КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наименование части (зоны), руб. Цена квадратной сажени, руб
Цели оценки и виды стоимости
История оценочной деятельности ведет свое начало с 1893 года, когда впервые были опубликованы Правила оценки для обложения земскими сборами (датированы 1893 г., изменения к ним – 1899 г.). Эти Правила определяли, кем должна быть проведена оценка, кто должен входить в состав губернских, уездных оценочных комиссий, порядок действий комиссий, права их членов. Они содержали и подробный перечень имущества, которое подлежало или не подлежало оценке, порядок установления и утверждения оценок имущества, в том числе земель, лесов, недвижимого имущества в городских поселениях и сельских построек, фабрик, заводов, торговых и промышленных помещений. В начале XX в. возникла проблема реального развития частной собственности на землю и деятельности банковских и кредитных обществ, обслуживающих недвижимое имущество. Так, в Москве появляется Городское кредитное общество недвижимых имуществ, которое своей целью ставило выдачу ссуд под залог недвижимости. Применение различных форм кредита – ипотечного, мелиоративного, землеустроительного – способствовало интенсификации рыночных отношений. Для оценки земли при определении величины ссуды под залог недвижимости Городское кредитное общество использовало Ведомость цен на городские земли, где были установлены цены на землю. Эта Ведомость была основным документом для руководства деятельностью кредитного общества. В 1914 г. Москва была разделена на 17 частей (зон), и для каждой части установлена минимальная и максимальная цены квадратной сажени[47]. 1. Арбатская 20–200 2. Басманная 35–150 3. Городская 185–1600 4. Лефортовская 5–80 5. Мещанская 5–250 6. Мясницкая 30–350 7. Пречистенская 40–200 8. Пресненская 7–125 9. Пятницкая 10–100 10. Рогожская 5–100 11. Серпуховская 5–30 12. Сретенская 65–225 13. Сущевская 5–125 14. Тверская 60–600 15. Хамовническая 3–50 16. Якиманская 10–800 17. Яузская 30–300
Как видно, наблюдалась большая дифференциация цен на земельные участки. Наиболее дорогостоящей являлась Городская часть (Васильевская площадь, Ильинка, Красная площадь, Москворецкая набережная): цена ее земли превышала цену земли Лефортовского участка (Покровская и Преображенская площади, Владимирское шоссе) в 20 раз. Современная дифференциация цен в зависимости от местоположения в этих зонах составляет 2,5 раза. Для оценки земельного участка его территорию разбивали на параллельные улицы пояса глубиной 40 саженей каждый (I кв. сажень = 2,13 м х 2,13 м = 4,54 кв. м). Оценка поясов проводилась в такой последовательности: первый пояс, лицевой (т. е. по улице) оценивался по фактической цене из Ведомости цен; второй – в размере 75 % фактической цены; третий – 50, четвертый – 40, пятый – 30, шестой – 20 и все последующие по 10 % фактической цены. Сумма цен, установленных таким путем для каждого пояса отдельно, дает реальную стоимость всего владения. Измерялись и оценивались не только земельные участки, но и постройки. За единицу измерения была выбрана кубическая сажень. Уже тогда различались хозяйства предпринимательские, которые возводили постройки в городах с целью извлечения дохода, и хозяйства потребительские, дома которых удовлетворяли только их собственную потребность иметь жилище. Для оценки различных видов недвижимого имущества принималось во внимание месторасположение, вид и назначение помещений, число комнат в помещении, состояние здания, материал построек и т. д. Учитывались от 2–3 до 10 и более показателей, влияющих на валовую доходность. Средняя величина валового дохода за вычетом средней величины расходов по содержанию имущества (на очистку и ремонт тротуаров, дымовых труб, содержание дворника и ночного сторожа, на страхование, уплату повинностей и «доставление полицейских сведений в адресный стол») определяла чистую доходоспособность имущества в расчете на принятую единицу измерения для каждого городского района. Периодически проводилась переоценка городской недвижимости, что позволяло более правильно устанавливать налогообложение при изменении условий экономической жизни. Благодаря деятельности городских властей, начиная с 1900 г., формировался бездефицитный бюджет, так как сборы за недвижимость составляли значительную величину (рис. 3.1.1.). С 1900 по 1913 гг. прирост по сборам с недвижимого имущества составил 3361,2 тыс. руб., по доходам от аренды городской земли – 1471,2 тыс. руб. В 1913 г. земельные платежи составляли около 12 % в доходной части бюджета Москвы.
Рис. 3.1.1. Доходы от недвижимости в бюджете Москвы (1900 и 1913 гг.)
Временное правительство, пришедшее к власти в результате революции в феврале 1917 г., не произвело каких-либо изменений в имущественно-земельной политике России. Оно фактически ограничилось принятием законодательных актов, направленных на охрану помещичьих усадеб и земель и ограничение земельных сделок в связи с начавшейся спекуляцией и распродажей земель. Первым актом земельного законодательства России после Октябрьской революции 1917 г. стал Декрет ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г., который провозгласил отмену частной собственности на землю. В ст. 1 Крестьянского наказа о земле (приложение к Декрету) предусматривалось, что право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля – государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, майоратная и др. – отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся. Сделки с недвижимостью были запрещены в декабре 1917 г. Декретом ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» от 20 августа 1918 г. был определен правовой статус городских земель и недвижимости. Право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и незастроенные, было отменено, а в городских поселениях с числом жителей свыше 10 тыс. также было отменено право частной собственности на все строения, которые вместе с находящейся под ними землей имели стоимость или доходность свыше предела, установленного местными органами власти. Все городские земли и строения, изъятые из частной собственности, подлежали передаче в распоряжение местных органов власти. Принятие новых законодательных актов закрепило непосредственное распоряжение единым государственным земельным и жилищным фондом за народными комиссарами и местными органами власти. Оценочные работы, проводившиеся накануне Первой мировой войны, не были закончены, что вызывало определенные трудности при оценке недвижимости. При определении цены договора об отчуждении строений принимались во внимание: цена, указанная сторонами в акте; цена, показанная в акте последнего приобретения; оценка при взимании государственного или иных сборов при прежних правительствах; оценки при страховании или залоге. Ценой акта считалась наивысшая из указанных цен. В случае сомнений в установлении цены заключение выдавал коммунальный отдел соответствующего исполкома, при необходимости проводилась экспертиза за счет сторон, совершающих сделку. Летом 1925 г. Постановлением Президиума Московского Совета депутатов была утверждена программа по оценке зданий Москвы, которая предусматривала: • оценку всего фонда зданий в целях наиболее интенсивной и целесообразной эксплуатации; • установление индивидуальной арендной платы за сданные в аренду домовладения с учетом финансового положения домовладельца и технического состояния зданий; • установление правильного технического контроля и надзора за состоянием частей каждого здания в отдельности (крыша, стены, внутреннее оборудование и т. д.); • предоставление материалов Московскому финансовому отделу, Мосгубстраху и другим заинтересованным отделам Моссовета. Была проведена работа по классификации зданий, проанализирована зависимость стоимости кубической единицы здания от влияющих на нее факторов – отношения периметра здания к его площади, количества этажей и средней высоты этажа. Были также установлены приемы оценки частей здания, пристроек, а также неоднородных по материалу зданий. Учитывался и оценивался износ. За основу были приняты расценочные нормы бывшей Московской казенной палаты, применявшиеся для определения стоимости зданий Москвы, и затратный подход определения стоимости. В конце 20-х – начале 30-х годов использовались четыре вида оценки: 1) специальная – по восстановительной стоимости; 2) инвентаризационная – по инвентаризационным данным коммунальных или земельных органов; 3) страховая; 4) балансовая. Для специальной оценки, например с целью изъятия земель для государственных и общественных надобностей, Городской совет назначал оценочную комиссию, которая оценивала строения на изымаемом участке по цене, существующей к моменту составления акта оценки. С 1930 г., в целях устранения параллельности учетно-оценочных работ по имуществу местных Советов, налоговые и страховые органы были обязаны пользоваться оценками и данными, полученными при инвентаризации земель, строений и др. Земельная регистрация в городах и поселках практически утратила свое значение и была заменена инвентаризацией. Работы по инвентаризации земель и строений в большей части были проведены в 1930–1934 гг. Был произведен сплошной учет земель и строений путем обследования их по месту нахождения, произведена оценка строений по «строительной» и «действительной» (с учетом износа) стоимости. Сложившаяся система оценки через инвентаризацию (а также через Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов недвижимости различных форм собственности определяет Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ. Фактически этот закон вводит институт независимой оценки, дает определение оценочной деятельности, а также субъектов и объектов оценки. Статья 6 Закона предусматривает право Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований на проведение оценки принадлежащих им объектов. Такое право является безусловным и не зависит от порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности; оно распространяется на проведение повторной оценки, а результаты могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности. Проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе[48]: • при определении стоимости в целях приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду; • при использовании объектов в качестве предмета залога; • при продаже или ином отчуждении объектов; • при переуступке долговых обязательств; • при передаче объектов в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц; • при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе: - при национализации имущества; - при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки; - при выкупе или ином предусмотренном законодательством изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд; - при проведении оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Цель оценки – расчет и обоснование рыночной стоимости недвижимости. Оценка недвижимости не является самоцелью, она подчинена решению определенной, конкретной задачи. Оценщику необходимо знать задачу, ради которой производится оценка, только тогда он сможет правильно выбрать нужный методический инструментарий. Таким образом, обоснованность и достоверность оценкистоимости недвижимости во многом зависит от того, насколькоправильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |