Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установление цен на продукцию топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплекса 2 страница




• Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного управле­ния закрепленными в федеральной собственности акциями РАО "Газпром"» от 12 мая 1997 г. № 478;

• Указ Президента РФ «О снижении цен на газ для российских потребите­лей» от 19 июня 1997 г. № 628;

• Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе РАО "Газпром"» от 14 июля 1997 г. № 858;

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» от 5 февраля 1998 г. № 162.

В Указе № 478 подчеркнуто: «...целью структурной реформы в газовой промыш­ленности является формирование условий для более эффективного газоснабжения потребителей России...». При этом основу нового регулирующего механизма состав­ляет изменение системы ценообразования — постепенный переход от дифференци­рованных (в зависимости от дальности транспортировки) цен на газ к контрактным ценам (при применении контрактных цен для независимых производителей газа с самого начала).

В этой связи, как подчеркивается в Указе № 478, «реформирование сферы ес­тественной монополии в газовой промышленности направлено в первую очередь на формирование в этой сфере системы цен на газ, отвечающих следующим требо­ваниям: обеспечению самофинансирования РАО "Газпром" посредством возмеще­ния обоснованных затрат; стимулированию надежного газоснабжения посред­ством обеспечения необходимой гибкости цен при предоставлении потребителям права выбора условий своего газоснабжения; соответствию цен условиям равно­весия спроса и предложения». При этом также отмечено, что цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством.

Практический переход к дифференцированным оптовым ценам промышлен­ности на газ начал осуществляться с 1 февраля 1997 г. — решением Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) России была введена первоначальная диффе­ренциация (в рамках трех поясов) оптовых цен. С 1 декабря 1997 г. была введена большая шкала дифференциации цен — с разрывом цен в 25% в пределах шести поясов. С 2005 г. число ценовых поясов по газу увеличилось до 11. Эта диффе­ренциация сохранится до 2010 г.

Государственное регулирование цен на природный газ привело к тому, что при­родный газ является самым дешевым видом топлива— в пересчете на тонну условного топлива в 1,6 раза дешевле мазута и в 2 раза дешевле угля.

Состояние дел в угольной отрасли во многом определяется уровнем государ­ственной поддержки. Длительно проводимая политика низких цен на продукцию отрасли и сокращение бюджетного финансирования привели к тому, что угольная промышленность оказалась не в состоянии обновлять и поддерживать созданный производственный потенциал. Среди других отраслей ТЭК угольная промышлен­ность оказалась наименее способной к самофинансированию не только развития, но и простого воспроизводства, несмотря на значительное повышение цен на уголь. Число убыточных предприятий в угольной отрасли давно перешагнуло 50%-ный рубеж, на большинстве из них износ основных фондов настолько высок, что такой источник финансирования капиталовложений, как амортизационный фонд, уже не играет существенной роли даже при регулярных переоценках основных фондов.

Альтернативы развития угольной промышленности определяются не столько производственными возможностями отрасли (запасами углей, горно-геологическими условиями разработки), сколько спросом на уголь и конкуренцией со стороны производителей других энергоресурсов. Здесь основными факторами яв­ляются конъюнктура на мировом и внутреннем рынках энергоресурсов, ценовая и тарифная политика, масштабы и методы государственной поддержки угольных предприятий, скорость и качество институциональных преобразований в отрасли.

И угольной промышленности уже не первый год применяется дополнительное финансирование угольных предприятий путем включения государственной до­тации в расчетную цену угля, но до сих пор недостаточно определены государственные приоритеты дотирования, неясно также, как определить, какие пред­приятия имеют и не имеют право на получение дотаций. Кроме того, снижение государственной поддержки и закрытие особо убыточных шахт — одно из требований МВФ, считающего это одним из условий бюджетной стабилизации.

Цены на угли одной и той же марки и качества в пределах угольного бассейна существенно различаются, причем эти различия порой достигают 40-80%, еще большие расхождения отмечаются в оценке стоимости 1 ккал/кг — почти в 2 раза Цены на угли менее ценных (так называемых мелких) классов растут быстрее, чем на угли крупно-средних классов, достигая уровня последних. Аналогичное положение складывается и с оценкой потребительских свойств коксующихся углей. Так, в Кузнецком бассейне на марки коксующегося угля, имеющие разные коэффициенты технологической ценности, устанавливаются одинаковые цены, у отдельных производителей цены на менее качественные угли могут быть даже выше, чем на более качественные коксующиеся угли у других производителей

Объемы реализации угля на внутреннем рынке во многом зависят от динамики тарифов на железнодорожные перевозки. В мировой практике транспортная со­ставляющая в цене угля для потребителей не превышает 30%. В России же эта величина составляет в среднем 40%, а при дальних перевозках — до 70%.

К металлическим полезным ископаемым относятся руды, в которых главным компонентом, используемым в быту или в металлургической промышленности, является металл или металлы, применяемые в чистом виде или в форме сплавов.

В настоящее время обеспеченность мировой экономики запасами черных, цветных и редких металлов оценивается как достаточно высокая (до 30-100 лет). Вместе с тем для России по многим черным (марганец, титан, хром), отдель­ным цветным и редким металлам имеются определенные сложности с обес­печением металлургического производства из-за отсутствия значительных по масштабам месторождений или по причине низкого качества сырья по сравне­нию с зарубежными странами, формирующими мировые цены на металлурги­ческое сырье.

Металлургическая промышленность играет важную роль в формировании мак­роэкономических показателей России. В общем объеме промышленной продукции России ее доля составляет примерно 18,4%, численность промышленно-производственного персонала — 8,9%, доля основных промышленно-производственных фондов — 12,6%, обеспечивая около 12,5% начисленных налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет, 16% общероссийского объема ва­лютной выручки.1

Особенностями металлургической промышленности являются ее высокие капитало-, материало-, энергоемкость производства. На производство ее продукции расходуется 14% топлива, 24% электроэнергии от общего их потребления про­мышленностью, 40% сырья и минеральных ресурсов от общего их потребления в стране.

На российском рынке металлов решающая часть рынка принадлежит 9 метал­лургическим комбинатам.

Производство стали в России в точности повторяет изменения общемировой конъюнктуры. В 2005 г. производство стали в России увеличилось до 66,19 млн т (на 0,8% к уровню 2004 г.). Основные производители сохранили уровень произ­водства на уровне 2000 г. Однако ряд комбинатов, в основном те, у которых были обширные экспортные программы, из-за многочисленных ограничений по постав­кам российской стали свои программы сократили, что привело к некоторому сни­жению производства. Так, например, «Северсталь» сократила выпуск товарной продукции на 5%, в то время как комбинаты, у которых доля экспортных контрактов была не столь существенна, увеличили выпуск продукции: Западно-Си­бирский МК на 4%, Нижнетагильский МК — на 7%. С точки зрения сортамента снижение производства затронуло в первую очередь предприятия, выпускающие 'Iие говой прокат, поставки которого в Европу и США сильно квотированы, а стра­ны Азии сократили его потребление.

В 2001 г. внутрироссийские цены по большинству товарных позиций менялись незначительно. Так, индекс цен производителей в черной металлургии вырос лишь на 1,3%. Немаловажным фактором, влияющим на ценообразование внутри России, является уровень мировых цен, так как большая часть всей производимой россий­скими металлургами продукции экспортируется.

Как и в других экспортно-ориентированных отраслях, повышение внутренних цен на металлопродукцию с определенным временным лагом следует за повыше­нием мировых цен. Однако обратная динамика мировых цен (например, резкое падение во второй половине 2001 г.) если и приводит к падению внутренних цен. то за счет не номинального, а реального их снижения на фоне общей инфляции.

В соответствии с подобным сценарием в течение всего 2001 г. наблюдается сни­жение реальных цен по большинству групп металлопродукции. В условиях до­статочно высокой конкуренции и ограниченной емкости внутреннего рынка, а также низких мировых цен рост затрат на производство металлопродукции пока не приводит к адекватному росту внутренних цен.

Основная причина увеличения затрат в металлургии — повышение цен на энерго­носители и транспортные услуги. В результате происходит снижение рентабельно­сти металлургических предприятий РФ. Значительный рост затрат на рубль товар­ной продукции наблюдался на наиболее эффективных ОАО отрасли: «Северсталь», «Новолипецкий МК» и «Магнитогорский МК».

Общий анализ ситуации, сложившейся в мировой сталелитейной промышлен­ности, показывает ее ухудшение. Наличие избыточных мощностей, снижение спро­са на продукцию в связи с замедлением темпов экономического роста стран — круп­нейших потребителей черной металлургии и падение мировых цен на основные виды продукции не позволяет прогнозировать улучшение в краткосрочной пер­спективе.

Борьба за рынки сбыта значительно усилится, и, по всей видимости, следует ожидать сокращения более жестких административных барьеров для вхождения на региональные рынки.

Глава 10 ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

Формирование цен на продукцию производственно-технического назначения подчиняется общим закономерностям, однако имеет при этом ряд особенностей.

Эти особенности связаны с видом продукции, ее назначением и с кругом участников рынка.

Рынок машин и оборудования характеризуется исключительно широкой и разнообразной номенклатурой продукции, наличием сложной, претерпевающей значительные изменения структуры производящих и потребляющих отраслей, высокой степенью диверсификации машиностроительных фирм, наконец, несравнимым с другими рынками разнообразием технико-экономических характеристик машин и оборудования, быстрое изменение которых вносит существенные особенности в формирование их конкурентоспобности и цен.

Продукция производственно-технического назначения необходима для реализации технологических процессов создания товаров или услуг.

В связи с этим рынок продукции производственно-технического назначения можно характеризовать как рынок факторов производства, и особенности ценообразования на данном рынке связаны именно с особенностями факторного рынка:

• производный характер спроса на данном рынке, т. е. спрос определяется конъюнктурой на рынках товаров, для изготовления которых используется производственно-техническая продукция;

• в качестве субъектов рынка выступают фирмы-производители и фирмы-потребители, а также посредники (дилеры) и государственные организации,
приобретающие производственно-техническую продукцию для осуществления деятельности, связанной с созданием общественных благ, или предотвращения отрицательных внешних эффектов;

• возможно существование различных рыночных структур как среди фирмпотребителей, так и фирм-производителей, предельным случаем здесь является монопсония (наличие на рынке только одного покупателя), которую практически невозможно представить на рынках потребительских товаров, но к которой близка ситуация на рынках многих видов продукции производственно-технического назначения;

• некоторые виды продукции используются длительное время, поэтому фирме-потребителю важна не только величина цены, но и последующие затраты по эксплуатации продукции;

• полезность продукции производственно-технического назначения обычно можно оценить количественно на основе параметров, фиксируемых в технической документации (производительность, мощность и т. п.).

Рассмотренные выше особенности рынка продукции производственно-технического назначения предопределяют и отличия процессов формирования цен на т акую продукцию по сравнению с потребительскими товарами.

С точки зрения особенностей ценообразования продукцию производственно-технического назначения можно разделить на 2 основных класса:

1) товары, приобретаемые однократно — это элементы основного капитала (машипы, оборудование, транспортные средства);

2) товары, приобретаемые многократно:

 

♦ сырье, т. е. исходное или подвергшееся первичной обработке вещество природы;

♦ материалы, т. е. продукция, используемая для изготовления более сложных и комплексных видов товаров либо непосредственно, либо после дополнительной переработки;

♦ комплектующие, т. е. продукция, входящая непосредственно в изделия по следующих стадий производства или расходуемая при этом.

С точки зрения экономического назначения продукция производственно-технического назначения делится на 3 группы:

1) для непосредственного изготовления на ее основе конечной продукции (комплектующие);

2) для формирования производственного капитала (оборудование);

3) для обеспечения условий производственной деятельности (кондиционеры)

Экономическое назначение продукции оказывает непосредственное влияние на эластичность спроса по цене. Поскольку спрос на конечную продукцию менее эластичен, чем спрос на используемое сырье и комплектующие, эластичность будет наиболее высокой для товаров первой группы, так как затраты, связанные с ее использованием, непосредственно входят в состав прямых переменных затрат. Несколько ниже эластичность к ценам на машины и оборудование, так как затраты на их приобретение входят в удельные затраты на изготовление продукции опосредованно - через амортизацию. Минимальная эластичность — на товары третьейгруппы.

Следует отметить, что цены на продукцию производственно-техническою на исачения медленно реагируют на колебания спроса, это связано с длительным сроком их производства, в некоторых случаях — с наличием у производителей
большого портфеля заказов, а иногда — просто с повышенным уровнем монополизации данного рынка.

В большей мере, чем на рынках потребительских товаров, объемы продаж и и цены зависят не только от свойств товара, но и от прочих факторов, например организации послепродажного обслуживания клиентов и других элементов коммерческой деятельности, имеющих для клиентов существенное значение Важен исформированный фирмой на рынке имидж своей торговой марки, т.е. устойчивое мнение покупателей о качестве, надежности или иных потребительских параметрах продукции этой марки.

Покупатель на рынке продукции производственно-технического назначения проявляет наивысшую чувствительность к цене в том случае, когда ему предстоит купить ресурсы, которые нужны для решения новой производственной задачи, например для изготовления новой продукции, или которые прямо влияют на удельные затраты по изготовлению его собственных товаров и их цену.

Американский исследователь Рональд Фицджеральд провел опрос 134 лиц, ответственных за принятие решений по закупке оборудования, из 27 американских фирм. Они выделили следующие параметры и распределили их по значимости:

 

1) риск выхода из строя;

2) экономичность, рентабельность установки;

3) зрелость технического решения продукта;

4) техническое ноу-хау производителя;

5) надежность осуществления заказа;

6) соответствие современным техническим требованиям;

7) техническое обслуживание;

8) удобство в эксплуатации оборудования;

9) насколько оборудование наносит вред окружающей среде;

10)цена комплекта оборудования;

11)отзывы об оборудовании;

12)возможность получения от производителя технических консультаций;

13)сроки поставок;

14)прочность финансового положения производителя;

15)репутация производителя;

16)условия оплаты и поставки;

17)дизайн оборудования;

18)долгосрочное финансирование.

На процесс формирования цен на продукцию производственно-технического назначения накладывает отпечаток тот факт, что ее полезность может быть охарактеризована четко определяемыми потребительскими свойствами, выраженными количественными параметрами, и что эти параметры сознательно исследуются фирмами-покупателями, которые проводят расчеты и сравнения параметрическими методами.

При этом параметрический подход используется как во внутреннем, так и во внешнеторговом ценообразовании, что позволяет фирмам при выходе на новый для себя рынок, изучив конъюнктуру, определить рейтинг конкурентоспособность своего изделия и «вписать» его по цене в фактически сложившуюся рыночную систему отношений.

Однако объемы продаж продукции производственно-технического назначения еще в большей мере, чем потребительских товаров, зависят не только свойств товара и его цены, но и от прочих факторов, роль которых в заключении сделки может быть порой определяющей. Это такие факторы, как объемы закупок, осуществляемые в прошлом, возможности и условия привлечения кредита т. п.

Более подробно эконометрические методы ценообразования, используемые при определении цен на продукцию производственно-технического назначения, рассмотрены в п. 7.4 данного учебника.

Глава 11

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительство относится к одной из важнейших отраслей материального про­изводства в любой стране с развитой рыночной экономикой и непосредствен­но связано с инвестиционной деятельностью. Затраты по сооружению и изго­товлению строительной продукции или объектов строительства называются капитальными вложениями или долгосрочными инвестициями. В России ин­вестиционная деятельность регламентируется Федеральным законом «Об ин­вестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф3 (в ред. федеральных законов от 21.01.2000 г. № 22-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ, от 18.12.2006 г. № 232-Ф3).

Продукция строительства имеет свои технико-экономические особенности, ко­торые влияют на процесс ценообразования и обусловливают его специфику.

Можно выделить следующие характерные черты строительной продукции:

• необходимость значительных единовременных капитальных затрат на воз­ведение объектов строительства;

• длительный срок производственного цикла процесса строительства;

• многообразие объектов строительства (они различаются по назначению, объе­му, планировке, используемым материалам и конструкциям);

• индивидуальный характер продукции строительства (от уникальных объек­тов до типового строительства в разных регионах);

• закрепленность объектов строительства на конкретном участке земли (ло­кальная закрепленность);

• зависимость величины затрат на строительство от местных условий;

• участие в формировании цены на строительную продукцию трех сторон: за­казчика (инвестора), проектировщика и подрядчика — исполнителя строи­тельных работ.

Перечисленные характерные черты продукции строительства обусловлива­ют необходимость осуществления строительных работ на заказ на основании проектов и смет. Прежде всего по каждому объекту строительства составляет­ся проект, который служит основой для расчета сметы. В результате расчетов получают сметную стоимость строительства (строительных и монтажных ра­бот).


По своему экономическому содержанию сметная стоимость строительства вклю­чает:

• прямые затраты;

• накладные расходы;

• плановые накопления (сметную прибыль).

Наибольший удельный вес в структуре сметной стоимости занимают прямые за траты, которые определяются на базе объема строительных работ, предусмот­ренных по смете, а также сметных норм и расценок. В состав прямых затрат входят следующие статьи:

1. Материалы, которые включают:

♦ оплату поставщикам стоимости материалов по отпускным ценам;

♦ расходы по доставке материалов на приобъектный склад строительства;

♦ наценку снабженческо-сбытовых организаций;

♦ затраты на тару;

♦ затраты на спецодежду;

♦ заготовительно-складские расходы.

2. Основная заработная плата рабочих, включающая оплату труда тех ра­бочих, которые непосредственно заняты на строительно-монтажных работах.

3. Отчисления на социальные нужды (в соответствии с нормативами, установ­ленными действующим законодательством) на базе основной заработной пла ты рабочих.

4. Эксплуатация строительных машин и механизмов. Сюда относят:

♦ доставку строительных машин и механизмов на строительную площадку, а также их перемещение с одного объекта на другой;

♦ монтаж и демонтаж строительных машин и механизмов;

♦ расходы на текущий ремонт;

♦ амортизацию;

♦ заработную плату с отчислениями на социальные нужды машинистов, мотористов и других обслуживающих рабочих;

♦ затраты на горюче-смазочные материалы;

♦ затраты на электрическую энергию.

Накладные расходы в строительстве связаны, по аналогии с промышленностью, с необходимостью создания соответствующих условий для организации, управления и обслуживания процесса строительства в целом. Их можно разделить на четыре большие группы.

1 Адмипистративно-хозяйственные расходы:

♦ расходы на оплату труда административно-управленческого и хозяйственного персонала;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ расходы на все виды связи;

♦ расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники;

♦ расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений и помеще­ний, используемых административно-управленческим и хозяйственным персоналом;

♦ расходы на текущий ремонт основных средств;

♦ командировочные расходы;

♦ расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранс­порта;

♦ расходы на приобретение канцелярских товаров и бланков и пр.

2. Расходы на обслуживание работников строительства. Это расходы по повы­шению квалификации, обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий, а также расходы на охрану труда и технику безопасности.

3. Расходы па организацию работ на строительных площадках. К ним относятся расходы на ремонт инструмента и инвентаря, расходы по ремонту и разборке временных сооружений, содержание сторожевой и пожарной охраны и пр.

4. Прочие накладные расходы. Это проценты по кредитам банков, расходы на рекламу, налоги и пр.

Нормы накладных расходов устанавливаются по видам работ (строительным, монтажным, специальным) в процентах к сметным прямым затратам.

Прямые затраты и накладные расходы в сумме составляют сметную себестои­мость строительных работ. Различают три вида себестоимости продукции строи­тельства: сметную, плановую и фактическую.

Сметная себестоимость определяет величину затрат на производство строи­тельно-монтажных работ, учтенных в сметной стоимости. Она рассчитывается на основе норм расхода всех видов ресурсов и меньше сметной стоимости на величи­ну сметной прибыли.

Плановая себестоимость отличается от сметной себестоимости на величину пла­нового задания по ее снижению, т. е. на величину экономии сметной себестоимости.

Фактическая себестоимость отражает все фактические затраты на производ­ство строительно-монтажных работ на основании данных бухгалтерского учета. Фактическая себестоимость включает также и непроизводительные затраты, не предусмотренные сметой (потери, простои, штрафы и пр.). Сравнение фактиче­ской себестоимости с плановой позволяет сделать вывод о выполнении организа­цией, осуществляющей строительство, задания по снижению себестоимости.

Плановые накопления (сметная прибыль) представляют собой нормативную прибыль, которую учитывают в цене на продукцию строительства. Норма плано­вых накоплений устанавливается в процентах к сметной себестоимости строительства и обычно колеблется в пределах 10%.

В настоящее время при определении стоимости строительства следует исхо­дить из «Методики определения стоимости строительной продукции на террито­рии Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), утвержденной Госстроем РФ и введенной в действие с 9 марта 2004 г.

Расчет стоимости строительства может осуществляться следующими методами:

• ресурсным, который предусматривает расчет стоимости всех видов ресурсов, необходимых дли реализации проекта строительства, в текущих (прогноз пых) ценах;

• ресурсно-индексным, сочетающим в себе ресурсный метод с системой индексов цен на используемые ресурсы;

• базисно-индексным, основанным на использовании текущих и прогнозных индексов цен (коэффициентов пересчета) по отношению к базисному уров ню стоимости строительства.

Базисный уровень стоимости строительства— это такой ее уровень, который определяется на основе сметных цен, зафиксированных на определенную дату. При расчете сметной стоимости следует использовать сметно-нормативную базу, введенную в действие с 01.01.2001 г. Кроме того, к базисному уровню относятся подробные сметные нормативы, введенные в действие с 01.01.1984 г. и 01.01.1991 г.

В настоящее время в России существует целая система сметных нормативов комплекс сметных норм, расценок и сметных цен, объединенных в отдельные сбор пики. Эти нормативы являются обязательными для всех организаций, осуществляющих строительные работы. Однако в состав этой системы не включаются свободные (рыночные), а также регулируемые цены.

Расчет стоимости строительства следует производить с учетом данных о текущих изменениях цен на используемые ресурсы, т. е. с помощью индексов цен, которые позволяют перейти от базовой стоимости строительства к стоимости на текущую дату. Необходимая информация по индексам цен в строительстве может быть получена в региональных центрах по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), а также в органах государственной статистики и из печати.

Сметная стоимость строительства, отражающая затратный подход к ценообразованию и учитывающая исключительно интересы застройщика, является базовой ценой в системе рыночного ценообразования и служит основой для установления договорной цены на строительство объекта. При этом исходят из общих принципов ценообразования, в том числе необходимости анализа спроса и предложения па данном сегменте рынка строительной продукции, анализа рыночных цен конку­рентов, а также инвестиционной активности в регионе и в стране в целом.

Рыночная цена на строительную продукцию рассчитывается как средняя стоимость строительства объекта на региональном рынке в конкретный период времени. Она является переходной величиной от сметной стоимости к конечной до говорной цене строительства и включает, помимо сметной стоимости, рыночную составляющую, т. е. рыночные факторы изменения сметной стоимости за период строительства. На практике эти факторы используются при утверждении отдельных элементов сметной стоимости.

Конечная договорная цена на строительную продукцию устанавливается и результате переговорного процесса между заказчиком (инвестором) и подрядчиком па основе данных о сметной стоимости строительства объекта и рыночной цене строительной продукции. При этом договорная цена может значительно отличаться от сметной стоимости и рыночной цены в зависимости от сроков строительства, порядка финансирования, расчетов и других факторов.

В последние годы в России широко используется метод тендерного ценообразования при формировании договорных цен па строительную продукцию. Речь идет о выдаче строительных подрядов по заранее объявленным в специальном доку мен те (тендере) условиям. В тендере на конкурентных условиях должны участвовать несколько строительных организаций с предложениями по срокам и цене строи­тельства рассматриваемого объекта. Заказчик из всех предложений выбирает наи­более эффективное по всем интересующим его параметрам. Мировой опыт пока­зывает, что в подобной ситуации уровень цен будет ниже, чем при использовании обычного затратного подхода. К сожалению, использование метода тендерного це­нообразования в нашей стране наталкивается, с одной стороны, на отсутствие соответствующей региональной законодательной базы и, с другой стороны, на встреча­ющуюся недобросовестную конкуренцию между строительными организациями.

Глава 12

ТАРИФЫ НА УСЛУГИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

12.1. Характеристика рынка транспортных услуг

Устойчивой особенностью развития мировой экономики становится опережающий рост международной торговли по сравнению с ростом производства. По статистике НТО общий объем международной внутри- и межрегиональной торговли в 2002 г. составил $6272 млрд. Динамика за последние годы показывает соответствующее со­отношение объемов роста как 1,62 для производства товаров, 1,28 — для производ­ства сырья и газа, 1,26 в сельском хозяйстве. По данным Мирового банка, рост вало­вого внутреннего продукта в среднем на ближайшие 10 лет составит около 3,5%, а для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной и Восточной Азии достигнет 5,5 6% в год. Таким образом, темпы роста международной торговли в среднем могут составлять 7-8% в год.

В мире сформировалось три основных центра промышленного производства и торговли: Европа (включая Западную Европу, страны бывшего СССР и Балтийские страны), Азия (в особенности Восточная и Юго-Восточная Азия) и Север пая Америка. Доля этих регионов в мировом экспорте/импорте (в %): Европа /17,4/45,1; Азия — 25,8/22; Северная Америка — 15,1/21,3. Перемещение товаром между этими регионами за 2002 г. оценивается следующим образом: Европа Азия: $515 млрд; Азия—Северная Америка: $598 млрд; Северная Америка—Евро на: $451 млрд. В совокупности это составляет более чем 25% общемирового объема торговли. Между указанными экономическими центрами существуют основные мути доставки грузов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.