КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результат. 1) суммируйте все баллы по шкале «Л» («Лидер»; нечетные высказывания), итог запишите;
Ключ 1) суммируйте все баллы по шкале «Л» («Лидер»; нечетные высказывания), итог запишите; 2) ту же операцию произведите со шкалой «А» («Администратор»; четные высказывания), итог запишите. Отношение Л/А отражает соотношение в вашей деятельности черт лидера и администратора. Например, Л = 90, А = 60, значит, на 60 % вы – лидер, на 40 % – администратор.
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «авторитет» определяется предельно кратко: «Авторитет – лицо, пользующееся влиянием, признанием». Согласитесь, что данное определение нуждается в комментариях и ответах на возникающие вопросы.
Если руководство связано с влиянием на людей (персонал), то откуда берутся возможности оказывать влияние? (Для ответа можно выбрать или использовать весь список понятий – должностные нормативы, статус в соответствии с законом и правилами, финансовое или иное поощрение, наказание, компетентность, естественный авторитет, знания…) Какими способами можно обеспечить и сохранить признание? (Распространением нужной информации и слухов; использованием приказов или инструкций, от которых зависит положение членов коллектива; созданием репутации профессионала; манипулированием ситуацией; обращением к чувствам людей; заботой о других; организованностью и дисциплиной…)
Несомненно, добросовестно ответив на поставленные вопросы, вы сделаете первый шаг в создании своего стиля руководства. Вместе с тем, грамотное продолжение этой работы требует знания типологии руководств, характерных именно для образовательных учреждений. В результате многочисленных исследований руководителей школ было выделено только два основных типа руководства – структурированное (ориентированное на цель и задачи общего дела) и заботливое (ориентированное на людей). В реальной практике эти два стиля не только не исключают друг друга, но и в зависимости от конкретных обстоятельств руководитель может сознательно их сочетать. Качество выбора определяется его профессионализмом, мудростью, опытом. Познакомьтесь с самой известной характеристикой стилей управления Блейка и Моутона (см. схему 16). Для тех, кто уже сегодня задумывается о своей карьере в качестве руководителя, такое введение в курс менеджмента полезно.
Схема 16 Стили управления (по Блейку и Моутону)
Указанные на схеме стили управления имеют следующие особенности: Стиль 1/1 – весьма «плохой» стиль, при котором мало внимания обращается и на результаты, и на персонал. Стиль 1/9 – более «уютный» стиль: внимание руководителя почти целиком занято благополучием персонала, а задачи организации более или менее игнорируются. Стиль 9/1, напротив, в большей степени «ориентирован на задачу» и направлен в первую очередь на достижение цели организации, тогда как персоналу уделяется мало времени. Стиль 9/9 ориентирован на работу команды, руководитель создает сплоченную группу, максимально повышая таким образом моральный климат и эффективность для того, чтобы достичь целей организации. Стиль 5/5 – средний стиль, где руководитель старается найти «золотую середину» между эффективностью организации как таковой и работой с персоналом. Каждый стиль руководства связан с такими характеристиками, как управление и контроль, задачи организации, отношения руководителя и подчиненных, влияние стиля на творчество и перемены, урегулирование конфликтов, преданность делу и старание, развитие персонала, личное поведение руководителя, обстоятельства и последствия использования данного стиля для организации. Можно задать вопрос, какой смысл выделять разные стили руководства? Конечно, интересно определить, к какой категории относится стиль того или иного человека, но более важно для руководителя выяснить, когда лучше использовать каждый стиль. Стиль 9/9 может показаться идеальным, но большой вопрос, следует ли предпочитать этот стиль во всех случаях. Иногда организацией (это относится к любой организации) можно управлять лучше, когда управление сильнее ориентировано на людей, а не на задачу, а иногда – наоборот. Г. Хаус обнаружил, что некоторые работники школы, особенно новички, приходят в замешательство, когда сталкиваются с сильно ориентированным на взаимоотношения руководством. Им в этой ситуации нужно структурированное, а не «заботливое», ориентированное на людей руководство. Опытным работникам, с другой стороны, часто мешает высокий уровень структурированности задачи и заботы. Для них более удобен низкий уровень структурированности и заботы. Руководитель учреждения дополнительного образования детей, как и руководитель любого другого образовательного учреждения, в процессе управления осуществляет властные полномочия по формированию системы взаимоотношения с подчиненными. Но выполнение этих властных функций зависит от участия подчиненных.
Что это значит? Зная специфику дополнительного образования, назовите основные факторы такой зависимости.
В целях стимулирования мыслительного поиска и придания ему определенной направленности приведем выдержку из книги «Сотворчество в управлении образованием», как образец самого неординарного (и значит, неповторимого, нетиражируемого!) решения проблемы. …Мы уже прошли все стили управления и стоим одной ногой в управлении – открытом, доверительном, теплом, поддерживающем, т. е. готовы к сотворчеству в управлении. Есть острое желание отказаться от руководства и перейти к управлению. Учитывая разные уровни готовности людей к подчинению, соподчинению, партнерству, есть необходимость иногда прибегать к авторитарному стилю. Но приоритет при этом отдавать демократичному, свободному, стимулирующему, культивирующему. Цель управления – каждому дать право и ответственность организовать свою систему образования творческой личности человека и управлять этой системой так, как это окажется наиболее целесообразным. Можно выбрать следующие пути управления: путь авантюр, рискованный путь быстрого реагирования, путь доверия и т. д. Нежелателен путь, основанный на запустении проблем, путь выжидания провокаций, безответственности, путь не решать проблемы самостоятельно. 38 лидеров управления берут на себя ответственность: – решить проблемы на долгосрочной основе, – развивать способности к инновациям (разработал, освоил, внедрил лично), – владеть высокой способностью влиять на «подчиненных» сотрудников не столько за счет властных полномочий, сколько за счет личного обаяния, авторитета, личного высокого рейтинга, в целом за счет имиджа, – знать современный инструментарий управления, способы рациональной организации труда, – уметь формировать, развивать эффективные рабочие группы, – иметь четкие личные ценности. Степанов С.Ю., Разбивная Г.А. Сотворчество в управлении образованием. – М.; Петрозаводск, 1993. – С. 20.
Используя примеры из жизни или личного опыта, мы часто утверждаем, что хороший педагог (учитель) не может стать сильным руководителем): это две разные профессии, требующие разных способностей. Более того, достойный человек никогда не захочет поменять статус педагога на статус руководителя.
Как вы к этому относитесь? Обоснуйте свою позицию. Вы сможете принять правильное решение, если перед вами будет стоять выбор, кем быть – педагогом или руководителем?
Для проверки себя воспользуйтесь небольшим тестом (см. схему 17).
Схема 17 Схема ценностей человека
Заполните табл. 12. В вертикальных слолбцах ее запишите пять жизненно важных для вас решений, принятие которых вызвало у вас чувство значительности их влияния на вашу теперешнюю жизнь. В горизонтальные колонки перенесите пять важнейших ценностей из Схемы ценностей человека.
Таблица 12
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |