КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Установление цен на продукцию топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплекса 1 страница
Отечественный топливно-энергетический комплекс на ближайшую перспективу останется основой экономики страны, определяющей ее устойчивость. Здесь есть возможность не только вкладывать средства, но и получать прибыль. Вместе с тем появившаяся в рыночных условиях хозяйствования у предприятий свобода в выборе целей и средств их достижения порождает стохастическую внешнюю среду, при этом предприятие подвергается воздействию различных факторов неопределенности, приводящих к нарушению производственного процесса. Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Валовая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых России в мировых ценах составляет около 29, а прогнозный потенциал — $140 трлн. В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых 37% введено в промышленное освоение. Небольшое число месторождений (около 5%) заключают почти 70% разведанных запасов и обеспечивают 50% добычи сырья. В валовой ценности запасов основную часть составляют газ (32,2%), уголь и горючие сланцы (23,3%), нефть (15,7%). Доля черных и цветных металлов соответственно составляет 6,8 и 6,3%, нерудного сырья (апатиты, строительные материалы и т. д.) — 14,7%. Из недр России извлекаются от И до 15% нефти и товарной железной руды, 30-32% газа, никеля и кобальта, 6-10% каменного угля, 55% апатитов от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом. Наиболее активно вовлекаются в разработку месторождения нефти и газа. Добычу нефти в стране осуществляют 132 предприятия-недропользователя. В России действует 12 нефтяных холдингов, 10 из них имеют разветвленную структуру и являются вертикально интегрированными компаниями. Как известно, нефть и газ дают России не менее 50% валютных поступлений. Вот почему спад производства в ТЭК России за годы реформ составил гораздо меньшую величину, чем в целом по реальному сектору экономики. Между тем расширение производства в ТЭК наталкивается на целый ряд сложных проблем. 1. Затраты на добычу энергоресурсов в России выше, чем в других странах, причем они весьма быстро растут. В нефтяной отрасли положение усугубляет ситуация, сложившаяся с ее основными фондами. Степень износа основных производственных фондов составляет примерно 53%, а по отдельным компаниям достигает 70%. Из эксплуатационного фонда скважин почти 24% относятся к разряду неработающих. И такой ситуации рост добычи нефти происходит путем увеличения отдачи от действующих скважин на основе использования традиционных технологий. По оценкам специалистов, в ближайшие годы в связи с ухудшением условий добычи, себестоимость нефти (без амортизационных затрат) может повыситься в среднем на 1 долл. за баррель. 2. Разведанные запасы нефти и газа в России неуклонно сокращаются из-за отставания темпов разведки от темпов добычи. Если в ближайшее время существенно не увеличатся масштабы геолого-разведочных работ, стране грозит энергетический голод. Но для разведки и освоения новых месторождений нефти и газа на севере Сибири требуются огромные капитальные вложения (около $6-10 млрд), i) ги инвестиции можно осуществить лишь с помощью иностранных компаний, ибо и российском бюджете таких денег нет, а геологоразведка во многом осуществляется за счет государства. Однако привлечение на российский рынок зарубежных инвестиций наталкивается на ряд экономических и политических трудное гей. Запасы нефти на разрабатываемых месторождениях в настоящее время извлечены более чем на 50%. По крупным и уникальным месторождениям, таким как Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Ромашкинское и др., выработанность составляет от 65 до 90%. Практически все крупные месторождения находя гея на завершающей стадии добычи. Более 50% запасов обеспечивают дебет скважин менее 10 т в сутки, тогда как рентабельны для ввода в разработку скважины, дебет нефти на которых превышает 20-30 т в сутки. В России запасов, способных обеспечить такой уровень добычи, не более 20%. 3. В связи с наращиванием геологических запасов углеводородного сырья и основных нефтедобывающих странах (государства ОПЕК, Венесуэла, Иран, Ирак и др.) и снижением обеспеченности запасами в России наша страна не сможет в ближайшие годы поддерживать свои позиции на мировом рынке энергоносителей. 4. Говоря о возможностях расширения экспорта нефти на мировой рынок, следу е г иметь в виду, что нефть, добытая на отечественных месторождениях, в частности западносибирских, отличается низким качеством из-за повышенного содержания серы, так что цены на нее всегда ниже, чем на арабскую нефть. Исключение составляет сахалинская и эвенкийская нефть. Последняя очень качественттая и не требует глубокой переработки. Сахалинской нефти еще очень мало. Для увеличения ее добычи надо осваивать морской шельф, а эвенкийская нефть пока добывается и небольших количествах для местных нужд из-за слабой разведанности и большой удаленности (600 км) месторождений от Транссибирской железнодорожной магистрали. Поэтому надежды получить адекватную валютную выручку от увеличении экспортных квот на нефть во многом зависят от возможности увеличения добычи нефти в новых районах, и прежде всего на сахалинском шельфе, что опять- таки связано с необходимостью резкого увеличения инвестиций в разведку новых месторождений и обустройство новых районов. 5. За годы реформ значительно сократились объемы потребления углеводородного сырья внутри страны (6,5% — такова доля внутреннего потребления первичных энергоресурсов в России в мировом потреблении), что вызвано не только ориентацией ТЭК на экспорт продукции и снижением объемов добычи этого сырья, но и тем, что при застойном состоянии промышленности потребность в энергоресурсах снижается. Относительно благополучно положение России с запасами угля, но это топливо менее калорийно, многие шахты выработали свои запасы, технически слабо оснащены и подлежат закрытию. Массового закрытия шахт не произойдет по социальным соображениям, но шаги в этом направлении уже делаются. Однако уголь не сможет спасти страну от энергетического кризиса, ибо в ее топливно-энергетическим балансе он занимает скромное место (около 17%). Важным фактором в формировании внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты являются цены на них. В настоящее время внутренние цены находятся на достаточно низком уровне по сравнению с мировыми (разрыв между экспортными и внутренними ценами составляет примерно 3,2 раза), что ставится в заслугу правительству. Но, во-первых, они не так уж и низки — если сравнить их с уровнем покупательной способности основной массы населения (а именно поддержание высокого уровня внутреннего спроса признается основной задачей государственного управления экономикой во всех развитых рыночных странах). Во-вторых, с экономической точки зрения вовсе не очевидно, что низкие цены на энергоресурсы являются благом для страны (особенно, если этот фактор не используется для выпуска конкурентоспособной на мировом рынке готовой продукции), — напротив, чаще особо низкие цены на какой-либо фактор производства способствуют его неэффективному использованию или стимулируют его усиленный вывоз за границу (очевидно, в ущерб его более производительному применению во внутреннем производстве). В-третьих, экономически неоправданно низкие цены на энергоресурсы оказывают искажающее воздействие на цели и задачи внешнеторговой политики государства — например, заставляют его (ориентируясь на высокую разницу между внутренними и мировыми ценами) интенсивно вывозить эти ресурсы за рубеж (причем невосполнимые ресурсы) даже в тех случаях, когда мировые цены падают до такого уровня, который при рыночном подходе к делу и при прочих равных условиях диктует требование уже не продавать обесценивающийся продукт, а, напротив, покупать его, чтобы затем заработать при неизбежном восстановлении прежнего уровня цен. Именно так поступают крупные игроки на мировых товарных рынках, включая и государства (через их государственные органы и коммерческие структуры). Кроме того, следует отметить, что в ведущих западноевропейских странах сектор энергетики активно используется как элемент общей системы налогообложения. Гак, например, в Великобритании государство изымает в виде налоговых платежей с нефте- и газодобывакицих компаний суммы, эквивалентные приблизительно 25°о от среднерыночной стоимости добываемых ресурсов. Если распространить этот опыт на Россию, то при оценке ежегодной добычи нефти и газа и стране в текущих ценах начала 2002 г. (примерно $20 за баррель нефти и $200 за I м { газа) в сумме примерно в $200 млрд правительство, следуя примеру Великобритании, могло бы получать ежегодно в бюджет не менее $50 млрд (что равно всей сумме доходов федерального бюджета в 2001 г.). При этом для Великобритании не учитываются налоговые платежи на розничное потребление горючего и нефте- и газопродуктов, а для России не учитываются доходы от добычи алмазов, золота, металлов, угля, древесины и других природных ресурсов, которыми Великобритания не располагает. Если же взять для рассмотрения стоимостную структуру потребляемого в Германии российского газа, то мы увидим, что в его розничной цене доля германских налогов почти вдвое выше, чем сумма налоговых поступлений, получаемых рос- пик кой казной. В условиях России реализация такой меры привела бы к реальному перемещению налогового бремени с населения и реального производственного сектора (путем введения экономически обоснованного необлагаемого минимума заработной платы и исключения из налогообложения промышленных прибылей, реинвестируемых обратно в процесс производства) на потребление энергоресурсов. Соответственно, это дало бы старт многим потенциально перспективным программам энергосбережения, что в значительной мере могло бы избавить страну от необходимости изыскивать дополнительные