которые получили акции бесплатно или почти бесплатно в процессе приватизации. Отличительной чертой экономики РФ в настоящее время является ее нестабильность. Риски, с которыми сталкиваются предприниматели в России, намного превышают средние величины, характерные для стран с развитыми рыночными отношениями. Положение усугубляется высокими темпами инфляции, которые приводят к тому, что та незначительная информация, которую можно получить (или которая имеется) для оценки стоимости предприятия, отражает бизнес в «кривых зеркалах». Инфляционные процессы сказываются на положении предприятия: занижают стоимость имущества предприятия; накопление денег для капитальных вложений становится невозможным; доминируют краткосрочные интересы предприятия. Мри оценке российских предприятий особое значение приобретает дата проведения оценки. Привязка оценки ко времени особенно важна, когда, с одной стороны, рынок перенасыщен собственностью, находящейся в предбанкротном состоянии, и испытывает недостаток инвестиционных ресурсов — с другой стороны. Для российской экономики характерно превышение предложения всех активов, в том числе недвижимости, над платежеспособным спросом. Этот дисбаланс в сторону предложения непосредственно влияет на ожидаемую стоимость предлагаемого в продажу имущества. Цена имущества в условиях сбалансированного рынка не совпадает с ценой в условиях рыночной депрессии. Но владельцев имущества и инвесторов интересует именно реальная цена, которая будет предлагаться на конкретном рынке, в конкретный момент и в конкретных условиях. Покупатели стремятся уменьшить вероятность потери своих денег и требуют предоставления определенных гарантий. Поэтому при определении цены предприятия необходим учет всех факторов риска, в том числе риска инфляции и банкротства.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |