Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекций




РАБОТЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

I МЕСТО БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Банковский менеджмент

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Лекция 1. Банковский менеджмент: сущность, содержание, цели и задачи.

Цель лекции: раскрыть сущность и содержание понятия «банковский менеджмент», определить принципы, цели и задачи банковского менеджмента.

1.Сущность и содержание банковского менеджмента

2.Разработка и выбор основных целей и задач банковского менеджмента.

1.Сущность и содержание банковского менеджмента

В современной экономической науке понятие банковского менеджмента раскрывается как двойная категория, состоящая из финансового менеджмента и управления персоналом.

Финансовый менеджмент предусматривает определение проблем, связанных с реализацией банковских операций,с рассмотрением оптимальных источников капитализационной прибыли определения собственных лимитов и другая постоянная деятельность коммерческого банка.

Управление персоналом рассматривает вопросы,связанные со стороной приема и размещения кадров,построение организационной системы управле­ния,с формированием кадровой политики,с систематической оплатой труда и определением перечня специальностей по которым служащие должны пройти курсы повышения квалификации.

В научном смысле менеджмент-система управления организацией, осно­ванная на выявлении взаимосвязей между человеческим фактором и принци­пами функционирования организации. В итоге банковский менеджмент рас­сматривается как самостоятельный вид профессиональной деятельности, на­правленной в условиях рыночной экономики на достижение определенных, конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов, основанный на своих собственных принципах, функциях, методах.

Банковский менеджмент как система управления КБ строится на исполь­зовании следующих принципов

1)Ориентация любого КБ на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести КБ планируемую прибыль. Основа данно­го принципа - построение оптимальной модели управления, ориентирован­ной на использование свойств рыночной экономики с целью повышения соб­ственной ликвидности. В оставшейся части этот принцип реализуется по­средством маркетинга.

2) Постоянное следствие к повышению эффективности КБ деятельно­сти с целью уменьшения издержек и получения оптимальных резервов. По­стоянное ориентирование на построение системы управления, характери­зующей оптимальное сочетание А-П операций КБ.

3) Корректировка целей, задач и проблем КБ в зависимости от состоя­ния рынка. Предполагает наличие гибкой системы управления, предопреде­ляет возможность изменения целевых ориентиров в зависимости от склады­вающихся ситуаций. Особое внимание уделяется рассмотрению краткого де­позитного, процентного и рынка ценных бумаг.

4) Учёт окончательного результата работы КБ и его отделений в харак­теристике процесса деятельности на рынке. Предполагает рассмотрение ре­зервов предпринимательской деятельности в постановке будущих целевых ориентиров.

5) Обязательное использование современной информационной базы (коммуникационные сети, высокие технологии). Разрабатываются с целью снижения затрат времени на выполнение обязательных операций, сокраще­ние времени на принятие оптимальных решений, на быстрое всесторонние использование информации.

6) Рациональный подбор персонала и его эффективное использование. Выполнение данного принципа основано на формировании оптимальной кад­ровой политики с учётом специфики деятельности КБ.

Ключевой термин в рассмотрении банковского менеджмента с точки зре­ния управления процессом функционирования организации становится понятие банковской деятельности. Она подразумевает организацию технологической цепочки банковского цикла (наличие А-П операций, финансовых условий) при обеспечении процесса работы КБ всеми необходимыми ресурсами.

Банковская деятельность включает разработку и совершенствование бан­ковской технологии, обеспечение требования уровня качества банковских про­цессов и услуг. Выполнение банковских операций и всех видов просчётов, тех­нического обслуживания операций, материальное снабжение снабжение, обес­печение персоналом, поддержание стабильной ликвидности.

В условиях современного управления банковской организации от КБ тре­буется такой стиль работы, который должен предусматривать постоянный по­иск новых возможностей, умение привлекать и использовать средства для ре­шения постоянных задач из различных источников, добиваться повышения эф­фективности и максимальных результатов при минимальных затратах.

Для функционирования банковской организации определяются конкрет­ные цели деятельности, которые могут быть ближними,текущими, на дальнюю перспективу.

Ближние цели характеризуют результативность выполняемых КБ опера­ций и услуг.

Текущие - конкретные ориентиры, расставленные ежедневно.

Цели на дальнюю перспективу олицетворяют формирующуюся банков­скую политику.

Управление КБ путём определения целей производится с учётом оценки его потенциальных возможностей и его обеспеченности соответствующими ре­сурсами. Для рассмотрения целевых функций КБ определяют цели общие и специфические. Общие цели - концепция развития КБ в целом, постоянных це­лей путём минимизации затрат и максимальной эффективности деятельности персонала КБ на основе мотивации труда.

Чтобы обеспечить оптимальность функционирования КБ с учетом его постоянной ликвидности, используются институты, характеризующие взаимо­связь между средствами, наличием рыночной инфраструктуры и их оптималь­ным сочетанием. Для достижения такой взаимосвязи используется банковский механизм-это три взаимосвязанных звена:

1) Внутрибанковское управление

2) Управление операциями

3) Управление персоналом

Использование банковского механизма предусматривает решение кон­кретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возни­кающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Банковский механизм обусловлен деятельностью КБ, когда его управление и специфическое функционирование получают оценку в процессе проведения различных банковских операций.

Рассматривая основные звенья банковского механизма, возможно выде­лить основные принципы характеризующую каждую из них.

1. Звено внутрибанковского управления строится на принципах:

1) Централизация (децентрализация) в управлении

2) Сочетание централизации и децентрализации

3) Ориентация на долгосрочные цели развития

4) Партисипативный метод-участие персонала в управлении

2. Функции, свойственные звену:

1) Маркетинг

2) Планирование и прогнозирование

3) Организация

4) Контроль и учёт (внутренний аудит)

3. Банковские методы, свойственные звену:

1) Проведение активных и пассивных банковских операций

2) Внутрибанковский расчёт

3) Процентная политика

4) Выработка банковской стратегии, политики и их основных элемен­тов

Содержание каждого из трёх разделов, составляющих первое звено, пре­допределяет успешное функционирование КБ. Характеризуя принципы, можно отметить, что:

1) Принцип централизации означает формирование основных стратегиче­ских целей в банковской политике на уровне высшего звена

2) Принцип децентрализации характеризует разработку конкретных целей и элементов политики на уровне отделов или департаментов КБ

3) Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит раз­граничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибан­ковском управлении.

4) Принцип на долгосрочные цели означает, что внутрибанковское управление ориентируется на длительную перспективу и его цели носят дол­госрочный характер.

5) Демократизация управления обосновывает смысл участия персонала в управлении КБ, перспективность процесса, перечень проблем, решаемых с их участием.

Определяя функции внутрибанковского управления, регламентируют следующие их составляющие:

1) Функция маркетинга - рассмотрение рынка, спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах

2) Функция планирования и прогнозирования - включает в себя разра­ботку банковской политики и деятельности на ближайший и перспективный периоды

3) Функция организации- разработка такой структуры КБ и его меха­низма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии КБ

4) Функция контроля и учёта - постоянный контроль за внутрибанков­ской деятельностью через внутренний аудит с целью поддержания опти­мальной ликвидности.

Банковский метод определяет:

1) Характеристика активных и пассивных операций предполагает рас­смотрение основных операций КБ

2) Внутрибанковский расчёт-организация расчётов операций внутри КБ между его различными отделами и подразделениями.

3) Процентная политика рассматривается как важный элемент банков­ских методов, зависящих от активности проводимых операций и установив­ших размер процентов по активности и пассивности деятельности.

4) Банковская стратегия и политика-система разработки различных це­лей, стратегия их выполнения и конкретные методы её реализации

Составляющие элементы политики и стратегии:

1) Маркетинг

2) Процентная политика

3) Расширение зарубежной деятельности

4) Информационное обеспечение

Разработка научно-технической политики КБ означает организацию на­учного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг.

Разработка новых банковских продуктов - конкретная разработка наибо­лее актуальных услуг и продуктов среди различных категорий физических и юридических лиц на конкретном рынке.

Организация их деятельности - организация специальных подразделений, обеспечение персоналом информацией и технической базой для проведения НИС работ.

2.Разработка и выбор основных целей и задач банковского менедж­мента

1) Разработка банковской политики.

2) Формирование стратегических приоритетов.

3) Анализ сильных и слабых сторон работы КБ действенных и приори­тетных направлений банковской деятельности

4) Анализ внешнего окружения и выявления его влияния на функцио­нирование КБ

5) Разработка и определение альтернативных видов банковской дея­тельности.

6) Выбор методов достижения поставленной цели.

7) Составление ежегодного банковского баланса КБ в целом и по его подразделениям

8) Внешняя и внутренняя аудиторская проверка КБ.

Основа для разработки политики - информационное обеспечение в ре­зультате деятельности КБ за текущий период и в перспективе. При разработке стратегических приоритетов КБ пользуется качественными и количественными показателями.

Количественные показатели или ориентиры, качественные показатели называются заданиями.

Определение цели - конкретный уровень принятия решения, который требует выработки соответствующих стратегических задач.

Между ориентирами, целями, стратегией есть тесная взаимосвязь.

Стратегия разрабатывается правлением, может являться целью и ориен­тиром для определённых подразделений. Для этого различают общие цели, разрабатываемые для КБ в целом и специфические - для подразделений.

Общие цели отражают концепцию развития КБ и становящиеся на дли­тельную перспективу. Приоритетность общих целей выражается в количест­венном отношении, определяется следующими этапами.

1) Обеспечение оптимальной рентабельности, характеризующей объё­мом депозитных операций, уровень и норму прибыли, долю на рынке и структуру капитала, цену акций, уровень дивидендов, сумму зарплаты, уро­вень качества банковских продуктов.

2) Обеспечение устойчивости КБ. Составляющие элементы этапа:

а) техническая политика

б) потенциал конкурентоспособности

в) прогнозирование новых рынков

г) организация зарубежной деятельности

д) инвестиционная и кредитная политика

е) кадровая политика

3) Разработка новых направлений развития и новых видов деятельно­сти КБ.

Состоит из:

а) диверсификации деятельности

б) разработке новых продуктов

в) развитии информационных систем

г) определение конкретных партнёров

д) разработке новых секторов банковской деятельности

В целом общие цели КБ определяют основные направления развития КБ.

Специфические цели - разрабатываются в рамках общих целей по основ­ным видам деятельности в каждом подразделении и могут выражаться качест­венными и количественными показателями.

Основные направления разработки специфических целей:

1) Определение рентабельности по каждому подразделению КБ.

2) Определение достижений в области новых исследований и разрабо­ток, в установлении нормативных показателей в области финансовых отно­шений и в процессе повышенного качества банковских услуг.

3) Разработка целей филиалов, структурных подразделений, отделений КБ (увеличение числа операций, повышение доли на рынке, рост прибыли и ее нормы, расширение зарубежной деятельности филиалов).

Достижение построенных общих и специфических целей достигается пу­тём формирования стратегий:

1) Продуктово - рыночная - характеризует определение конкретных видов услуг, соответствующих деятельности.

2) Стратегия маркетинга - характеризует гибкое приспособление КБ к рыночным условиям.

3) Конкурентная направлена на снижение издержек за счёт повышения качества продуктов.

4) Стратегия инноваций - определяется внедрением новых технологий и видов продукции.

5) Стратегия инвестиций - расширение вложений на РЦБ с целью уве­личения доходов КБ.

6) Стратегия развития - обеспечение устойчивой формы функциониро­вания КБ.

7) Стратегия поглощения - характеризует приобретение акций других КБ или крупно-финансовых институтов.

8) Стратегия зарубежного инвестирования - предусматривает как по­глощение зарубежных КБ, так и увеличение вложений

9) Стратегия внешнеэкономической экспансии - характеризует дея­тельность за границей посредством открытия филиалов, отделений, агентств.

В ходе достижения выбранных стратегических приоритетов рассматри­ваются и выбираются оптимальные методы управления:

1) Управление на основе контроля осуществляется при стабильном развитии КБ и используется в рамках определения финансовых тенденций

2) Управление на основе экстраполяции - характеризуется определени­ем тенденций на основе прежних периодов.

3) Управление на основе разработки принципиально новых стратегий (в связи с новыми тенденциями на рынке.)

4) Управление на основе принятия оперативных решений - при чрезвы­чайных и непредвиденных ситуаций.

Банковский менеджмент характеризуется следующими принципами управления:

1) Контроль.

2) Планирование.

3) Организация.

4) Регулирование.

5) Анализ.

Каждый из принципов характеризует форму взаимодействия в рамках деятельности КБ. Первичный элемент системы управления - принцип органи­зации. Он рассматривается как форма определения взаимоотношений и связей между стратегическими подразделениями. Учитывается тенденция сокращения дублирующих функций, минимизация затрат времени на получение и передачу информации и на принятие решений.

Планирование

- характеризует возможность постановки целей на длительную пер­спективу и определения возможных видов деятельности будущим.

Критерий реализации принципа - доходность, ликвидность, рентабель­ность.

Регулирование:

- характеризуется процессом постоянного определения финансово-экономического положения КБ.

Основные элементы регулирования:

а) процентный риск

б) инвестиционно-кредитная политика

в) эффект от А-П операций

Цель регулирования - обеспечение оптимального взаимодействия между отдельными элементами функционирования КБ.

Анализ:

-характеризуется проведением расчётных мероприятий и определением основополагающих тенденций развития

Контроль:

-определение отрицательных тенденций, факторов отклонений от постав­ленных целей и задач, расчёт элементов, характеризующих наличие негатив­ных процессов.

Ключевые слова: банковский менеджмент, банковская деятельность, банковский механизм, управление банком, банковская стратегия, банковские цели.

Вопросы для контроля:

1.В чем заключается сущность банковского менеджмента?

2. Охарактеризуйте принципы банковского менеджмента.

3.Какие существуют цели банка?

4. Какие существуют стратегии банка?

5. Охарактеризуйте принципы банковского менеджмента.

Литература

1.Хамитов Н.Н. Банковский менеджмент: Учебное пособие. - Алматы:Экономика, 2007. - 232 с.

2. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. —191 с.

3. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент.- М.: КНОРУС, 2009-560 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.