ресурсы для вложения в развитие энергетики. Удержание внутренних цен на энергоносители на более низком уровне, чем аналогичные цены в США и Западной Европе, обычно обосновывается более низкой себестоимостью их производства. Однако более низкая себестоимость добычи, например нефти и газа, в сравнении с другими развитыми странами объясняется тем, что, во-первых, в России уровень заработной платы далеко отстает от уровня оплаты труда в этих странах; во-вторых, в издержках производства далеко не полностью отражаются амортизационные отчисления (российским компаниям существенно выгоднее «отмывать» свои доходы через экспорт продукции по заниженным ценам, чем накапливать амортизационные фонды, которые в условиях России не защищены ни от риска обесценения рубля, ни от возможных притязаний криминала и властей различного уровня); в-третьих, в себестоимость добычи не включаются расходы на геолого-разведочные работы и скидки на истощение недр, которые для западных компаний составляют весьма значительные суммы; российские же предприятия не чувствуют необходимости делать такие отчисления, поскольку за них эти работы ранее провело государство и им результаты этих работ достались даром. Если же полностью учесть все эти три фактора, то себестоимость производства в отраслях ТЭК в России окажется отнюдь не ниже, чем в любой из развитых стран мира (а видимо, даже выше — если учесть особенности сурового климата). Таким образом, вывод один внутренние цепы на энергоносители в России ниже потому, что их производители тем или иным образом субсидируются/дотируются государством. Субсидируемыми ценами паши предприятия выступают факто ром снижении среднемировых цеп на энергоносители. В итоге от этого мы теряем больше, чем зарабатываем на увеличении объемов экспорта. Кроме того, сохранение низких, отстающих от мирового уровня, цен на энергоносители способствует стимулированию формирования (и сохранению) отсталой структуры российского производственного потенциала (в ущерб освоению новых высокопроизводительных производств и технологий), стимулирует экспорт сырых материалов или продуктов первого передела, препятствует внедрению эффективных энергосберегающих технологий в производственной сфере и в ЖКХ. Кроме того, дезориентирует рядовых потребителей, усиливает неравномерность и несправедливость в распределении доходов (от пониженных цен на энергоносители в значительно большей степени выигрывают получатели особо крупных доходов, чем малообеспеченные слои населения). Это поощряет развитие коррупции и ориентации предпринимательской инициативы на спекулятивную деятельность и откровенно мошеннические схемы, поскольку игра на разницах внутренних и мировых цен приносит быстрые и высокие прибыли, несравнимые с применением капитала в производственном секторе. Рынок нефти и нефтепродуктов относится к рынку жесткого типа, т. е. характеризуется достаточно долговременным отсутствием альтернативных продуктов и, следовательно, не слишком большой эластичностью спроса от цены. В условиях отсутствия альтернатив определяющую долгосрочную роль в ценообразовании на подобных рынках играют не издержки производства, а комплекс экономических и политических факторов, воздействующих в конечном счете как на краткосрочное, так и на долгосрочное соотношение спроса и предложения нефти. Складывающийся в результате взаимодействия этих факторов уровень цены, в свою очередь, определяет тот уровень издержек и нормы прибыли, которые играют регулирующую роль в формировании национальных рынков нефти. В условиях высокой цены в качестве такого регулирующего уровня выступают издержки худших условий производства или еще более высокие издержки альтернативных энергоресурсов, что порождает абсолютную и дифференциальную ренту. При низких ценах в качестве регулирующих выступают издержки лучших условий. Средние, и тем более худшие, условия добычи нефти делают производство малорентабельным и даже убыточным, что требует либо исключения их из производства, либо компенсации их потерь теми или иными форма- ми дотаций. К числу факторов, воздействующих на уровень цен нефтяных компаний, относятся прежде всего структура и динамика производства и издержек. Для отдельных компаний наряду с этими факторами существуют и другие: особенности географического положения компании, доступность для нее зарубежных рынков, степень обеспеченности собственными запасами и т. д. Конечно, самообеспеченность оказывает существенное воздействие на уровень цен и норму прибыли нефтяных компаний. Однако основная роль этого фактора заключается не с только в достижении владеющими собственной сырой нефтью компаниями более высокого уровня нормы прибыли, сколько в обеспечении большей гарантии устойчивости ее динамики. При такой гарантии сохраняется устойчивое положение на рынке, ради которого компания может согласиться и с меньшей нормой прибыли. Методы государственного управления стабильным развитием нефтедобычи и регулирования нормы прибыли нефтяных компаний могут быть различными.Наиболее характерным примером государственного регулирования цен на нефть является введение в США в разгар энергетического кризиса начала 70-х гг. нескольких уровней внутренних цен на нефть, что является типичным проявлением эффекта множественности цен. Государством было установлено два уровня цен: более низкий уровень для старой нефти, т. е. для нефти, добываемой из месторождений, введенных в эксплуатацию до 1972 г., и более высокий для новой нефти из месторождений, введенных после 1972 г. Для малопродуктивных месторождений уровень цен не фиксировался и определялся рыночным механизмом спроса и предложения. О поэтапной дерегуляции цены на местную нефть правительство США объявило в 1979 г. Таким образом, в течение 8 лет федеральное правительство предпринимало немалые усилия, чтобы, стимулируя или налагая санкции, управлять процессами ценообразования на нефть. Одновременно с этими мерами проводилась активная энергосберегающая политика, которая позволила резко сократить внутреннее потребление нефтепродуктов, что, в свою очередь, предопределило падение мировых цен на нефть. В результате регулирование внутренних цен на нефть оказалось более не нужным и от него отказались. Однако правительство США проводит активную налоговую политику в отношении нефтяных корпораций. В зависимости от характера производства (например, истощенные скважины или высокодебетные) и категории производителя (небольшие независимые или крупные корпорации) налоговые ставки колеблются от 30 до 70%. При определении величины налоговых ставок обязательно принимается во внимание состояние текущей конъюнктуры. В периоды низких цен на нефть нефтяным корпорациям предоставляются налоговые скидки за истоще пне недр, позволяющие значительные суммы относить к амортизационным отчислениям и тем самым выводить их из налогообложения. В периоды взлета цеп па нефть вводился дополнительный налог на сверхприбыль. И целом, долговременной целью федерального правительства в области кот роли за ценами и в области налогообложения является обеспечение нефтяному бизнесу стабильной, не особенно высокой, но респектабельной нормы прибыли. Неотъемлемым элементом государственного регулирования рыночных отношенни в нефтяном бизнесе США является право собственности федеральною правительства на запасы нефти, расположенные на территориях, принадлежащих государству. В США эти запасы оцениваются в 85% от всех национальных запасов. Государство, предоставляя нефтяным корпорациям право эксплуатации государственных запасов, взимает за это арендную плату. В США действуют несколько типов арендных платежей за нефтеносные участи: бонусы, роялти и ряд других. Бонусы и роялти составляют около 99% от всех арендных платежей. Бонусы — это единовременные платежи в пользу государства собственника недр, осуществляемые при заключении концессионного соглашения. За предоставленное право разработки месторождения взимаются гак же платежи типа роялти. Они устанавливаются в процентном отношении к объему добычи или валовых поступлений от реализации энергоресурсов и отчисляются в пользу собственника недр. Американское правительство предоставляет федеральную аренду из расчета 12,5%. Размер бонуса пропорционален ожидаемой ценности аренды: чем выше вероятная цена на нефть в течение срока контракта и ниже прогнозируемые издержки, тем больше бонус. Федеральное правительство организует аукционы и торги при сдаче в аренду принадлежащих ему запасов нефти, для того чтобы дать возможность небольшим компаниям участвовать в разработке государственных запасов нефти; часто организуются лотереи на право концессии. В России до недавнего времени отрасли топливно-энергетического комплекса, с одной стороны, выступали в качестве кредитора фактически всех отраслей экономики, а с другой — сами были вынуждены подавлять другие отрасли высокими ценами на энергоресурсы из-за существующей налоговой системы. Начиная с 1992 г. нефть и газ в России были отнесены к подакцизным товарам, в то время как во всем мире такую функцию выполняют нефтепродукты и продукты переработки углеводородного сырья. В соответствии с законами РФ «Об акцизах» и «О недрах» Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. был введен акцизный сбор на нефть и газ, добываемые из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками (как форма изъятия экономической ренты), с зачислением его в доход федерального бюджета. Одновременно были введены платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (последние являются во многом «переходящей» от прежней системы формой аккумулирования средств на проведение геолого-разведочных работ). В течение 1993-1997 гг. механизм формирования акциза состоял в установлении средней по отрасли ставки с последующей ее дифференциацией по предприятиям. Это весьма красноречиво показывает фискальную природу данного налога, совершенно не связанную с фактической доходностью и финансовыми возможностями конкретных предприятий. Причем дифференциация акциза по предприятиям производилась в зависимости от текущих затрат предприятия, что, естественно, также провоцировало их на повышение затрат. Налогообложение стало не только главным ценообразующим фактором, но и основным барьером на пути реализации новых технологических схем добычи нефти и газа на действующих месторождениях, а также реализации новых капиталоемких проектов — освоение и разработка почти 60% фонда нефтяных месторождений России стали нерентабельными при таком уровне налогообложения. В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения с 1 января ''002 т. введен налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой нами;! на недра, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза нефть (по нефти и газовому конденсату налог был установлен на уровне 16,5% стоимости добываемого сырья). Однако он не устранил отмеченные выше недостатки ранее действовавшей системы «нефтяных» налогов. Для нефтедобывающей промышленности новый налог, по сути, представляет собой дополнительный акциз, поскольку не учитывает индивидуальных особенностей разрабатываемых месторождений и совершенно не зависит от эффективности деятельности нефтедобывающих предприятий. Как было справедливо отмечено, «введение единой для всех месторождений... ставки налога без применения поправочных коэффициентов, учитывающих конкретные природно-геологические, экономико-географические и технологические условия добычи, не предполагает изъятия природной ренты с лучших месторождений». Экспортные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов были введены в 1999 г. и в настоящее время являются одним из наиболее действенных фискальных инструментов мобилизации в бюджет доходов нефтяного сектора. На первых порах экспортные пошлины оказывали сильное дестабилизирующее влияние на инвестиционный и хозяйственный режимы деятельности нефтяного сектора. Они часто и непредсказуемо изменялись не только в зависимости от конъюнктуры мирового рынка и фискальных нужд государства (задач пополнения доходной части бюджета), но и в связи с попытками сдерживания поставок нефтепродуктов на внешний рынок в целях недопущения их дефицита у российских потребителей. В лучшую сторону ситуация начала меняться только недавно — после утверждении порядка установления вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты в «привязке» к уровню цен на мировом рынке и законодательного закрепления соответствующего регламента. Так, в соответствии с федеральным законодательством с 2002 г. ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются на основании средней мировой цены нефти «Urals» за два предшествующих месяца. Определено, что в случае падения за два месяца средней цены «Urals» ниже $109,5 за тонну (или $ 15 за баррель) пошлина не взимается. При средней цене от $109,5-182,5 за тонну пошлина устанавливается на уровне 35% разницы между сложившейся ценой и минимальным уровнем (109,5). Если цена превысит $182,5 за тонну, пошлина устанавливается в размере 40% разницы между сложившейся ценой и минимальным уровнем плюс $25,53. Принятие такого «прозрачного» механизма (относительно сырой нефти) способно обеспечить нефтяному сектору более предсказуемый режим экспортных платежей, а значит, и возможность перспективного планирования хозяйственной деятельности. В то же время нерегулируемыми и «непрозрачными» остаются вопросы (и механизмы) тарифного регулирования экспорта нефтепродуктов, которые зачастую решаются не сообразно четко установленным правилам, а по-прежнему либо под воздействием лоббизма отраслевиков, либо исходя из текущих фискальных интересов государства. В мае 2002 г. Дума приняла поправку в Закон «О таможенном тарифе», по которой с 1 января 2003 г. пошлины на нефтепродукты не должны будут превышать 90% нефтяных. С начала 2004 г. экспортная пошлина на нефтепродукты увеличилась почти в 4 раза и составила в сентябре 2005 г. $140 за тонну. Что касается нетарифных методов регулирования, прежде всего квотирования экспорта, то по формальным признакам в России отсутствуют прямые механизмы такого квотирования применительно к нефти и продуктам ее переработки. Однако введенные с 1999 г. инструменты регулирования экспортных поставок нефтепродуктов в зависимости от поставок на внутренний рынок по своему экономическому содержанию адекватны нетарифным методам квотирования экспорта. В первую очередь это устанавливаемые балансовые задания на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок. Постановлением Правительства «Об обеспечении поставок отдельных видов нефтепродуктов потребителям Российской Федерации» от 30 июля 1999 г. № 866 введен механизм, предусматривающий возможность «устанавливать нефтеперерабатывающим организациям Российской Федерации балансовые задания на поставки потребителям РФ отдельных нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, мазут, бензол и толуол) в процентном отношении от общего объема производства для всех собственников нефтепродуктов». Государство активно использовало эту норму для недопущения локальных дефицитов нефтепродуктов на российском рынке. А в ситуации благоприятной мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей и значительного отрыва уровня мировых цен от внутренних, при которых нефтяные компании были заинтересованы наращивать объемы экспорта, неоднократно вводились также прямые ограничения на экспортные поставки мазута, дизельного топлива и других нефтепродуктов. Такая практика регулирования помогла воспрепятствовать дестабилизации положения с нефтепродуктами на внутреннем рынке (особенно в период отопительного сезона), однако повлекла для нефтяного сектора ряд негативных последствий, связанных с потерями доходов от реализации продукции по низким внутренним ценам и с неплатежами (важно иметь в виду, что значительная часть нефтепродуктов направлялась на нужды естественных монополий, в том числе электроэнергетики и транспорта). Другие регуляторы поставок нефти на экспорт связаны с формированием государством графиков транспортировки по системе магистральных нефтепроводов. Постановлением Правительства «О дополнительных мерах по обеспечению поставок топливно-энергетических ресурсов потребителям Российской Федерации» от 10 марта 1999 г. № 262 Минтопэнерго России было поручено «разрабатывать и утверждать годовые и квартальные балансы по основным видам топлива и нефтепродуктов, предусматривая в них поставку потребителям, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета, топливно-энергетических ресурсов в пределах установленных лимитов их потребления, обеспеченных гарантированным финансированием». На ряду с этим было установлено, что «объем транспортировки нефти для каждого производителя нефти предусматривается в основном согласно объему добычи нефти с учетом обеспечения ее поставок на внутренний рынок в квартальных графиках транспортировки по системе магистральных нефтепроводов». Учитывая, по сути, монопольное положение указанных нефтепроводов (будучи контролируемыми государством, они являются практически единственным средством массовой транспортировки нефти как по линии экспортных поставок, так и для российских потребителей), можно констатировать, что названным постановлением введены довольно жесткие регуляторы работы нефтяных компаний (фактически Минэнерго России имеет возможность ограничивать экспортные поставки нефти для любого предприятия). Пока эти регуляторы задействовались незначительно, однако в связи с присоединением России к инициативам стран ОПЕК по ограничению поставок нефти на мировой рынок (в конце 2001 г.) в перспективе они, судя по всему, будут активно использоваться государством для выполнения принятых обязательств по стабилизации ценовой ситуации на мировых рынках. Установление государством тарифов на транспортировку нефти (транспортные услуги «Траиснефти») на экспортных направлениях и для внутренних нужд один из ключевых инструментов регулирования деятельности нефтяных компаний. Транспортные затраты в стоимости нефти в последние годы достигли значительной величины. АК «Транснефть» — нефтепроводная монополия, постоянно повышающая свои тарифы. В 2006 г. тарифы на транспортировку нефти по маги стральным трубопроводам ОАО «АК Транснефть» были повышены на 9,3%. Главный недостаток сложившейся практики формирования тарифов на транспортировку нефти — слабое обоснование их устанавливаемого уровня, отсутствие при этом должного учета конъюнктуры российского и мирового рынков, с одной сторо пы, увязки с соответствующими инвестиционными программами естественной монополии «Транснефть» — с другой. Не следует упускать из виду и такую особенность существующего тарифного регулирования, как перекрестное субсидирование тарифов по прокачке нефти (т. е. субсидирование внутренних поставок за счет экспорт пых). Установленный средний тариф на транспортировку нефти российским нефте-перерабатывающим предприятиям ($0,13 за 100 тонно-километров), по мнению специалистов «Транснефти», составляет лишь 30-35% экономически обоснован по го и покрывается за счет более высоких тарифов по экспортным направлениям. Мо швы применения перекрестного субсидирования тарифов очевидны сдерживание роста цен на внутреннем рынке. Но очевидны и последствия такой практики налицо искаженная система «ценовых» ориентиров для нефтяных компаний. Становление в нефтяном субсекторе вертикально интегрированных компании переводит значительный сегмент поставок между потребителями с рыночных па трансфертные (внутренние) цены (см. далее). В 1997 — начале 1998 г. был принят ряд документов, формирующих новый подход государства к регулированию газового субсектора, и прежде всего деятельности РАО «Газпром»: • Постановление Правительства РФ «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий» от 3 апреля 1997 г. № 389;1 • Указ Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28 апреля 1997 г. № 478;
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |