Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие сознания




Семинар №7

Психика и поведение животных

Семинар №6

Цель: Уметь дать общую характеристику процесса развития психики животных, различать уровни поведения животных. Владеть основными понятиями темы: таксис, рефлекс, инстинкт, научение, интеллект животных.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение инстинктивного, приобретенного и интеллектуального поведения в психике животных.

2. Развитие психики животных и эволюция нервной системы.

3. Составляющие поведения животных.

Литература:

1. Вудвортс Р. Решение проблем животными. с.228.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1- М., 1996. с. 43.

3. Дьюсберн Д. Поведение животных. – М.: Мир, 1981. – с. 363-413.

4. Зорина З.А. Полетаева И.В. Элементарное мышление животных М.,2001. с.106, 34, 26, 197, 238.

5. Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. с. 235-250.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики МГУ. 1972. с. 210.

7. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.,1999. с. 22, 163, 382.

8. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этиология и эволюция. - М.: Мир, 1988. – с.460-472.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы инстинкта, навыка, интеллекта. Основы общей психологии. Спб., 2000. с. 102-128.

10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001 с. 36-128, 243.

11. Фишель В. Думают ли животные? – М.: Мир, 1973, с. 120-152.

12. Хедигер Х. Наблюдение психологии животных в зоопарке. – М.: Знание, 1984.- с. 22-39.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Изучить информационный материал. Иметь схему «Уровни поведения». Детье и Стеллара Источник № 2 т.1 с.43. Дополнить опорный план «Инстинкт» и выполнить сравнительную таблицу (пособие по СР с.14-15). Выписки конспекты
2. Подобрать примеры, иллюстрирующие особенности поведения животных, дать анализ приведенных фактов с точки зрения психологической теории. Выписки, психологические задачи, описание поведения животных, их анализ.

 

Примерный план занятия:

Занятие проводится по общему плану и включает1-3,6,7,9 этапы.

 

Тема: Качественное своеобразие психики человека

Цель: Уметь дать сравнительную характеристику психики животных и сознания человека, описать условия возникновения и процесс развития сознания, структуру сознания. Владеть основными понятиями темы: сознание «высшие психические функции» психологические орудия, интериоризация, знаки, интерпсихическое, интрапсихическое.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Качественное своеобразие сознания человека в отличии от психики животных.

2. Проблема возникновения и развития сознания.

3. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблемы развития высших психических функций. Психология развития как феномен культуры. М.,1996. с. 219.

2. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации. Введение в психологию. Ростов – на - Дону, 1999. с. 239.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1982. с.23-33, 125-158.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. МГУ, 1972. с. 263.

6. Рубинштейн С.Л. Сознание человека. Основы общей психологии. Спб., 2000 с. 134-160.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995.

8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Изучить информационный материал. Дополнить таблицу «От психики животных к сознанию человека» привести примеры (Пособие по С.Р.с.17). Конспекты, выступления.

Примерный план занятия:

Занятие проводится по общему плану и включает 1-3, 6, 7, 9 этапы.

РАЗДЕЛ II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Примерный план изучения раздела.

 

Этапы работы (задачи) Критерии оценки
1. Определить место психического явления в ряду других явлений, раскрыть его роль и значение (функции). Точность, глубина.
2. Обозначить теоретические подходы к проблеме, авторов (основные работы и теории). Кол-во теорий, точность.
3. Раскрыть общее содержание понятия (общепринятое определение см. словарь), дать частные авторские определения. Качество, количество, знание авторов.
4. Показать специфику явления в сравнении с другими (близкими), его связь с другими. Например: ощущение и восприятие. Дать качественную характеристику явления, определить его структурные компоненты. Глубина анализа, критерии сравне-ния и точность сравнения.
5. Охарактеризовать физиологические и психологические механизмы, обеспечивающие процесс.  
6. Указать общие закономерности и основные свойства явления. Глубина анализа.
7. Указать принципы классификации (виды, типы, формы).  
8. Дать количественную характеристику.  
9. Выделить факторы, влияющие на психическое явление. Количество, точность.
10. Показать специфику развития, механизмы формирования. Логичность.
11. Показать индивидуальные особенности (типы). Указать отклонения от нормы. Количество, уме-ние привести примеры.
12. Выделить методы изучения, указать конкретные авторские методики. Количество, точ-ность.
13. Понять значение явления для профессиональной деятельности. Уметь дать рекомендации по развитию, совершенствованию психических процессов. Устанавливать связь теории и практики

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.