КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Установление цен на продукцию топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплекса 3 страница
Участие России в транспортных коридорах является определяющим для интеграции в мировую экономику. По территории России проходят три европейских и два евроазиатских транспортных коридора. Основным широтным коридором является транссибирский на базе связки Транссиб—БАМ с потенциальной пропускной способностью 115-120 млн т. На западе он выходит на страны Европы посредством как системы сухопутных железнодорожных переходов, так и через порты Балтики. На востоке развитая сеть переходов в страны Средней Азии, Монголию, Китай, Корею сочетается с системой портов юга Дальнего Востока и меридиональными ответвлениями на север с возможностью перегрузки на речной флот Развитие этого коридора и радикальное повышение его привлекательности, вязано как с мероприятиями по улучшению логистического сервиса, увеличению скорое I и движения, усилению подходов к портам и пограничным переходам, так и с продолжением сухопутной части коридора на Японию через о. Сахалин; на Южную Корею через Северную; а в перспективе — на сеть дорог Северной Америки через Берингов пролив. Объем рынка транспортных услуг, тяготеющих к рассматриваемым коридорам, оценивается в $12-15 млрд с перспективой роста до $30-35 млрд. В настоящее время до 98% грузовых перевозок Европа-Азия осуществляется по морскому маршруту через Суэцкий канал, суммарная загрузка которого в 2003 г. превышала 440 млн т. Глубоководный путь вокруг Африканского континента проигрывает по времени доставки и транспортным издержкам, но берет на себя часть грузопотока на направлениях Европа—Австралия—Азия—Южная Америка, а также перевозки супертанкерами и судами с дедвейтом, превышающим допустимый в Суэцком канале. Северный морской путь короче маршрута через Суэц на 5-7 тыс. км, что при благоприятных условиях экономит 10-15 дней и снижает совокупные издержки. Но в настоящее время этот альтернативный путь практически не работает для межрегиональных перевозок (последний раз корабль из Юго-Восточной Азии в Европу прошел по этому пути в 2001 г.). Это вызвано целым рядом серьезных причин: плохая инфраструктура, особенно в восточной части пути; большинство российских северных портов закрыто для международного обслуживания; большую часть года необходимо дорогостоящее сопровождение ледоколами; круглогодичное использование пути возможно только при наличии более мощных, чем большинство существующих на сегодня, ледоколов; очень сложная и изменчивая ледовая обстановка и погодные условия делают непредсказуемыми точное время доставки грузов и расходы по их доставке для каждого судна при регулярной навигации. Капиталовложения в размере $5-7 млрд в модернизацию ледокольного флота и инфраструктуры могут открыть дверь для грузоперевозок через Северный морской путь в объеме 10-12 млн т между Европой—Азией—Северной Америкой, что дает возможность осуществлять перевозки из России сибирских и дальневосточных полезных ископаемых, включая нефть, сырье, цветные металлы и концентраты. Из сухопутных маршрутов основным конкурентом для Транссиба в перевозках между Востоком и Западом является Трансазиатская железнодорожная магистраль (ТАЖМ). Восточным концом магистрали является китайский порт Ланян- ган. Затем магистраль пересекает территорию Китая (Сиан, Ланчжоу, Урумчи), проходит через Казахстан (Дружба, Актогай) и разделяется на северную и южную ветви, идущие в Европу. Северная часть соединяется с Транссибом в Петропавловске (Россия). Южная часть обеспечивает независимый от Транссиба путь и Европу через Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию. В настоящее время железнодорожная система Китая достаточно слабо развита (большей частью это неэлектрифицированные однопутные дороги с плохой инфраструктурой), так что значительная часть грузопотока переходит на Транссиб и самом начале, используя северокитайские железные дороги (Пекин—Улан-Удэ черен Монголию или Пекин Харбин Забайкальск Чита). В будущем, в результате дорогоетонщеи модернизации, запланированной Китаем, северная часть ТАЖМ можс'1 Г)!»п ь соединена с Транссибом, в основном дли грузоперевозок Китай Евро па, Китай—СНГ. Перспективы транзита в другие Восточно-Азиатские страны (Корея, Япония) с использованием порта Ланянган весьма проблематичны. Южная ветвь ТАЖМ неудобна для перевозок между Европой и Восточной Азией (из-за очевидных проблем пересечения слишком многих стран с неустойчивым политическим режимом, а также водным пересечением пролива Босфор и озера Ван), но з гот путь играет большую роль для стран Центральной Азии и Ирана. Новую возможность соединить Европу с Азией через Украину, Черное море, Кавказ, Каспийское море предоставляет ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа—Кавказ—Азия). Проект был начат в 1994-1995 гг. и к настоящему моменту получил принципиальную поддержку более 32 стран, включая Европейский союз, 9 стран СНГ, Россию, Центрально-Азиатские страны и США. Недавно Китай так же обратил внимание на ТРАСЕКА как на возможность интенсифицировать проект ТАЖМ. Но, несмотря на привлекательную программу международных инвестиций (только Европейский союз с 1994 г. выделил более 120 млн евро по линии бюджета Еврокомиссии), возможные коммерческие результаты проекта в качестве транспортного пути даже не обсуждались. ТРАСЕКА остается конгломератом локальных транспортных проектов, очень важных, особенно политически, прежде всего для Кавказа и стран Южной и Центральной Азии, включая Иран. Технически транспортный коридор включает пересечение Черного и Каспийского морей, пересечение границ 8-9 стран с различной шириной железнодорожного пути, специфическими транспортными и таможенными правилами, горными участками, где максимальная скорость движения поездов ограничена 40-50 км/ч, и т. д. В целом этот путь не может составить конкуренцию Транссибу в перевозках между Востоком и Западом, а также встречает сильных оппонентов относительно перевозок между Югом и Севером. В сентябре 2000 г. Россия, Индия и Иран подписали Соглашение о международном транспортном коридоре Север—Юг, включающем РЕТС 9— Северная Евро па Россия с разделением на 3 основные ветви: Кавказ—Персидский залив, Центральная Азия—Персидский залив, Каспийское море—Иран—Индия. Основная ось: Финляндия—Санкт-Петербург— Москва—Астрахань—Каспийское море—Иран Индия. Коридор основывается на широком использовании железнодорожного, автомобильного, морского и речного транспорта. К соглашению о транспортной магистрали Север—Юг присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Армения, Азербайджан, Сирия, Болгария, атак же Туркменистан, Аравия, Индонезия, Балтийские страны. Возможный объем грузоперевозок оценивается в 12-15 млн т (некоторые источники дают 20-25 млн. т.) Необходимые инвестиции составляют около $8-12 млрд. Потенциальный дополни тельный доход в течение 7 - 8 лет — $1-2 млрд. Сроки доставки контейнеров из Индии в Северную Европу (Финляндия, Германия) будут сокращены на 10 - 15 дней по сравнению с доставкой через Суэцкий канал. Основные ограничения в этом проекте аналогичны проекту ТРАСЕКА (региональная нестабильность, сочетание железно дорожного морского речного транспорта и др.). В перспективе этот путь будет играть существенную роль для перевозок между Южной Азией и Европой и составит конкуренцию для перевозок по проектуТРАСЕКА между Централыюй Азией и Европой, Таким образом, ключевым элементом международного транспортного моста Европа—Азия должен стать Транссиб (в связке с БАМом). В 2002 г. общий объем контейнерных перевозок по Транссибу из Азии в Европу и обратно составил 70,5 тыс. TEU. Международный контейнерный транзит — 48,3 тыс. TEU, в 2003 г. — около 70 тыс. TEU. Технические возможности Транссиба по международной транзитной перевозке контейнеров без модернизации — 150-200 тыс. TEU, после реконструкции — более 1 млн TEU (13-15 млн т нетто). Транссиб обеспечивает внутренние перевозки между российскими регионами (магистраль обслуживает более 20 административных образований, в которых сконцентрировано более 65% общего производства угля, 25% нефти, 30% лесной продукции и пр.), а также экспортно-импортные перевозки между Россией и Японией, Россией и Восточной Азией. Основные инвестиционные проекты по развитию Транссиба характеризуются следующим. Создание прямого железнодорожного сообщения Корея—Российская Федерация достигается путем соответствующей реконструкции Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб через Хасан—Туманган. Несмотря на очевидные преимущества для экспедиторов (полное время доставки грузов будет почти в три раза меньше, чем по морю, доставка каждого контейнера приблизительно на $400 дешевле и пр.), будущее этого проекта пока не ясно. Прежде всего, реконструкция железной дороги Туманган—Вонсан—Кимгансан будет стоить по крайней мере $2,5-3 млрд (общая стоимость проекта $3,5-4 млрд) и неясно, кто будет инвестировать эти деньги в железнодорожную инфраструктуру на территории Северной Кореи. В 2003 г. экспорт Европа—Корея (обе, Северная и Южная) составил около 4,5 млн т, импорт Европа—Корея — около 4,0 млн т. Грузооборот Корея—Россия — около 6,5 млн т (экспорт менее 0,5 млн т), Корея- СНГ— около 2,5 млн т. Соответственно, общий дополнительный грузопоток по Транссибу, даже если принять во внимание его потенциальное увеличение, вряд ли превысит 5 млн т, включая 50-60 тыс. TEU контейнеров. Проект развития Транссибирской железной дороги через о. Сахалин и о. Хоккайдо до Японии включает сооружение новой железной дороги (приблизительно 580 км) с совмещенным железнодорожно-автомобильным мостом через Татарский пролив (7,5 км), модернизацию железнодорожной системы на о. Сахалин (около 870 км) и сооружение туннеля/моста через пролив Лаперуза (Соя) в Японию (приблизительно 42 км). Необходимые инвестиции в проект могут составить $12-15 млрд. Строительные работы могут быть завершены в течение 7 лет. Новая часть Транссибирской магистрали в перспективе может привлечь 4 - 6 млн т контейнеров, следующих транзитом на маршруте Япония—Европа, и примерно 18-20 млн т (большая часть) экспортно-импортных перевозок между Россией и Японией (в том числе контейнеров до 1 млн т), что соответствует ежегодному доходу от перевозок в размере $1-2 млрд. Реконструкция и усиление пограничных переходов с соответствующими подъездами на границе с Китаем и Монголией необходимы для обеспечения резко возрастающих перевозок на этом направлении 12 15 млн т только за счет перевозок нефти и нефтепродуктов уже с 2005 г., а в целом до 20 млн т. Из внутренних (географически) инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в ближайшем будущем, наибольшую дополнительную нагрузку на Транссиб, в том числе и на экспортном направлении, окажут строительство дороги Беркакит—Том- мот- Якутск (10-15 млн т), освоение Эльгинского угольного месторождения (15 20 млн т), Элегестского угольного месторождения (по 5 млн т в восточном и западном направлениях), Кодаро-Удоканского комплекса (суммарно 10-12 млн т). (- учетом текущей загрузки остро встает вопрос о расширении портовых мощно с гей (в первую очередь угольных терминалов) и усилении железнодорожных подходов к портам. Проект мультитранспортного коридора, предусматривающий прямое железнодорожное сообщение (с использованием Транссиба) Азия—Россия—Северная Америка, весьма интересен. Несмотря на очевидную капиталоемкость ($50-60 млрд инвестиций), он играет важную роль не только для мировой транспортной системы (возможный грузовой поток 60-70 млн т), но также и для вовлечения в мировую экономику огромных территорий с грандиозными природными ресурсами. Преимущества географического положения России как естественного сухопутного моста между вершинами треугольника Европа—Азия—Америка позволяют, в случае последовательного проведения целенаправленной государственной транспортной политики, рассчитывать на активное участие нашей страны и рынке международного транзита в объеме 50-60 млн т с годовым объемом транспортных услуг $3-5 млрд. Это потребует привлечения достаточно значительных инвестиционных ресурсов, однако соответствующий интерес проявляется в настоящее время целым рядом крупных транснациональных корпораций, что связано с фактическим отсутствием реальных альтернатив. Результаты расчетов по экономическому обоснованию транспортной стратегии России представлены в табл. 12.1.
Таблица 12.1. Сводные характеристики народнохозяйственного прогноза
Определение пропорций экономики и транспорта происходило при использовании критерия максимума конечного потребления, что означает минимум издержек, в том числе и транспортных. Согласно расчетам, принятым в транспортной страте гни России, в целом по Российской Федерации грузооборот за исследуемый ие риод времени (с 2000 до 2010 г.) увеличивается в 1,5 раза, а в Сибири и 1,63 раза, что несколько меньше, чем предполагаемый (и заложенный в качестве цели) темп роста всей экономики. Этот факт объясняется тем, что более быстрыми тем нами растут менее грузоемкие отрасли (ликам, ни щепая, сфера услуг, машино строение, наукоемкие сферы деятельности и др.); рост доходов населения и увеличение в нем удельного веса «среднего слоя» позволяет прогнозировать опережающий рост мобильности населения, что выражается в росте удельного веса пассажироперевозок по сравнению с грузовыми перевозками; снижение энергоемкости экономики в расчете на единицу конечного продукта в целом позволяет сократить необходимость перевозок топливно-энергетических ресурсов; происходит рационализация структуры хозяйства в регионах — появляются «вторые этажи» переработки минерально-сырьевых и лесных ресурсов. При этом «грузоемкость» ВВП с учетом газопроводного транспорта снижается к 2010 г. на 14%, а к 2025 г. — на 40% по отношению к 2000 г. и составит 11,1 т-км/USD ВВП. Реализация транспортных проектов в рамках сибирского экономического пространства вписывается в Транспортную стратегию страны. Инвестиционные затраты на транспортный комплекс Сибири не превышают 5-10% инвестиционных затрат, предусмотренных в Транспортной стратегии на соответствующий прогнозный период. В Транспортной стратегии России до 2010 г. предусматриваются вложения в транспортный комплекс (без трубопроводного) в 8,3 трл руб. (около $300 млрд). Из них бюджеты всех уровней — 5,3 трл руб. ($200 млрд). Сумма всех транспортных проектов Сибири на период до 2010 г. — только $10 млрд (без трубопроводного, но с участками ЖД к ресурсам), что составляет только 3,3% от общероссийского показателя. Для сравнения: численность населения Сибири и ее валовая продукция составляют примерно 13% от общероссийских показателей. Все предлагаемые транспортные проекты укладываются в стратегические требования Минтранса России: подключение к международным транспортным коридорам, усиление существующей сети для обеспечения приоритетного перевоза внутрироссийских грузов, усиление направления независимых выходов российских грузов на мировые рынки, создание новых выходов в проблемные регионы ресурсного типа, восстановление внутренней речной сети. Транспортный комплекс представлен конкретными инвестиционными проектами, ориентированными на усиление существующей сети и повышение транспортной доступности территории. Для принятия и переработки грузов, следующих в интермодальном сообщении по российской части международных транспортных коридоров, и обеспечения соответствующего уровня сервисного обслуживания первостепенное значение наряду с развитием транспортных коммуникаций имеет создание в крупных транспортных узлах и морских портах в зоне тяготения к МТК мультимодальных транспортно-логистических центров, функционирующих на основе передовых логистических технологий и обеспечивающих интеграцию товарно-материальных, информационных, сервисных и финансовых потоков. Под «мультимодальным транспортно-логистическим центром» понимается многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в узлах транспортной сети, выполняющий функции логистического транспортно-распределительного центра, обеспечивающий координацию и взаимодействие различных видов транспорта, выполнение погрузи разгрузочных работ и перепалки грузов, краткосрочное и длительное хранение, грузопереработку, выполнение необходимых таможенных процедур, экспедирование и переадресовку грузов, обеспечение доставки грузов клиентам по технологии «от двери до двери и точно в срок», предоставляющий полный комплекс сервисных и коммерческо-деловых услуг, включая производственно-техническое, банковское, информационное, копсалтингово-аналитическое