КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание социосистемы с помощью термодинамических параметров. Социальная температура и социальная энтропия. 22 страница
Вместе с тем у представителей «исторической школы» имеются определенные уязвимые стороны. Так, Т. Кун отрицает преемственность в развитии науки, утверждая, что научные теории независимы друг от друга, несопоставимы, так как парадигмы представляют собой замкнутое образование. Знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества вытесняют друг друга. Подобный вывод порожден тем, что Т. Кун, так же, как и Фейерабенд, в отличие от логических позитивистов, отрицает теоретически нейтральный язык наблюдателя. Научный факт - это некоторый чувственный образ, а видение ученого происходит с позиции определенной теории и принятой парадигмы. Следует отметить, что, по мнению постпозитивистов, цель изменения научного знания - не достижение объективной истины, а реализация одной из задач, например, построение простых и компактных теорий. Понятие истины заменяется понятием веры, интереса и т. п. П. Фейерабенд утверждает, что наука иррациональна, ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии; общество надо освободить от «диктата науки», а последнюю - отделить от государства и предоставить ей одинаковые права с магией. Фейерабенд выдвинул точку зрения «методологического анархизма». Он считает, что в науке «все подходит», надежных методов не существует, они создаются нами и со временем меняются. Нужно создавать множество теорий, несовместимых с существующими и признанными, и это будет способствовать их взаимной критике и ускорению развития науки, причем каждая теория воздает свой собственный язык для описания фактов и устанавливает свои собственные нормы. Таким образом, постпозитивисты, выступая с ревизией неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки, тем не менее сохраняют общую связь с установками логического позитивизма. Из него заимствуются процедуры анализа; традиционные философские проблемы переводят в сферу языка. Реалистические тенденции во взглядах представителей постпозитивизма, ряд ценных методологических идей и резкая критика позитивизма эклектически сочетаются с элементами релятивизма, конвенционализма, прагматизма и инструментализма, а также с отрицанием принципа отражения мира в науке. Рассматривая место и роль философии в формировании жизненной стратегии человека и общества, необходимо принимать во вниманиетип цивилизационного развития, который характерен для данного общества, и обусловливаемый им набор ценностей, задающий матрицу ориентации человека. Философия, являясь рефлексией над основаниями культуры, всегда исследовала категориальные структуры, отвечающие за рубрикацию и систематизацию человеческого опыта. Так, в античности, принадлежащей к космогенному типу цивилизации и исповедующей принцип гармонии человека и Космоса, тема гармонии является одной из наиболее разрабатываемых. При этом гармония достигается не путем растворения человека в таинственном и непостижимом Космосе, а посредством измерения Космоса человеком. Данную модель отношений человека и Космоса философия предлагает как наиболее желательную, влияя тем самым на ориентации человека и общества. Выявите, какие установки предлагает человеку философия Нового времени, занимаясь осмыслением культуры складывающегося нового типа цивилизации. Особый смысл философское исследование оснований культуры приобретают по отношению к современной цивилизации, переживающей глубокий кризис. Техногенная цивилизация базируется на признании пяти фундамен-тальных принципов: 1. Главным предназначением человека признается преобразующая деятельность по отношению к природе и обществу. 2. Природа понимается как сфера осуществления власти разумного существа над внешними процессами и объектами. Приэтом явно предполагается, что она - неисчерпаемая кладовая ресурсов. 3. Личность признается автономным существом, свободно выбирающим социальные общности и корпорации. 4. Власть, сила и господство над природными и социальными 'обстоятельствами понимается как власть и господство вещные, а не личные. 5. Научная рациональность признаетсяособой ценностью, создавая уверенность в способности человека научно-рационально контролировать природу и устроить личную и социальную жизнь. На основе анализа особенностей развития современной техногенной цивилизации покажите, каким изменениям подвергаются выделенные принципы. Возникновение глобальных проблем, исчерпание сырьевых ресурсов, рост очагов напряженности, возрастание иррациональности ит.п. порождают потребность в новых мировоззренческих ориентациях. Можно выделить два вектора складывания нового отношения к миру. Первый связан с процессом глобализации человечества, возрастанием целостности и взаимозависимости стран, регионов, культур. Перед лицом глобальных опасностей человечество ищет новые стратегии социализации человека и его воспитания в духе толерантности, уважения к достижениям различных культур. Результатом этих стихийно и сознательно реализуемых процессов выступает превращение идеалов ненасилия, благоговения перед жизнью, приоритета общечеловеческих ценностей в основную стратегию социальной жизни. Философия обосновывает их не просто как желательные, но и как единственно приемлемые для человека. Второй вектор связан с втягиванием в орбиту человеческого действия сложных, саморазвивающихся систем, в которые включен и сам человек. Это так называемые синергетические системы, подчиняющиеся нелинейным законам и способные при прохождении через точки бифуркации "срываться" в состояние хаоса. Человек, включенный в такую систему, превращается в ее составную часть и формирует "созвездие* возможностей. В этом случае его деятельность может отрезонировать и в отдаленных участках системы, в определенных ситуациях породив ее катастрофическую перестройку. Выявите, какие новые ценностные ориентации и идеалы формируются в контексте описанной ситуации. Завершая рассмотрение темы, следует отметить, что практичность философии связана с тем, что пестуя и оберегая ценности существующие -в этом качестве она предстает как идеология, - она успевает заметить ростки новых социокультурных структур и начинает формировать и обосновывать те ценности, которые окажутся адекватными новому бытию. Нынешняя эпоха развития человечества - эпоха современной техногенной цивилизации - имеет ряд специфических черт и особенностей. Прежде всего это касается науки, так как она определяет успехи и достижения в познании мира и во всех иных сферах человеческой деятельности. Наука сегодня рассматривается как элемент культуры, взаимосвязанный и взаимодействующий со всеми другими элементами культуры. Кроме того, подчеркивается единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, так как все гуманитарные явления через мировоззрение, мироощущения, соответствующие данной эпохе, несут на себе "печать" естественнонаучной культуры, а любое открытие в естествознании - "детище" конкретной исторической эпохи. Еще в 1932 г. величайший представитель науки и культуры ХХ столетия Э. Шредингер в работе "Зависит ли наука от общества?" отмечал, что "... все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой" и что " научные открытия, даже кажущиеся в данный момент наиболее передовыми и доступными пониманию немногих избранных, все же бессмысленны без своего культурного контекста." Говоря об особой роли науки в современном мире и ее специфике, имеется в виду следующее: - наука - элемент культуры; - научные результаты, особенности науки, перспективы ее развития становятся понятными только в культурно-историческом контексте; - наука - основа техники, технологический базис современной цивилизации; - гуманитаризация науки, переосмысление роли и места науки в жизни и развитии человеческого общества, сохранении цивилизации; - целостность научного знания, разработка и создание единой картины мира; - взаимное влияние и взаимодействие наук, отход от узкой дисциплинарности, интеграция научного знания; - взаимодействие и взаимопроникновение естественнонаучного и гуманитарного знания; - тенденции к преодолению разрыва между ними; - особая роль естественных наук в современном мире, так как они являются не только фундаментом современной технологии, но и имеют огромное общекультурное значение. Для современного этапа развития техногенной цивилизации характерно новое понимание специфики и особенностей процесса познания. Раскрытие особенностей и стратегии научного познания (типа научной рациональности) привело к введению и осмыслению новой типологии научной рациональности, основанной на различии в интерпретации отношений познающего субъекта и исследуемого объекта (системы), а также рассмотрения объекта "в чистом виде" или учета неконтролируемого воздействия на него со стороны внешней среды - классический, неклассический, постнеклассический тип научной рациональности. Сегодня наблюдается переход от классического к неклассическому типу научной рациональности и новой парадигме, определяемой современным стилем научного мышления - эволюционно-синергетической парадигме, когда мир и процессы в мире рассматриваются с позиции развития (самоорганизации) открытых диссипативных систем. Кроме того, для процесса научного познания характерны: - единство процесса познания и методов познания; - гибкость и многогранность мышления, проявляющиеся через соотношения эмоционально-чувственного, наглядно-образного, формально-логического и интуитивного мышления на различных этапах познания; взаимодействие и взаимосвязи левого и правого полушарий в познании и осмыслении мира; - новые подходы к проблеме понимания; - интегративно-проблемный подход в познании мира и реализации всех направлений деятельности человека и человечества. Специфика современного мира, особенности его познания и освоения ставят перед человеком и человечеством новые задачи и выдвигают новые требования: 1. Понимание мира как системы, развитие которой имеет сложный нелинейный характер. 2. Познание как мира, так и культуры в целостности и единстве. 3. Обогащение мышления через освоение современных методов научного познания. 4. Осознание реалий и особенностей современной цивилизации, отход от технократизма, ответственность за результаты деятельности человека и человечества в целом. 5. Понимание предназначения человека, его интегральной природы и особого места человека в культуре. Новые ценностные ориентиры - специфика нынешнего этапа развития человеческого общества. Это прежде всего касается понимания ценности науки, понимания ценности знаний для саморегуляции человека в современном мире и осознания ценности образования. Рассматривая проблемы современного образования, Б.М. Бим-Бад и А.В. Петровский отмечают, что "образование представляет собой одну из высших ценностей личности и общества, выступая в качестве предпосылки их существования и развития" [1].
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |