Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование рынка и тарифов транспортных услуг 4 страница




В 2000 г., но данным МПС, по российским железным дорогам было перевезено 1089,5 млн т всевозможных грузов, из которых на долю частных компаний опера юров пришлось 8%, или около 80 млн т грузов.

И структуре грузооборота операторов в основном преобладают экспортно-ориентированные товары (нефтепродукты 30% от всего объема перевозок, уголь 27%, железорудное сырье 19%, щебень 15%, металлы 7%, лес 2%).

По роду и характеру деятельности операторские компании делятся на несколько видов: те, что осуществляют общесетевые перевозки (по всей территории России), и те, что работают строго по маршруту «из пункта А в пункт Б», т. е. перево­зят грузы от производителя сырья к конечному потребителю.

Среди последних преобладают «дочки» крупных предприятий, главная задача которых — не извлечение прибылей из перевозческого бизнеса, а сокращение транспортных расходов «материнской» компании и своевременная подача вагонов.

Это операторские фирмы «Северстальтранс», «ММК-Транс», «Юкос-терми­нал», «Апатит-Транс» и целый ряд других, созданные при участии крупных ме­таллургических угольных и нефтяных компаний.

К примеру, «Северстальтранс», основанная в 1996 г., ежемесячно экспедирует около 4 млн т грузов металлургического комбината «Северсталь». А ООО «МТК ЮниТранс» получила статус операторской компании специально для обслужи­вания грузопотоков предприятий, входящих в холдинг «Русский алюминий».

Операторов подразделяют на крупные в зависимости от маршрутов и расстоя­ний, на которые перевозят грузы. 44% маршрутов приходится на прямое сообще­ние (работа на нескольких дорогах внутри страны), 39% — на экспортное и толь­ко 17% — на местное (работа внутри одной дороги, например Московской).

Что же касается такого показателя, как дальность, то на перевозках на расстоя­ние до 500 км работают компании «Красопергруз», «Дальлестранс», «Линк Ойл», «Новотранс»; от 500 до 3000 км — «Северстальтранс», «Балттранссервис», «Рус­ский мир» и др., а свыше 3000 км — «ЮниТранс», «Транс-Арсенал» и «ЗапСиб- Транссервис».

Доход от эксплуатации своего и арендованного имущества компаний-операто­ров складывается из двух составляющих. Первый источник — та самая 15-20-про­центная скидка с тарифа, которую дает министерство частным операторам. Точ­ный ее размер зависит от вида груза и расстояния транспортировки (чем дальше, тем скидка больше). Заключая договор с грузоотправителем, оператор поднимает цену на размер скидки: разница между суммой, уплаченной оператором МПС, и суммой, полученной им от грузоотправителя, и становится доходом оператора. Экспортные перевозки — самый прибыльный сектор в структуре перевозок МПС. Достаточно сказать, что за доставку нефтепродуктов на расстояние 1800 км (к при­меру, из Тюмени в Эстонию) МПС, если используется его вагон-цистерна, возьмет $105 за т. С компании-оператора, перевозящей груз в своей или арендованной цис­терне, министерство потребует $77. Разница в $28 с каждой цистерны — это и есть та самая скидка с базового министерского тарифа, из которой оператор покрывает собственные расходы (к примеру, аренду вагона) и получает прибыль.

По экспертным оценкам, на внутренних перевозках чистая прибыль составля­ет в среднем 20% от затрат, на внешних может доходить и до 35%.

12.1.5. Тарифы на перевозки пассажиров в Санкт-Петербурге

И Санкт-Петербурге перевозки пассажиров на наземном транспорте осуществляют: 10 автобусных парков, 9 трамвайных, 6 троллейбусных и 1 трамвайно-троллейбусный парк. К перевозкам на маршрутах автобусов-экспрессов и маршрутных такси привлекаются предприятия различных организационно-правовых форм собственно­сти, а также отдельные предприниматели.

В городе установлено 195 городских автомобильных маршрутов общей протя­женностью в 1953,2 км, 63 трамвайных (860,4 км) и 47 троллейбусных (564 км) при общей протяженности дорог в СПб 3221 км. Однако ситуация в сфере пассажир- пи ix перевозок напряженная. Автобусами не выполняется 8% рейсов, предусмот­ренных расписанием, трамваями — 10%, троллейбусами — 7%. Регулярность дви­жения маршрутных автобусов составляет 92%, трамваев — 90%, троллейбусов — 93%. Спрос на перевозки определяется платежеспособностью отдельных групп населения, уровнем действующих тарифов.

Тарифы на перевозку пассажиров пересматриваются периодически как в обще- «темпом, так и в частном секторах. Рассмотрим конкурентные сегменты рынка: перевозки пассажиров таксомоторами и коммерческими перевозчиками. На рынке таксомоторов Санкт-Петербурга предложение всегда превышает спрос, что, конеч­но, связано с большим количеством частных автоперевозчиков.

Формирование государственной политики в области регулирования тари­фов па таксомоторные перевозки осуществляется Комитетом по транспорту РФ.

Государственное регулирование (согласование) тарифов на таксомоторные пе­ревозки осуществляется в целях:

• достижения баланса интересов поставщиков услуг таксомоторного обслу­живания и потребителей их услуг;

• защиты экономических интересов потребителей услуг таксомоторных орга­низаций, снижения народно-хозяйственных затрат и обеспечения доступно­сти услуг для потребителей;

• развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;

• обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирова­ния организаций таксомоторного транспорта.

Государственное регулирование тарифов основывается на следующих принци­пах:

• применение на всей территории Санкт-Петербурга единой структуры и си­стемы построения тарифов, обеспечивающих возмещение экономически обо­снованных затрат и получение прибыли;

• обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам таксо­моторного транспорта;

• обеспечение гласности принятия решений по вопросам регулирования та­рифов, в том числе установления уровня тарифов, их изменения и правил применения.

Расчет тарифа производится по фомуле:

(12.16)

где Псм - установленная прибыль с 1 таксомотора за смену; Ссм — затраты на эксплуатацию 1 таксомотора за смену; tраб - время работы таксомотора на линии; Vэкспл - эксплуатационная скорость; КИП - коэффициент использования платного пробега.

Пример расчета тарифа

Запланирована прибыль за смену — 700 руб. Эксплуатационные затраты — 1020 руб. за смену. Анализ данных баланса рабочего времени показал, что:

• среднее время работы таксомотора на линии — 10,43 ч/смена;

• средняя статистическая скорость проезда по Санкт-Петербургу — 28,0 км/ч. Плановый показатель использования пробега — 0,5.

Тариф = (700 + 1012) / (10,43 × 28,0 × 0,5) = 1712 / 146,02 = 11,7 руб./км.

Далее Комитет по транспорту администрации Санкт-Петербурга рассматрива­ет тариф с учетом более жестких требований к его уровню (КИП = 10,9) и уста­навливает тариф = 8 руб./км.

Другой вид перевозки пассажиров, получивший большое распространение, — маршрутное такси. «Маршрутки» перевозят около 300 тыс. пассажиров каждый день. Дифференциация тарифов в зависимости от расстояния показана в табл. 12.11.

Таблица 12.11. Динамика тарифов на услуги коммерческих автоперевозчиков с 1998 по 2002 г. (руб.)

 

Протяженность трассы маршрута, км 1998 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
До 20        
20-30        
30-50 (пригородные направления)        
>50 (междугородние направления)        

 

На рынке Санкт-Петербурга действуют около 100 коммерческих автоперевоз­чиков, каждый из которых обслуживает от 2 до 20 маршрутов и, соответственно, от 3 до 19% сегмента рынка.

Перевозчик получает лицензию, сертификат и разрешение на обслуживание маршрута у Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, если обеспечивает вы­полнение Закона «О безопасности дорожного движения», удовлетворяет требо­ваниям законодательства и Комитета по транспорту.

Пример расчета фирмой тарифа на перевозку пассажиров автобусом марки «Газель»

1. Сырье и материалы — основу этой статьи составляет топливо.

• Протяженность трассы маршрута — 22 км.

• Количество рейсов в день — 10.

• Количество рейсов в месяц = 10 х 30 = 300.

• Норма расхода топлива для автобусов марки «Газель» = 25 л/100 км.

• Стоимость 1 л топлива (бензин А92) = 8 руб.

Таким образом, затраты топлива на 1 автобус в мес = 25/100 × 22 × 300 × 8 = 13 200 руб.

2. Налоги и прочие платежи.

• ЕНВД (Единый налог на вмененный доход).

Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определен­ных видов деятельности» установлен вмененный доход для коммерческих пасса­жирских перевозок автобусами марки «Газель» 38 400 руб. в квартал на 1 автобус. Вмененный доход на 1 автобус в месяц = 38 400/3 = 12 800 руб. Единый налог на 1 автобус в месяц = 15% × 12 800 = 1920 руб.

• Налог на имущество предприятия — 2%.

Имущество предприятия составляют автобусы марки «Газель». Для расчета налога на имущество необходимо рассчитать среднегодовую стоимость имущества. Среднегодовая стоимость имущества рассчитывается с учетом амортизации: Стоимость 1 автобуса марки «Газель» = 200 000 руб. Амортизация 1 автобуса = 8330 руб./квартал.

Среднегодовая стоимость 1 автобуса = (200 000 × 3 + (200 000 - 8330) × 3 + + (200 000 - 8330 × 2) × 3 + (200 000 - 8330 × 3) × 3 / 12 = (600 000 + 575 010 + 550 020 + 525 030) / 12 = 2 250 060 / 12 = 187 505 руб.

Налог на имущество из расчета на 1 автобус = 2% × 187 505 = 3750 руб./мес.

• Налог на владельцев транспортных средств: 25 руб. с 1 лошадиной силы.

Мощность двигателя автобуса «Газель» — 120 лошадиных сил, таким образом: налог из расчета на 1 автобус = 120 × 25 = 3000 руб./мес.

• Сбор на охрану окружающей среды для автобуса марки «Газель» — 100 руб./ мес (на 1 автобус).

• Налог на пользователей автомобильных дорог для автобуса «Газель» состав­ляет 1200 руб./мес.

3. Коммунальные платежи, допустим, составляют 13 000 руб. в месяц. Таким образом, из расчета на 1 автобус эти затраты составляют 13 000/50 260 руб./мес. А. Амортизация.

(Стоимость 1 автобуса = 200 000 руб. Срок эксплуатации = 6 лет. Амортизация 1 автобуса = 200 000: 6: 12 = 2780 руб./мес.

5. Общепроизводственные расходы.

Затраты на запчасти для автобусов — 4000 руб. на 1 автобус в месяц.

6. Общехозяйственные расходы (канцелярия и проч.) = 3000 руб./мес., на 1 авто бус составят 3000/50 = 60 руб./мес.

7. Заработная плата.

• Заработная плата администрации = 80 000 руб./мес.

• Заработная плата 1 водителя — 3500 руб./мес. Всего на 50 автобусах работает 100 водителей = 350 000 руб./мес.

Фонд заработной платы предприятия = 430 000 руб./мес. Нa 1 автобус эти затраты составляют 430 000/50 = 8600 руб./мес.

8. Арендные платежи.

• Аренда офиса = 25 000 руб./мес.

• Аренда помещения для ремонтной зоны 45 000 руб./мес. Итого 70 000 руб./мес.

На 1 автобус: 70 000/50 = 1400 руб./мес.

9. Страхование пассажиров на случай ДТП — страхование 1 автобуса (13 пас­сажирских мест) = 30 000 руб./год, 30 000/12 = 2500 руб./мес.

10. Прочие платежи (охрана и др.) — 18 000 руб./мес.

На 1 автобус = 18 000/50 = 360 руб./мес.

Эксплуатационные расходы на перевозку пассажиров автобусом составляют:

(13 200 + 1920 + 3750 + 1200 + 100 + 3000 + 260 + 2780 + 4000 + 60 + 8600 + + 1400 + 2500 + 360) = 43 130 руб./мес.

Итого, сумма дохода с одного автобуса должна составить:

43 130 + 4313 = 47 443 руб./мес.

Автобус выходит на линию 30 дней в месяц, делает 10 рейсов в день и коэффи­циент загруженности принят равным 1 на данном маршруте. В автобусе 13 пасса­жирских мест, таким образом тариф составляет:

Цена = 47 443: 30: 10: 13 = 12,16 руб.

Полученный тариф не является конечным. Поскольку все автоперевозчики го­рода оказывают одну услугу и один и тот же маршрут могут обслуживать от 2 до 10 фирм, то тариф является результатом конкуренции на рынке перевозок. Комитет по транспорту, учитывая социальный характер услуг, защищает права потребите­лей, устанавливая верхнюю границу тарифа. В договоре автоперевозчик обязуется не поднимать тариф выше установленного на срок действия договора (например, на 2002 г. тариф составлял 12 руб.). Помимо этого возможно оговорить льготы для отдельных категорий пассажиров — инвалиды, пенсионеры, дети дошкольного воз­раста. Таким образом муниципальный орган регулирует доступными ему метода­ми тариф на перевозку.

 

Глава 13 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ

Наиболее общее определение услуги, данное в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, гласит, что услуга — это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Отсюда следуют характерные черты услуги, которые оказывают непосредственное влияние на ценообразование как процесс, и па саму цену — ее уровень, принципы ее формирования и структуру. Как известно, специфику услуги как товара определяют ее пять особенностей:

• неосязаемость;

• неразрывность производства и потребления услуги;

• непостоянство качества;

• несохраняемость;

• своеобразие имущественных отношений, которое заключается в том, что по­требитель услуги в большинстве случаев не становится владельцем какого- либо материального, осязаемого блага.

Рассмотрим, каким образом черты услуги, отличающие ее от товара, влияют на процессы ценообразования.

Неосязаемость, нематериальный характер услуги, приводит к тому, что ослож­няется процесс формирования цены как с точки зрения потребителя, так и с точки прения производителя. Это обусловлено тем, что затрудняется выявление эконо­мической ценности услуги как товара, так как с точки зрения потребителя невоз­можно оценить ее до получения и потребления соответствующей услуги. Поэтому потребитель, не имея возможности получить надежную информацию о ценности положительных или отрицательных отличий данной услуги, особое внимание об­ращает на соотношение цены безразличия (цены альтернативной услуги) и цены данной услуги, рассматриваемой как показатель качества. Производитель, со своей стороны, должен доказать потребителю наличие и значимость положительных от­личий услуги (надежность, наличие сопутствующих услуг, удобство получения услуги, возможность экономии времени потребителя и т. д.), которые повышают ценность услуги и, следовательно, являются основанием для увеличения ее цены.

Неразрывность производства и потребления услуги, возникающая в связи с тем, что услуга всегда оказывается по требованию потребителя в момент его обращения и, следовательно, носит индивидуальный характер, требует полного соответствия спроса и предложения на данном рынке в данный момент времени (здесь и сейчас).

Анализируя факторы, определяющие особенности спроса в сфере услуг, надо прежде всего отметить, что спрос на услуги не только всегда индивидуален, но и предшествует производству услуг (цельны оказать услугу, не имея конкретного потребителя), имеет местный характер) (услугу нельзя накапливать и перевозить) и практически невзаимозаменяем (услугу стрижки нельзя заменить услугой бритья).

При установлении цеп на до также иметь в виду, что объем спроса населения практически во всех отраслях сферы услуг подвержен значительным временным колебаниям, более сильным, чем в мире материальных товаров. Это связано как с предпочтениями населения (отдых, например, преимущественно летом), так и с особенностями потребления услуг (в свободное от работы время). Таким образом, для целого ряда услуг объем спроса достигает максимума в определенные периоды времени: для курортов — конец недели или летние (зимние) месяцы, для театров — вечернее время, для музеев и парков отдыха — выходные дни. Причем и пиковое время предельные издержки (издержки на обслуживание дополнитель­ного потребителя) велики вследствие ограниченной мощности, а в период спада они намного ниже. Поэтому для максимизации прибыли предприятие сферы услуг должно устанавливать более высокую цену в пиковый период и более низкую — в остальное время. При таком подходе есть возможность определить оптималь­ные цены для различных периодов времени независимо друг от друга, так как пре­дельные издержки по обслуживанию потребителей и величина спроса в разные периоды не зависят одно от другого. Так, например, продажа большого числа би­летов в парк отдыха в выходные дни не уменьшит объема продаж в будни.

Как уже отмечалось, производство услуг носит местный, локальный харак­тер. Это означает, что различного рода ресурсы, используемые при производстве услуг, также имеют локальный характер. Использование местных трудовых и ма­териальных ресурсов оказывает значительное воздействие на уровень затрат и цен предложения. Так, применение местного сырья (местных источников воды и топлива) обусловливает существование различных уровней цен на коммуналь­ные и некоторые другие виды услуг. В ряде случаев объем предложения некото­рых видов услуг (в первую очередь это относится к услугам коммунального хо­зяйства) вследствие спросовых ограничений меньше технически эффективного. Это вызывает рост затрат и цен, поэтому в мелких населенных пунктах уровень цен на водоснабжение и отопление обычно относительно выше, чем в крупных.

Иногда объем предложения находится под определяющим влиянием местных условий. Например, наличие и количество источников минеральных вод, есте­ственных мест отдыха, туристско-экскурсионных объектов (уникальных памятни­ков архитектуры или музейных коллекций) делает возможным само предложение этих услуг. Дефицитность такого рода услуг означает, что цены на них могут быть ограничены возможностями предложения, и, следовательно, имеет смысл приме­нение запретительных цен.

Индивидуальный характер производства услуги приводит к тому, что ее ха­рактерной чертой является непостоянство и изменчивость качества. Причем эти черты в сфере услуг модифицируются в связи с тем, что процесс производства и потребления услуг имеет определенную протяженность во времени. Следова­тельно, ценность услуги для потребителя зависит не только от результата оказа­ния услуги, но и от процесса, который сопровождает или предшествует потребле­нию (время ожидания, окружение, в котором происходит процесс потребления услуги, внимательность персонала, удобство расположения учреждения с точки премия транспортной доступности). Таким образом, в цене услуги должны найти отражение как результат, так и процесс оказания услуги, что может проявиться в дифференциации цен в зависимости от качественных параметров этих процес­сов (надбавка за срочность, за повышенное качество обслуживания).

Нссохраняемость услуги (ее нельзя накапливать и перевозить), а также то, что услуга минует сферу обращения (процесс оказания и потребления услуги проис­ходи'!' одновременно и в одном и том же месте), приводит к изменению структуры цены. В подавляющем большинстве случаев цена услуги не включает в себя тор­говые наценки, как оптовые, так и розничные.

Однако право на получение услуги может быть реализовано через сферу обра­щения (приобретение билета в театр в театральной кассе, а экскурсионного тура у турагента, а не у туроператора). В этом случае производитель оплачивает услуги посредников через скидки с конечных, установленных им розничных цен так, что потребитель не несет экономических потерь. Так, наиболее распространенный про цен т комиссии фирмам-турагентам в России составляет 8-10% от цены реализа­ции тура.

Иначе говоря, специфика цены услуги заключается в том, что, будучи по струк­туре оптовой, она выполняет функции как оптовой, так и розничной цены.

Важной особенностью ценообразования в сфере услуг является то, что суще­ствует множество специфических ее форм. Так, цены могут рассчитываться:

• на единицу потребляемой услуги (билет в кино, музей, театр);

• как интегральные (агрегатные), представляющие собой сумму цен на отдел ь мыс виды работ, необходимых для оказания данной услуги (ремонт бытовой техники, одежды, обуви, стоматологические услуги);

• как комплексные, используемые при реализации взаимодополняющих услуг (цена тура в туристско-экскурсионном обслуживании, цена за лечение в стационаре);

• по принципу абонемента, дающего право пользоваться данной услугой в течение определенного времени без ограничения объема (водоснабжение, отопление, проездной билет в наземных видах транспорта).

В настоящее время в отдельный вид могут быть выделены цены, определяемые по принципу «allincluded» («все включено»), которые широко применяются в туристическом бизнесе. В этом случае как производителю, так и потребителю услуги заранее не известны объем и структура ее потребления (сколько будет съедено и выпито конкретным отдыхающим, какими дополнительными услугами и в каком объеме он воспользуется), а уровень цены определяется сегментом рынка, на котором будет предлагаться данная услуга, и зависит от вида и объема потребностей отдыхающих, которые могут быть удовлетворены.

Кроме термина «цена» в сфере услуг используется термин «тариф» как исторически сложившееся название разновидности цены в ряде отраслей сферы услуг (коммунальное хозяйство, городской транспорт).

До последнего времени широко применялся термин «плата», которым использовался для характеристики льготной цены, когда часть затрат производители возмещается за счет бюджета. Этот термин обычно употреблялся в отношении жилищ­но-коммунальных услуг (квартирная плата). В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении основ ценообразования в сфере ЖКХ» от 17 февраля 2004 г. установлен и применяется термин «цена на жилье», включающий цену на услуги по содержанию жилья, цену на услуги по ре­монту жилья и цену за наем жилья.

Понятие «плата» в настоящее время применяется только по отношению к опла­те услуг детских дошкольных учреждений.

Все действующие в РФ цены представляют собой систему. Цены, действующие в сфере услуг, могут быть сгруппированы по определенным критериям следующим образом (табл. 13.1).

Таблица 13.1. Классификация цен на услуги

Критерий классификации Виды цен Область применения
По степени государственного регулирования Свободные Бытовое обслуживание, платная медицина, туристско-экскурсионное обслуживание, теат­рально-зрелищные организации, консалтинговые и аудиторские компании и т. д.
Регулируемые Жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, система обязательного медицинско­го страхования, организации, оказывающие ритуальные услуги
По способу установления Твердые, уровень которых не меняется в процессе оказания услуги Туристско-экскурсионное обслуживание, боль­шинство бытовых услуг, услуги театрально-зрелищных организаций и др.
Подвижные, уровень которых может измениться в процессе оказания услуги Услуги по ремонту жилья, некоторые сложные медицинские услуги (операции, лечение заболе­ваний, отягощенных сопутствующими болезнями)
По способу фиксации Контрактные Большинство видов услуг
Цены торгов: 1. Тендерные цены 2. Аукционные цены 1. Услуги по содержанию домов и придомовой территории, обслуживанию лифтов, в том слу­чае, если их оказание осуществляется на кон­курсной основе. 2. Интернет-аукционы на авиабилеты, билеты на некоторые фестивали, театральные пред­ставления и т. д.
По времени действия Постоянные, срок дейст­вия которых заранее не установлен Виды услуг, по которым отсутствует ярко вы­раженная дифференциация спроса по времени или сезону
Временные цены: 1. Сезонные 2. Цены, устанавливаемые на определенный период времени 1. Туристско-экскурсионное обслуживание, театрально-зрелищные организации (в разные дни недели и в разное время суток цены раз­личны). 2. Премьерные спектакли, показы, вернисажи
По способу получения информа­ции об их уровне Публикуемые Цены на услуги, опубликованные в каталогах, прейскурантах, печатных изданиях
Расчетные На сложные индивидуальные виды услуг (индивидуальные туры)

 

Таким образом, цена билета на премьеру в театре может быть охарактеризова­на как свободная, твердая, контрактная, установленная на определенный период времени, публикуемая.

Рассмотрим теперь более подробно специфику формирования цен в сфере услуг.

Во-первых, следует четко определить носителя цены, иными словами, надо ле­гализировать содержание пакета услуг, который предлагается потребителю. Так, образовательная услуга может в себя включать не только сам процесс обучения, но кроме этого комплект учебной литературы или нормативных документов, и даже питание и проживание. Очевидно, что уровень цены на услугу в различных случаях будет отличаться.

Во-вторых, при установлении цены предприятие должно в первую очередь ориентироваться на ценность предоставляемой услуги для потребителя, а не на затраты по ее оказанию. Здесь очень важно правильно определить составляю­щие «пакета» обслуживания и показать потребителю, в чем для него заключает­ся непосредственная ценность того или иного элемента услуги.

Надo иметь в виду, что с точки зрения покупателя можно разделить затраты, снизанные с потреблением услуги, на три составляющие: затраты на поиск наибо­лее подходящей услуги, затраты на приобретение самой услуги и затраты, возни­кающие после приобретения услуги. При этом следует учитывать не только фи­нансовые, но и временные, физические и психологические затраты.

Временные затраты возникают в связи с тем, что, поскольку услуга оказывается непосредственно потребителю, он прямо включается в процесс ее производства и предоставления. Физические затраты связаны с чувством усталости и дискомфорта, которые могут возникнуть при поиске и получении услуги, а психологические с напряжением от умственных усилий при принятии решения и ощущением риска при выборе альтернатив.

В общем случае чем более нематериальна услуга, тем более расплывчата связь пены и затрат. Следовательно, для создания эффективной системы ценообразонания следует связать цену и ценность, получаемую потребителем услуги.

В-третьих, рынку услуг присуща высокая чувствительность к изменению цены, что находит отражение в высоком коэффициенте прямой эластичности спроса по цепе. Следовательно, даже относительно небольшие изменения цен могут вызван, значительные колебания спроса. Одновременно конъюнктурные или сезонные изменения спроса оказывают влияние на прибыльность работы предприятий. Таким образом, предприятия должны так строить ценовую политику, чтобы предугадать и сгладить последствия этих колебаний, что вызывает необходимость значительной дифференциации цен в зависимости от этого показателя. Это обусловливает необходимость широкого применения дифференциации цен в зависимости от периодов времени или использования системы скидок.

В четвертых, сфера услуг представляет собой благодатную почву для применения ценовой дискриминации, которая может быть представлена в следующих формах:

· ценовая дискриминация первой степени (совершенная), при которой на каждую единицу блага (услуги) устанавливается своя цена, равная цепе ее спроса (на услуги адвокатов, налоговых консультантом);

·ценовая дискриминация второй степени (несовершенная), которая находит выражение в продаже различных объемов услуг по разным ценам, так что цена единицы услуги зависит от ее количества, реализованного данному по­требителю (интернет-карты, проездные карточки в метро для разного коли­чества поездок);

·ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка), которая за­ключается в продаже единицы услуги по разным ценам на различных сег­ментах рынка (цены на билеты в музеи, на услуги городского транспорта).

Применение ценовой дискриминации в сфере услуг становится возможным благодаря неразрывности процесса производства и потребления услуги и невоз­можности вследствие этого передачи ее другому потребителю. Таким образом, организации сферы услуг могут активно применять все виды ценовой дискрими­нации и соответствующие им ценовые стратегии.

В-пятых, на цену услуги значительное влияние оказывают особенности рынка, на котором она производится. Зачастую локальный характер рынка и наличие естественной монополии обусловливают необходимость управления ценообразо­ванием со стороны как федеральных, так и местных органов власти, что требует учета этого обстоятельства соответствующими предприятиями и организациями сферы услуг.

В-шестых, организация, действующая в сфере услуг, должна учитывать нали­чие большого количества взаимозаменяемых услуг (услуги кино, театра, музея, ресторана, экскурсионного обслуживания можно считать таковыми по отноше­нию друг к другу, поскольку их потребление связано с использованием ограни­ченного свободного времени населения) и проводить соответствующую ценовую стратегию и сегментацию рынка.

И наконец, в процессе ценообразования следует учитывать, что услуги харак­теризуются высокой общественной значимостью, а также обладают значитель­ными и постоянными внешними эффектами. Наличие положительных внешних эффектов, т. е. не отраженной в рыночных ценах выгоды, возникающей при по­треблении услуг, требует вмешательства государства в виде установления кор­ректирующих дотаций или освобождения от уплаты налогов. Это накладывает отпечаток не только на процесс формирования цен на услуги, но и на структуру цены (отсутствуют акцизы, а в ряде случаев — и налог на добавленную стоимость).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.