обслуживание и другие виды логистического сервиса. При этом за счет интеграции товарно-материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков достигается максимальный синергетический эффект. Основополагающими элементами логистической инфраструктуры МТК являются мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ), функционирующие, как правило, на коммерческой корпоративной основе, обеспечивающие скоординированное взаимодействие всех видов транспорта и других участников ранспортно-логистического процесса, рассматриваемые как стратегические точки роста экономики страны. В крупных мультимодальных узлах федерального уровня, таких как Московский, Ленинградский, Новосибирский, Горьковский, Калининградский, Краснодарский, Свердловский, Красноярский, Иркутский н Хабаровский транспортные узлы, целесообразно создание сети региональных терминалов и логистических центров, объединенных в региональные транспортно-логистические системы (РТЛС) на основе формирования единой системы организационно-экономического, информационного, научно-технического, кадрового и нормативно-правового обеспечения управления системой грузо- и товародвижения. Так, в Московском транспортом узле, занимающем территорию свыше 47 тыс. км2 и обеспечивающем около 60% внешнеторгового грузо- и товарооборота России, и рамках реализации программы формирования Московской транспортно-логистической системы предусматривается создание в узлах транспортной сети вблизи пересечения автомобильных и железнодорожных магистралей, мест дислокации речных и авиапортов, преимущественно на территории Московской области, 8 крупных мультимодальных транспортно-логистических центров (мощностью грузопереработки 2,0-2,5 млн т в год) и 22 мультимодальных терминальных комплексов со средней мощностью грузопереработки от 500 до 1500 тыс. т в год и полным набором предоставляемых коммерчески-деловых и транспортно-логистических сервисных услуг. Наиболее продвинутыми на сегодняшний день являются проект развития 11овосибирского мультимодального транспортного узла, а также концепция создания транспортно-логистических центров в Иркутской области и формирования на их основе Иркутской региональной транспортно-логистической системы (ИРТЛС). Но предварительной оценке формирование на территории Иркутской области 15 МТЛЦ общей стоимостью в $535 млн и суммарной мощностью грузопереработки 0750 тыс. т в год может обеспечить за 10-летний период интегральный экономический эффект в виде интегрального (накопительного) прироста чис юи прибыли за рассматриваемый период за вычетом единовременных затрат в размере $1340 млн при среднем сроке окупаемости капитальных вложений в инвестиционные проекты создания ТЛЦ 7,5- 8 лет. При этом будет создано дополнительно около 7000 рабочих мест, а бюджетная эффективность (палого вые поступления в бюджеты всех уровней) за десятилетний период составит примерно $900 млн. Наряду с развитием на территории Сибири и Дальнего Востока опорной транспортной сети необходимо внедрение передовых логистических технологий, а также организация транспортно-логистического сервиса, обеспечивающего повышение конкурентоспособности предприятий транспортного комплекса России, высокое качество обслуживания клиентуры, гарантии надежности и стабильности, необходимые сроки доставки грузов, в том числе по принципу «justintime» («точно в срок») и «fromdoortodoor» («от двери до двери»). Одним из крупнейших транспортно-логистических узлов России является Новосибирск. Новосибирская область занимает уникальное геополитическое положение в центре России. Здесь сходятся многие транспортные пути. Транспортные плечи от Новосибирска на восток и на запад почти одинаковы. Так, плечо железнодорожного транспорта Новосибирск—Владивосток составляет 5900 км — это на восток. Западное плечо Новосибирск—Москва — 3340 км, к портам на Балтике: Новосибирск—Санкт-Петербург — 4000 км, Новосибирск—Калининград — 4600 км, к портам на Черном море: Новосибирск—Туапсе и Новосибирск—Новороссийск 4500 км. Новосибирская область довольно активно развивает внешнеэкономические связи с фирмами стран Западной Европы, США и Китая. Если рассмотреть структуру международных автомобильных перевозок, то наиболее развиты связи с Китаем, Монголией, Польшей, ФРГ, Австрией, Францией, Бельгией. Через Новосибирскую область проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, имеется железнодорожный выход в Среднюю Азию. Новосибирск является одним из важных железнодорожных узлов Западной и Восточной Сибири. Особенно возрастает его роль, учитывая значение Транссибирской магистрали как альтернативы окружным океанским маршрутам между странами АТР, Юго-Восточной Азии и Европы. Через Новосибирскую область проходит федеральная автотрасса «Байкал». Имеются межрегиональные автомобильные дороги в Казахстан, в Томск, Омск, Кемерово, Барнаул. В настоящее время Новосибирск является центром международных автомобильных перевозок Сибири. Здесь сосредоточено более половины (56%) подвижного состава, эксплуатируемого на международных автомобильных перевозках направлением в страны Западной Европы. Новосибирск естественно вписывается в систему международных транспортных коридоров, действующих и перспективных: Москва—Новосибирск—Владивосток (Транссибирская магистраль и федеральная автотрасса «Россия»); Санкт-Петербург—Новосибирск (железная дорога + авто); Калининград—Смоленск—Москва—Новосибирск (девятый международный коридор + Транссибирская магистраль, федеральная автотрасса «Россия», авиационные мосты); Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург — Новосибирск (второй международный транспортный коридор + Транссибирская магистраль, федеральная автотрасса «Россия», авиационные мосты); Порты Германии—Калининград—Санкт-Петербург— Новосибирск (в том числе Транссибирская магистраль, федеральная автотрасса); Новосибирск Средняя Азия (железная дорога + авто); Новосибирск граница КНР на участке Pet публики Алтай (авто); Новосибирск—страны Юго-Восточной Азии (авиационные маршруты); Новосибирск—Северная и Западная Европа (авиационные маршруты); Трансконтинентальный авиационный мост: страны Юго-Восточной Азии— Новосибирск —страны Европы; Новосибирск—Северная Америка (авиационные кроссполярные маршруты); Ноносибирск—граница Монголии (автомобильная дорога), И зону влияния Новосибирского транспортно-логистического узла попадает 15 - 17 млн. человек. Основными клиентами (потребителями услуг) новосибирского транспортно-распределительного узла являются крупные, средние и мелкие предприятия различных отраслей экономики, фирмы оптовой и розничной торговли не только Новосибирской области, но и других регионов в рамках Сибирского и других федеральных округов. Новосибирск на протяжении последних лет развивается как транспортно-логистический узел, это подтверждает и структура валового регионального продукта Новосибирской области. Валовой региональный продукт начиная с 2000 г. изменяется в сторону увеличения доли производства услуг, что как раз и характерно для транспортно-логистического узла, поскольку данный узел подразумевает увеличение не только транспортных услуг, но и в целом услуг по товаропродвижению, складских, торговых (оптовых и розничных) услуг, телекоммуникационных услуг и услуг связи. Анализируя изменения валового регионального продукта, можно отметить, что постепенно идет увеличение доли товаров и услуг и сокращение доли производства товаров. Если в 1999 г. чистые налоги составляли 7,4%, Производство товаров в общей структуре валового регионального продукта составляло 52,4%, а производство услуг — 40,2%, то в уже в 2001 г. ситуация изменилась, вес производства услуг стал выше (48,1%), чем производство товаров (41,2%) (оставшиеся 10,7% — это чистые налоги). В 2002-2004 гг. также шло увеличение4 доли производства услуг, начиная с 2002 г. их доля в валовом региональном продукте стала составлять больше половины общего объема даже с учетом чистых налогов. В 2004 г. данное положение сохранилось, при этом доля производства услуг еще выросла (53,1%), а доля производства товаров сократилась (38,4%). Динамика изменения структуры валового регионального продукта наглядно показывает, что Новосибирск развивается как транспортно-логистический узел и сервисный центр.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |