КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Указания к выполнению контрольной работы 5 страница
Следовательно, . Заданный уровень значимости , количество интервалов группировки , и потому p=1-a =0,95 и число степеней свободы k=m- 3=4. Теперь по таблице критических точек распределения отыщем значение . Сравним значения и . Имеем 6,735<9,5, следовательно, < . Поэтому гипотезу о нормальном распределении признака x принимаем. В этом случае необходимо найти с надежностью g=0,95 доверительные интервалы для оценки математического ожидания и среднего квадратического отклонения признака x генеральной совокупности. Пример нахождения доверительных интервалов разобран при решении задачи 1 (пятый вопрос). Таким образом, решение задачи 2 полностью разобрано. Задача 3.
Проведите сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента в контрольных и экспериментальных группах, используя критерий однородности Пирсона. , где и . Уровень значимости положите 3.0.
Проведем сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента в контрольных и экспериментальных группах, используя критерий однородности Пирсона: , где 2, 3, 4, 5 - вариационный ряд (оценки, выставляемые по результатам проведения контрольных работ), - частота появления i-ой варианты в экспериментальной группе, - частота появления i-ой варианты в контрольной группе, - объем выборки в экспериментальной группе, - объем выборки в контрольной группе, m=4 - количество различных значений варианты (количество интервалов группировки), k=m-1=3 - количество степеней свободы. Найдем и . =27+25+28+9=89, =9+5+18+10=42. Теперь вычислим . = =8,6. По таблице критических точек распределения , приведенной в приложении 3, для числа степеней свободы k=3 и уровня значимости a=0,05 находим значение =7,81. Так как > (8,6>7,81), то согласно правилу принятия решения, делаем вывод, что существуют достоверные различия между результатами проведения контрольных работ в экспериментальной и контрольной группах на уровне надежности g=1-a=1-0,05=0,95. На этом решение задачи 3 закончено. Приведенный пример с небольшими изменениями взят из работы [7].
Задача 4.
Исследуется зависимость коэффициента усвоения знаний, выраженного в процентах ( %) от уровня посещаемости занятий ( %) в группе из четырнадцати учащихся ( - порядковый номер учащегося). Статистические данные приведены в таблице. Требуется: 1) Найти оценки параметров линейной регрессии на . Построить диаграмму рассеяния и нанести прямую регрессии на диаграмму рассеяния. 2) На уровне значимости проверить гипотезу о согласии линейной регрессии с результатами наблюдений. 3) С надежностью найти доверительные интервалы для параметров линейной регрессии.
4.0.
Найдем точечные статистические оценки и параметров и линейной регрессии Y на X: . Для уравнения прямой регрессии по статистическим данным таблицы 4.0 найдем оценки и ее параметров методом наименьших квадратов. Применим известные формулы , где , ; Вычисления организуем в форме следующей расчетной таблицы:
Таким образом, , , , , . Далее вычисляем ковариации ; ; ; и по указанным выше формулам находим ; . В результате получаем уравнение прямой регрессии . Проверим согласованность выбранной линейной регрессии с результатами наблюдений. Для этого решим следующую задачу проверки статистической гипотезы. На заданном уровне значимости выдвигается гипотеза об отсутствии линейной статистической связи. Для проверки выдвинутой гипотезы используется коэффициент детерминации и применяется статистика Фишера F. В случае парной линейной регрессии коэффициент детерминации равен квадрату выборочного коэффициента корреляции Пирсона, т.е. . Статистика F выражается формулой и при условии справедливости гипотезы имеет классическое распределение Фишера с и степенями свободы. В соответствии с приведенными формулами вычисляем коэффициент детерминации и наблюдаемое значение статистики Фишера: , .
Критическое значение статистики Фишера находим по таблице квантилей распределения Фишера, исходя из равенства , где p=1-a (порядок квантили), и . В данном случае . Сравниваем между собой наблюдаемое и критическое значения статистики Фишера. Так как , то выдвинутая гипотеза решительно отвергается, что свидетельствует о согласии линейной регрессивной связи с результатами наблюдений. Так как линейная регрессия согласуется со статистическими данными, найдем (с надежностью g=0,95) доверительные интервалы для параметров и линейной регрессии. Для нахождения доверительных интервалов применим известные формулы: , где , - квантиль распределения Стьюдента порядка с k=n-2 степенями свободы, ; , где . В данном случае = , ; ; = . Применив приведенные выше формулы для доверительных интервалов, окончательно получим , .
Задача 5. Предположим, что в педагогическом эксперименте участвовали три группы студентов по 10 человек в каждой. В группах применили различные методы обучения: в первой – традиционный , во второй – основанный на компьютерных технологиях , в третьей – метод, широко использующий задания для самостоятельной работы . Знания оценивались по десятибалльной системе. Требуется обработать полученные данные об экзаменах и сделать заключение о том, значимо ли влияние метода преподавания, приняв за уровень значимости . Результаты экзаменов заданы таблицей, – уровень фактора – оценка -го учащегося обучающегося по методике .
5.0.
Поместим в таблице экзаменационные оценки (), их отклонения от общей средней () и квадраты этих отклонений . Уровни фактора означают: - традиционный метод, - применение компьютерной технологии, - увеличение доли самостоятельной работы.
1 Номер испытания (порядковый номер студента группы). 2 Групповая средняя (средний балл группы). Общая средняя равна . ; . . В нашем примере p=3 (p - количество факторов), q=10 (q - количество студентов), поэтому для степеней свободы получаются следующие значения: pq-1=29, p-1=2, p(q-1)=27. Находим выборочные дисперсии: ; ; . Примем в качестве нулевой гипотезу о том, что выявленное различие групповых средних (средних баллов) случайно, т.е. при уровне значимости a=0,05 средние баллы совпадают. Для проверки этой гипотезы следует воспользоваться F-критерием Фишера-Снедекора. Вычисляется . По таблицам находится критическая точка . Здесь a - уровень значимости, - число степеней свободы для дисперсии (в числитель формулы вписывается большая из дисперсий), - число степеней свободы для меньшей дисперсии . В случае нулевая гипотеза принимается, в случае она отвергается. В примере . Таким образом, нулевая гипотеза отвергается, и следует считать, что средние баллы групп различаются "значимо". В частности, повышение качества знаний под воздействием уровня фактора F нельзя считать случайным. Задача 6. Группировка статистических данных. По промышленным предприятиям города имеются следующие данные за отчетный год:
Требуется выполнить группировку предприятий по объему продукции, приняв следующие интервалы: 1)до 200 млн. руб.; 2) от 200 до 400 млн.руб.; 3) от 400 млн.руб. и более. По каждой группе и в целом по всем предприятиям определить: - число предприятий; - среднесписочное число работников; - среднегодовую стоимость основных средств; - объем продукции всего; средний объем продукции на одного работника; средний объем продукции на 1 млн. руб. стоимости основных средств; - прибыль всего; среднюю прибыль на одного работника; среднюю прибыль на 1 млн. руб. стоимости основных средств. Сделать вывод. Для удобства вычислений заполняем сначала вспомогательную таблицу.
Результаты группировки приведены в следующей аналитической таблице.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |