КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирование рынка и тарифов транспортных услуг 5 страница
В сфере услуг применяются те же стратегии ценообразования, что и на товары. Следует только отметить, что в число широко применяемых стратегий ассортиментного ценообразования в данном случае входит стратегия «двухсоставной», или «двухчастной», цены, в соответствии с которой цена услуги делится на две части — фиксированную (за основную услугу) и переменную (за дополнительные услуги). В качестве примера можно назвать парк аттракционов, при входе в который взимается входная плата, а затем за пользование каждым аттракционом надо платить отдельно. По такому же принципу взимается плата за пользование услугами сотовой телефонной связи или Интернета. Теоретически «двухчастная» цена связана с ценовой дискриминацией и предполагает некоторые варианты изъятия потребительского излишка. Предприятия сферы услуг постоянно ищут более эффективные ценовые стратегии. В их число входит двухчастный тариф «с искажением», при котором, уплатив входную плату, потребитель получает право на получение определенного количества единиц услуги бесплатно, т. е. отсутствует плата за использование. В настоящее время такая стратегия широко применяется при реализации услуг сотовой телефонной связи и Интернета, когда пользователь получает возможность общения с партнером в течение некоторого количества минут без оплаты. Такое «искажение» позволяет фирме установить более высокую входную плату без потери большого числа мелких потребителей: по такой схеме эти потребители практически не платят за пользование услугой, хотя высокая входная плата почти полностью забирает их потребительский излишек. В некоторых случаях, наоборот, отсутствует входная плата, что привлекает потребителей и позволяет фирме увеличить прибыль за счет более высокой платы за использование. Основным методом ценообразования в сфере услуг является определение цен на основе издержек с учетом состояния рынка. Применение методов ценообразования на основе воспринимаемой ценности товара и спроса затруднено, так как большинство услуг имеет индивидуальный характер и отсутствует возможность прямого сравнения с альтернативными вариантами. В заключение следует отметить, что кроме узкого круга государственных регулируемых цен цены на большинство услуг являются в настоящее время свободными, т. е. устанавливаются организациями-производителями исходя из конъюнктуры рынка, качества услуги и процесса обслуживания и уровня затрат на их оказание. Причем предприятие самостоятельно выбирает как вид ценовой стратегии и тактики, так и метод ценообразования, позволяющие наилучшим способом решить поставленные задачи повышения эффективности коммерческой деятельности. Таким образом, ценообразование является активным целевым инструментом управления предприятиями в сфере услуг. Глава 14 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 14.1. Экономическая сущность и виды страхования В соответствии со ст. 2 Закона «Об организации страховой деятельности в РФ»: «Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков». Страховая деятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием». Экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба граждан, участвующих в формировании этих фондов. Поскольку возможный ущерб (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве, так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба пострадавшим лицам происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов. Наряду с обеспечением страховой защиты лиц, заключивших соответствующие договоры, страхование играет также важную социальную роль в жизни современного рыночного общества. Основными функциями страхования, выражающими его общественное назначение, являются следующие функции. • Инвестиционная функция, которая состоит в том, что за счет временно свободных средств страховых фондов происходит финансирование экономики. Страховые компании накапливают у себя большие суммы денежных средств, которые предназначены на возмещение ущерба, но до тех пор, пока не наступил страховой случай, они могут быть временно инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и по другим направлениям. Эта деятельность страховых компаний находится под строгим контролем государства. • Предупредительная функция. Состоит в том, что за счет части средств страхового фонда финансируются мероприятия по уменьшению страхового риска. Например, за счет части средств, собранных при страховании от огня, финансируются противопожарные мероприятия, а также мероприятия, направленные на уменьшение возможного ущерба от пожара. • Сберегательная функция. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита, так как происходит накопление по договорам страхования определенных сумм. Сбережение денежных сумм, например, с помощью страхования на дожитие, связано с потребностью и страховой защите достигнутого семейного достатка. • Контрольная функция заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций. Рынок страховых услуг в современной России начал складываться по историческим меркам совсем недавно. В мае 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации*, в котором предусматривалось, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. Именно с появлением этого закона государственная монополия в области страхования была практически снята. 27 ноября 1992 г. был принят Закон РФ «О страховании» (который в редакции Федерального Закона «Об организации страхового дела в РФ» от 31.12.1997 № 157-ФЗ), четко сформулировавший правовые основы российского рынка страховых услуг. Рынок страховых услуг — это система социально-экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи специфического товара — «страховой услуги» - («страхового покрытия», «страховой защиты»). На рынке страховых услуг происходит определенным образом организованная во времени и пространстве «встреча» спроса на страховые услуги в товарной форме и предложение этих услуг. В РФ, как и в ряде западных стран, сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка: • I ступень — Гражданский кодекс страны, законодательные и правовые акты, имеющие статус кодекса; • II ступень — специальные законы по страховому делу; • III ступень — нормативные акты министерств, ведомств по страховому делу. В основу классификации страхового дела в РФ положены два критерия: • волеизъявление сторон; • различия в объектах страхования. На основе критерия волеизъявления сторон страховых отношений все виды страхования подразделяются на две формы (см. ст. 3 Закона «Об организации страхового дела в РФ»): • добровольную; • обязательную. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями закона. Обязательное страхование осуществляется и силу закона. Виды, уел он и я и порядок проведения должны определяться соответствующими законами РФ. И Гражданском кодексе РФ (гл. 48, ст. 927, 929, 931, 932, 934) с момента его принятия декларировались две отрасли страхования: имущественное и личное. В современной редакции ст. 4 Закона «Об организации страхового дела в РФ» также установлены две отрасли: • личное, где объектами могут быть имущественные интересы, связанные: 1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни); 2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование); • имущественное, где объектами могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с: 1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); 2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности); 3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков). Страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается. Если федеральным законом не установлено иное, допускается страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования и (или) личного страхования (комбинированное страхование). Для конкретизации страховых отношений для субъектов РСУ необходимо деление отраслей на подотрасли страхования. Это деление дает, в свою очередь, страховщикам укрупненные показатели планирования их деятельности. Последнее имеет принципиальное значение, так как отрасль — слишком крупный показатель, а конкретных видов страховых услуг такое множество, что введение их в бизнес-план сделает его громоздким и неуправляемым. Для классификации страхования на подотрасли кроме сквозного отраслевого признака (различия в объекте страхования) появляются другие, более конкретные признаки. Например, в основе деления на подотрасли имущественного страхования могут лежать различия в формах собственности, в категориях страхователей, являющихся владельцами соответствующего имущества, т. е. различия в субъектах страхования. Вид страхования — это страхование однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности от характерных для них опасностей по соответствующим тарифным ставкам. Часто вид страхования называют первичным звеном классификации, так как исторически страхование началось с видов и постепенно разрасталось до уровня отраслей. В настоящее время в ст. 32.9 закона «Об организации страхового дела в РФ» указано двадцать три вида страхования: 1. страхование жизни па случай смерти, дожитии до определенного возраста или срока либо наступлении иного события; 2. пенсионное страхование; 3. страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; 4. страхование от несчастных случаев и болезней; 5. медицинское страхование; 6. страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта); 7. страхование средств железнодорожного транспорта; 8. страхование средств воздушного транспорта; 9. страхование средств водного транспорта; 10. страхование грузов; 11. сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных); 12. страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования; 13. страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств; 14. страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; 15. страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта; 16. страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта; 17. страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта; 18. страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты; 19. страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг; 20. страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам; 21. страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору; 22. страхование предпринимательских рисков; 23. страхование финансовых рисков. Таким образом, закон устанавливает закрытый перечень видов страхования, на осуществление которых страховщик в установленном порядке должен получить лицензию. В лицензии страховщика указываются виды страхования исключительно из этого перечня, что позволит его контрагенту точно определить пределы правоспособности страховщика. Все виды страхования делят на четыре группы: • личное страхование (виды 1-5); • имущественное страхование (виды 6-13); • страхование ответственности (виды 14 - 21); • страхование риской (виды 22 и 23). От осуществляемых видов страхования зависят особенности организации финансовой деятельности страховщиков и расчета цен на страховые услуги. В этом смысле все страхование подразделяется на: • накопительное страхование (страхование жизни); • рисковое страхование (все виды страхования иные, чем страхование жизни). Накопительное страхование относится к долгосрочным видам страхования. Его суть сводится к тому, что страхователь помещает свои денежные средства не на банковский счет, а предоставляет их страховой компании, которая будет в дальнейшем инвестировать средства в целях получения дохода. Договоры по видам страхования иным, чем страхование жизни (страхование имущества, ответственности, здоровья), преимущественно заключаются на срок до одного года и являются краткосрочными. Такое страхование называют рисковым, так как страховая выплата будет произведена только в том случае, если страховой случай произойдет. Начиная с XV-XVI вв. страхование является объектом контроля и регламентации со стороны государственных органов и организаций во всех странах мира. В настоящее время государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ» (см. ст. 30.2 закона «Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992 г. в редакции ФЗ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ и ФЗ № 204-ФЗ от 20 ноября 1999 г.). Основные функции этого надзорного органа также определены в вышеупомянутом законе (см. ст. 30 п. 3): 1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; 2) ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; 3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; 4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; 5) выдача в предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в УК) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями; 6) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции определенного органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью; 7) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании. Федеральный орган по надзору вправе: получать от страховщиков отчетность и другую информацию, а также информацию от других граждан; производить проверки; при выявлении нарушений страховщиками давать им предписания по их устранению вплоть до отзыва лицензии; обращаться в Арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика и случае неоднократного нарушения им законодательства РФ или осуществления деятельности без лицензии. Но роль государства в организации и регулировании страхового рынка страны не ограничивается лишь существованием надзорной службы (хотя ее роль и очень важна). В условиях рынка основная задача государства — стимулирование развития страхования. В частности, к методам государственного регулирования страховой деятельности относятся: 1) создание стабильного законодательства, определяющего единые «правила игры» на страховом рынке для всех его субъектов; 2) формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг; 3) создание эффективной системы государственного надзора за деятельность страховых организаций (о чем уже говорилось выше); 4) организация системы гарантий выполнения страховыми организациями своих обязательств перед потребителями страховых услуг; 5) организация и защита добросовестной конкуренции на страховом рынке; 6) создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки кадров в области страхования; 7) регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном рынке; 8) проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг; 9) создание благоприятных условий для инвестирования страховщиками своих резервов и других средств. Экономическими субъектами рынка страховых услуг в РФ могут быть согласно законодательству: 1. покупатели услуг по страховой защите своих интересов; 2. продавцы этих услуг; 3. посредники между покупателями и продавцами страховых услуг; 4. застрахованные лица; 5. выгодоприобретатели; 6. третьи лица. Покупателями страховых услуг могут быть дееспособные физические и иные лица, у которых возникла осознанная (добровольно или в силу закона) и обеспеченная потребность в страховой защите чего-либо, например: имущества; личностных интересов своих или третьих лиц; своей гражданской ответственности. Вышеуказанные субъекты при заключении страховой сделки приобретают статус страхователя (см. ст. 5 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). Продавцом страховых услуг в РФ по закону могут быть только юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и имеют специальную лицензию, полученную в (федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Продавцы страховых услуг, отвечающие всем требованиям законодательства, называются страховщиками (ст. 6 закона), а в особых случаях перестрахователями и перестраховщиками. 14.2. Страховая услуга как товар «Страховая услуга» — специфический товар. Сложность и особенность продажи страхового товара в том, что он невидим, как и некоторые другие услуги, продаваемые за деньги (например, пение на концерте). Но есть особенности, отделяющие страховой товар (услугу по страховой защите) от нестраховых услуг. Продавец билетов на концерт, получив деньги, либо сразу пропускает покупателя в концертный зал, либо в то время и день, которые указаны в билете. Если концерт не состоялся, деньги покупателям билетов возвращаются. Что касается страхового товара, то он предлагается на рынке покупателям как обещание, оговоренное множеством условий, отдаленное от выполнения неопределенным сроком. Данное обещание может быть и вовсе не выполнено, если при рисковом страховании не произойдет события, от которого покупатель страховался, заплатив свои деньги. Таким образом, страховщик на рынке предлагает сделку, в итоге которой деньги покупатель платит непременно (как правило, при подписании договора, но возможна и рассрочка платежа), а материализацию страхового товара получит, возможно, в будущем. Таким образом, по содержанию страховой товар — единство еще не материализованной услуги (обещание услуги) и уже материализованной (страховая выплата) услуги в страховой защите интересов потребителя. До наступления страхового случая реализуется только одна сторона — это обещание услуги в страховой защите. Обещание это гарантировано письменным договором и страховыми резервами страховщика. Нужно отметить, что эти гарантии обеспечивают страхователю различные полезные эффекты: спокойствие, чувство уверенности в себе, в делах, положительный имидж «солидного» партнера, возможность получения кредита и т. п. Письменное обещание и гарантия страховой защиты и есть первая сторона (часть) страховой услуги как товара. Вторая сторона страхового товара связана с тем, что при наступлении страхового случая, от которого страховался клиент, нематериальная услуга (гарантированное письменное обещание в страховой защите) материализуется в виде страховой выплаты: например, в возмещении ущерба, нанесенного интересам страхователя. Сложность предложения страхового товара усугубляется еще и тем, что после прочтения договора страхования большинство клиентов не всегда могут понять то, что в нем написано, так как страховые термины и понятия (но без них не обойтись) сложны и для «среднестатистического» клиента представляются как «ловушка», вызывают подозрения. Следующей отличительной особенностью специфического товара «страховая услуга», является то, что издержки производства этого товара, а также и прибыль по всем этапам лишь прогнозируются, предполагаются на основе прошлых наблюдений. Их точные размеры становятся известны страховщику только при совершении страхового случая, исчислении ущерба, определении возмещения и выплаты по нему, т. е. только при индивидуальной материализации услуги по страховой защите. И наконец, одной из главных особенностей сбыта страхового товара является индивидуализация требований конкретного страхователя но отношению к типовому договору страхования. Практически невозможно найти два одинаковых договора страхования, совпадающих абсолютно по всем экономическим показателям. Цена страховой услуги, как любая рыночная цена, складывается на конкурентной основе при взаимодействии спроса и предложения. В настоящее время существует несколько мнений, что называть «ценой» страховой услуги. Ряд авторов (В. В. Шахов, Л. И. Рейтман, А. А. Гвозденко, Ю. А. Слетухов и др.) считают, что под ценой страховой услуги следует понимать страховой тариф (или тарифную ставку). (Страховой тариф представляет собой либо денежную плату со 100 руб. страховой суммы в год, либо определенный процент от совокупной страховой суммы. Главная часть страхового тарифа (нетто-ставка) предназначена для создания фондов, выплаты страхового возмещения в имущественном страховании и страховании ответственности, страховых сумм в личном страховании. Вторая часть страхового тарифа (нагрузка) имеет целью покрытие других расходов, связанных с проведением страхования. Ставка платежа в целом называется брутто-ставкой. На основе тарифной ставки исчисляется страховой взнос, уплачиваемый страхователем страховщику. Страховой взнос (страховой платеж, страховая премия) представляет собой произведение страхового тарифа, выраженного в деньгах, на число сотен страховой суммы, либо процентной тарифной ставки на совокупную страховую сумму. Страховой взнос каждого страхователя выражает его долю, его участие в формировании страхового фонда, поскольку страхование является замкнутой раскладной ущерба между страхователями. Авторы другого подхода (В. Б. Гомелля, К. Г. Воблый и др.) считают, что страховой тариф — это лишь расчетная единица величины стоимости страховой услуги, а ценой страховой услуги является страховой взнос. Данная позиция базируется на утверждении, что стоимость на рынке выражает себя в денежной форме, т. е. в форме цены. Страховщик производит продажу страховой услуги за деньги при помощи страхового взноса (премии). Страховые взносы существенно зависят от спроса, предложения, конкуренции и других рыночных факторов. А отклонение цены от стоимости (в любую сторону) под воздействием указанных факторов есть важнейший признак цены. По этой причине на страховом рынке именно страховой взнос следует называть ценой страховой услуги. Таким образом, авторы данного подхода идентифицируют страховой тариф со стоимостью товара «страховая услуга», а страховой взнос — с ценой товара «страховая услуга». Третий подход (А. Н. Кирсанов, Н. В. Васильева и др.) к определению цены страховой услуги представляется весьма специфичным. Его авторы исходят из того, что страховой взнос, исчисленный на основе брутто-тарифа, состоящего из нетто-тарифа и нагрузки, также делится соответственно на две части. Большая часть страхового взноса, которая соответствует нетто-тарифу (как правило, от 60 до 95%), используется и совершенно особом порядке: с одной стороны, она обязателыю направляется па выплату страховок) возмещения (страховой суммы), с другой она необязательно выплачивается тому страхователю, который ее уплатил. За счет той части страхового взноса, которая соответствует нагрузке, формируется фонд денежных средств, используемый страховщиком в следующих целях: • на оплату труда работников страховой организации; • на приобретение оборудования и инвентаря и другие общехозяйственные и коммерческие расходы; • на отчисления в запасные и резервные фонды; • па отчисления на социальные нужды; • на формирование прибыли. Таким образом, именно эта часть страхового взноса соответствует по составу и структуре той части цены, которая в других отраслях народного хозяйства состоит из себестоимости и прибыли. Учитывая, что обороты по реализации страховых услуг не облагаются налогом на добавленную стоимость, данную часть страхового взноса можно идентифицировать с оптовой ценой предприятия. В связи с этим предлагается считать ценой страховой услуги не всю сумму взносов, а только ее часть, соответствующую нагрузке. По нашему мнению, наиболее обоснованным является признание страхового тарифа ценой страховой услуги. В исчислении же страхового взноса участвует сам страхователь, так как именно от него зависит выбор страховой суммы. В имущественном страховании страховая сумма не должна превышать действительной стоимости страхуемого объекта. В личном страховании пределов страховой суммы вообще не существует: она устанавливается по соглашению сторон. Единственный ограничитель — платежеспособность страхователя. Таким образом, при одном и том же тарифе на один и тот же вид страховой услуги у одного и того же страховщика мы получим всегда разные результаты при исчислении страхового взноса в зависимости от содержания договора страхования. Следовательно, страховой взнос не может быть назван ценой страховой услуги данного страховщика. Предложение разбить страховой взнос на две части и лишь ту часть, которая соответствует нагрузке, сообщать страхователю как цену страховой услуги, также представляется несостоятельным. Во-первых, как было указано выше, сам страховой взнос является не ценой, а суммой, которую страхователь определяет в договоре страхования в зависимости от страховой суммы, во-вторых, страховщик будет вынужден каждый раз давать объяснения в отношении части страхового взноса, соответствующей нетто-ставке, либо данная величина должна быть у всех страховых компаний одинакова (например, установлена законом), что в условиях рынка невозможно. По действующим имущественным видам страхования за основу нетто-ставки принимается средняя за ряд (пять, десять и более) лет убыточность страховой суммы, которая определяется как отношение суммы страхового возмещения к совокупной страховой сумме всех объектов страхования. В личном страховании нетто-ставка складывается под воздействием продолжительности жизни людей, травматизма от несчастных случаев. При введении новых видов страхования или изменении их условий фактором, определяющим уровень нетто-ставки, является вероятность страхового случая, определяемая на основе данных статистики и путем экспертных оценок. Таким образом, если под ценой страховой услуги понимать страховой тариф, то нижнюю границу этой цены можно было бы определить на уровне нетто-ставки. Но при таком уровне цены страховая компания не только не получит прибыли, по и не будет иметь возможности нести издержки по ведению дела. Верхняя граница цены страховой услуги определяется, с одной стороны, потребностями страховщика, с другой — объективными факторами: размерами спроса на данную услугу и величиной банковского процента. Банковский процент существенно влияет на страховую деятельность. Во-первых, тенденции динамики банковского процента в сравнении со страховыми тарифами определяют решение клиента (потенциального страхователя), как ему противостоять возможному случайному ущербу имуществу или здоровью. Вполне возможно, что ссуда, взятая в банке, или накопление в нем денег для самофинансирования выгоднее, чем страхование. Поэтому страховые компании вынуждены соизмерять размеры страховых тарифов с банковским процентом. Во-вторых, деньги, полученные страховой компанией в виде страховых взносов и временно свободные до момента выплаты страховых возмещений (или страховых сумм), могут и должны использоваться страховщиком в коммерческих целях: инвестировать в финансовые (например, в ценные бумаги) и другие активы (например, и недвижимость), предоставляться в кредит (например, ссуды своим же страхователям), т. е. приносить инвестиционный доход. Наличие данного дохода выгодно не только страховщику (как это может показаться на первый взгляд), но и страхователю.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |