Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Леса, многолетние насаждения, обособленные водные объекты как недвижимость




Исходные данные по земельным участкам, подлежащим отнесению

к областной собственности [16]

№ п/п Субъекты прав на земельные участки, подлежащие отнесению к областной собственности (ОС) ВСЕГО Из них: на которые отсутствуют правоустанавливающие документы
Кол-во земле– пользователей Кол. зем. уч. Площадь, тыс. га Кол-во земле– пользователей Кол. зем.уч. Площадь тыс. га
               
1. Органы государственной власти Кемеровской области, в т.ч. ЗУ под отдельно стоящими объектами недвижимости ОС     0,015     0,015
2. Государственные учреждения Кемеровской области     0,5     0,25
3. Государственные унитарные предприятия Кемеровской области     1,5     1,2
4. Некоммерческие организации, образованные АКО   Нет ЗУ, встроенные помещения   Нет ЗУ, встроенные помещения
5. Предприятия, приватизированные из ОС     1,35     1,08
6. Земли запаса     809,7     809,7
  в т.ч. фонда перераспределения     727,7     727,7
7. Под объектами природоохранного значения КО Данные отсутствуют
8. Под участками недр регионального значения (недра не разграничены по уровням собственности) Данные отсутствуют
  ИТОГО   6 550 813,1     812,2

Примечание. Прогноз – в связи с тем, что не создана автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра (АС ГЗК)

КО – Кемеровская область

ЗУ – земельный участок

 

По землям запаса на площади 157,7 тыс. гектаров, на которых не расположено недвижимое имущество федеральной или муниципальной собственности, включая земли фонда перераспределения земель, планируется составление проектов перераспределения земель в границах плана земель сельскохозяйственных предприятий: экспликации земель в камеральных условиях с нанесением земельных участков на планово - картографический материал, с формированием дел по земельным участкам, подлежащим отнесению не только к областной собственности, но и муниципальной.

 

 

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения.

Лесная растительность, будучи в естественном состоянии неразрывно связана с землей, должна рассматриваться как принадлежность земли и не может быть самостоятельным объектом гражданских отношений[17].

Проф. Л. И. Дембо считал, что необходимо различать понятие леса в лесоводстве и юридическое понятие леса[18]. Лесом, с правовой стороны, Л. И. Дембо называл ту часть единого земельного фонда, которая выделена в самостоятельный лесной фонд и представляет собою земельную территорию, поросшую лесом или предназначенную для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства. Юридическое понятие леса, указывает далее Л. И. Дембо, тождественно понятию лесного фонда, и объектом права государственной собственности на леса является единый государственный лесной фонд как особая категория земель, как часть единого земельного фонда[19]. Лесная растительность может выступать как объект права пользования (лесопользования). Земельный участок может выступать в качестве объекта права пользования вне зависимости от его вхождения в состав какой-либо категории земель. Но земля под лесом (земли лесного фонда) не может раскрыть каких-либо своих полезных свойств, кроме тех, которые определены потребностями лесного хозяйства. Ее ценность неразрывно связана с ценностью лесной растительности. Отсюда, нет смысла вести речь о праве пользования землями лесного фонда в отрыве от права лесопользования.

В границах категории земель «земли лесного фонда» представлены различными видами угодий (покрытыми и не покрытыми лесной растительностью участками земель)[20].

Из сопоставления этих норм усматривается, что законодатель различает два объекта недвижимости (права собственности) – лесной фонд и земли лесного фонда.

От земель лесного фонда следует отличать понятие самого лесного фонда и понятие леса.

Как уже отмечалось, земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель.

В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Лесной фонд составляют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Таким образом, лесной фонд представляет собой совокупность как самой лесной растительности (леса), так и земель в границах лесного фонда, как занятых таковой растительностью, так и не занятых ею.

Леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений (городские леса), в лесной фонд не входят. Данные территории являются участками леса, не входящими в лесной фонд.

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19 ЛК РФ). Таким образом, городские леса не находятся в исключительной федеральной собственности.

Согласно ст. 133 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также сохранения благоприятной экологической обстановки. Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

В понятие «лес» входит несколько видов природных ресурсов: деревья (древесина), ягоды, грибы, соки, смолы, лечебные травы, различные живые существа (животные, птицы и т. п.), сенокосные и другие земельные угодья.

Лес как природный объект выполняет три жизненно важных функции: экологическую, экономическую и социальную. Экологическая функция леса выражается в глобально благоприятном

 

           
 
Земли лесного фонда
 
Не входящие в лесной фонд
   
 


1 3

           
 
     
 
 


       
   
 

 

 


Рис. 1.4.1. Состав лесов России [21]

влиянии на окружающую среду в качестве климаторегулирующего, почвозащитного, водоохранного, санитарно-гигиенического и оздоровительного факторов. В экономическом отношении лес — источник древесины и множества другой потребительской продукции. Социальная функция состоит в том, что лес улучшает условия жизни людей, способствует укреплению их здоровья и психологического равновесия. По мере развития цивилизации общение с природой (лесом) становится все более необходимым для каждого человека. Многофункциональное значение леса проявляется еще и в одновременном использовании его различными лицами в разных целях, а также в том, что он является основным средством производства в отраслях лесного хозяйства.

В организационном плане лес состоит из трех частей:

земли лесного фонда; леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковая растительность (рис. 1.4.1).

В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

- землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 171-ФЗ);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Отличие древесно-кустарниковой растительности (ДКР) от лесов (как входящих, так и не входящих в лесной фонд) состоит в том, что она располагается и произрастает на любых категориях земель. Но на землях поселений может располагаться как древесно-кустарниковая растительность, так и городские леса, которые нельзя путать друг с другом. Городские леса должны обладать признаками леса. Сложность в данном вопросе состоит в том, что реального межевания границ городских лесов в конкретных поселениях не проводится. Тем самым осуществлять на приграничных территориях (разделяющих городской лес от обычной древесно-кустарниковой растительности поселений) разный правовой режим очень сложно.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации все леса в лесном фонде делятся на группы. Выделяются леса первой, второй и третьей групп. В основу такого деления положены экономические, экологические и социальные функции лесов. При разделении лесов на группы учитываются их местоположение и, как следствие, функциональное назначение.

Леса первой группы - леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиени-ческих, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на 20 категорий защитности:

1. Запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов.

2. Запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб.

3. Противоэрозионные леса.

4. Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения.

5. Государственные защитные лесные полосы.

6. Ленточные боры.

7. Леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды.

8. Леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов.

9. Леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения.

10. Леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов.

11. Особо ценные лесные массивы.

12. Леса, имеющие научное или историческое значение.

13. Памятники природы.

14. Орехово-промысловые зоны.

15. Лесоплодовые насаждения.

16. Притундровые леса.

17. Леса государственных природных заповедников.

18. Леса национальных парков.

19. Леса природных парков.

20. Заповедные лесные участки.

Леса данной группы имеют наибольшую ценность в плане экологического значения и выполняют прежде всего природоохранные и оздоровительные функции, играют важную роль в сохранении биологических компонентов, составляющих лес. Так, например, к данной группе лесов относятся: противоэрозионные леса; леса зеленых зон поселений; леса национальных парков; заповедные лесные участки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. № 1169 «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы», отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категорий защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию производятся Федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Отнесение лесов к ленточным борам, защитным полосам лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к лесам на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малостепных горных территориях, имеющим важное значение для охраны окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ по представлению соответствующих территориальных органов управления лесным хозяйством.

Каждая из категорий защитности лесов требует своего особенного материала для обоснования отнесения леса к соответствующей категории защитности. Так, например, для отнесения лесов к противоэрозионным лесам в случае, если эти леса расположены на склонах крутизной 30 и более градусов для Урала и 35 градусов для Северного Кавказа, необходимо представить плановый материал с обозначенными горизонталями, указанием крутизны склонов и границей лесов, предлагаемых к отнесению в данную категорию.

Помимо института категории защитности лесов лесное законодательство выделяет такое понятие, как «особо защитные участки леса» (ОЗУ). Особо защитные участки леса не выделяются в лесах, отнесенных к категориям защитности, в которых установлен аналогичный или более строгий режим ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, чем в особо защитных участках леса. Выделение особо защитных участков леса производится исходя из народнохозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и технико-экономического обоснования по соответствующим признакам и нормативам.

Ключевыми нормативными документами по выделению особо защитных участков леса являются Приказ Рослесхоза от 29 марта 1994 г. № 68, который утвердил Положение «О порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности», Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. № 1169 «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы», Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 декабря 1993 г. № 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса».

Леса второй группы – леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. Леса второй группы в силу своего местоположения являются менее ценными. Законодатель, указывая на их ограниченное эксплуатационное значение, тем самым подчеркнул, что данная группа лесов, несмотря на меньшую ценность, в то же время не должна расцениваться как предназначение для прямого хозяйственного использования. Целевое назначение данной группы лесов выражается как в экологической функции, так и в возможной народнохозяйственной принадлежности.

Ко II группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется лимитировать режим лесопользования. Они подразделяются на эксплуатируемые и ОЗУ.

Размер лесопользования в этих лесах регулируется средним годичным приростом и наличными запасами спелой древесины. При установлении размера расчетной лесосеки по каждой хозсекции лесоустройство исходит из принципа рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования. В зависимости от состава и строения насаждений, природных и экономических условий проводятся как постепенные, выборочные, так и сплошные рубки.

В лесах II группы ведется в основном лесокультурная система лесного хозяйства эксплуатационного значения. Лесохозяйственные мероприятия направляются на быстрейшее восстановление запаса и повышение продуктивности насаждений, улучшение их санитарного состояния и водоохранно-защитных функций. Цель повышения продуктивности достигается мелиорацией земель, созданием лесных культур, реконструкцией малоценных насаждений, уходом за лесом, сокращением оборота рубки и др. Одним из путей повышения продуктивности лесного фонда, ускоренного производства древесины для промышленной переработки в условиях Европейско-Уральской части страны является создание специальных лесосырьевых плантаций.

Рубки ухода в лесах II группы являются не только средством лесоводственного ухода за насаждениями, но и важным источником удовлетворения потребностей населения в древесине. Им должна придаваться селекционная направленность.

Леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Именно леса данной группы используются в качестве заготовки древесины. И, в отличие от лесов второй группы, данная группа лесов основой их целевого назначения имеет хозяйственное использование. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные.

Во всех группах леса могут выделяться особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и другие).

К III группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.

Стратегия хозяйственного освоения этих лесов должна быть увязана с лесопромышленным и лесохозяйственным лесопользованием в тех и других природно-экономических районах. В этом отношении леса III группы неоднородны по степени и перспективам освоения. Они подразделяются на освоенные эксплуатацией, недоступные и неэксплуатируемые массивы, резервные леса и ОЗУ. В указанных категориях лесов задачи лесного хозяйства и лесоустройства неодинаковы.

Задачи лесоустройства в освоенной зоне лесов III группы сводятся к подготовке достоверных данных о количественной и качественной характеристике древостоев, расчету объемов возможного годичного лесопользования древесиной, оценке эффективности лесоэксплуатации, разработке рекомендаций по наиболее эффективной технологии рубки леса, способствующей лесовосстановлению естественным путем, а также мероприятий по охране и защите лесов.

Деление лесного фонда на группы определяет особен­ности их использования и порядок перевода из одного класси­фикационного ряда в другой. Практически возникают четыре вопроса:

1. Об отнесении лесов к группам и категориям защитности.

2. Об отводе земель лесного фонда для государственных и муниципальных нужд.

3. О переводе земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и (или) изъятием из лесного фонда.

4. О переводе лесных земель в нелесные в целях, связан­ных с ведением лесного хозяйства.

Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, поль­зованием лесным фондом и (или) изъятием земель лесного фонда, осуществляется:

• в лесах первой группы — Правительством РФ по представлению органа власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством;

• в лесах второй и третьей групп — органом государ­ственной власти субъекта РФ по представлению соответст­вующего территориального органа управления лесным хозяйством (ст. 63 ЛК РФ).

Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и поль­зованием лесным фондом (например для строительства складов для хранения семян, пожаро-химических станций, дорог лесохозяйственного значения, кордонов и др.), осуще­ствляется лесхозом с разрешения территориального органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ с указанием места нахождения участка, его площади, цели и срока перевода, перечня разрешенных работ и мероприятий по рекультивации участка (ст. 64 ЛК РФ).

Учитывая сложную хозяйственную, биологическую и социальную природу лесов, использование, охрана, защита и их воспроизводство регулируются не только лесным, но и земельным, гражданским, финансовым и другим законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральными законами. Форма собственности на леса в городах устанавливается также федеральными законами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.