Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность темы. Закон независимого наследования признаков




Закон независимого наследования признаков. Виды взаимодействия неаллельных генов.

Практическое занятие № 9

Образцы тестовых заданий и ситуационных задач

Задание для самостоятельной работы студентов.

Решение задач

Практическая работа

Содержания занятия

Оснащение.

6. 1. Дидактический материал: таблицы (№№32, 33, 34, 36, 35, 38): Моногибридное скрещивание, Множественные аллели, Анализирующее скрещивание, Доминирование; Окраска цветов львиного зева. Сборник задач по биологии и медицинской генетике; обучающая компьютерная программа ROSH.

 

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий.

 

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с методикой решения типовых задач.

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В., -Уфа, 2011.

 

Раздел 3. Закономерности наследования признаков.

1. Полное доминирование. Стр. 18 – 21, №№ 4, 5, 10, 16.

2. Неполное доминирование. Стр. 21 – 23, №№ 1,2.

3. Кодоминирование. Стр. 23 – 24, №№ 1, 2, 3.

7. 5. Контроль конечного уровня усвоения темы

Выполнение тестовых заданий.

Сборник задач по биологии и медицинской генетике, 2011.

1. Полное доминирование. Стр. 18 – 21, №№ 6, 7, 9, 11.

2. Неполное доминирование. Стр. 21 – 23, №№ 3, 4.

3. Кодоминирование. Стр. 23 – 24, №№ 4, 6.

 

1. Гамета для каждого признака содержит

1) один аллельный ген

2) два аллельных гена

3) три аллельных гена

4) четыре аллельных гена

 

2. Аллельными называются гены

1) располагающиеся в разных парах хромосом

2) располагающиеся в гомологичных хромосомах

3) располагающиеся в одинаковых локусах гомологичных хромосом и контролирующие проявление одного признака

4) контролирующие проявления одного и того же признака у организмов разных видов

3. Гетерозис это

1) близкородственное скрещивание

2) сила гибридов, полученных при скрещивании чистых линий, одна из которых гомозиготна по доминантным, а другая – по рецессивным генам

3) отдаленная гибридизация

4) межвидовая гибридизация

4. У мальчика IV группа крови, а у его сестры – I группа. О группах крови их родителей можно сказать

1) оба родителя имеют IV группу крови

2) один из родителей имеет I группу крови, а второй – IV

3) один из родителей имеет II группу крови, а второй – III группу

4) у этих детей разные отцы

Ситуационная задача

 

У человека ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости. От брака кареглазого мужчины и кареглазой женщины родился ребенок с голубыми глазами. Определить генотипы родителей.

 

Изучение ди- и полигибридного скрещивания позволяет понять механизм появления комбинативной изменчивости у человека. В процессе развития особей происходит сложное взаимодействие и взаимовлияние генов, локализующихся как в одной, так и в разных хромосомах. Развитие каждого признака основано на влиянии целого ряда генов, при их взаимодействии с условиями внешней среды. Действие одного гена – это лишь элемент в сложном развитии особи. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов обусловливает сложные процессы реализации генетической информации, а также позволяет получить представление о генотипе, как сложной целостной системе при индивидуальном развитии.

2. Учебные цели:

· на основании знаний основных законов Г. Менделя и форм взаимодействия неаллельных генов уметь прогнозировать проявление нормальных и патологических признаков в потомстве;

· уметь моделировать закономерности дигибридного скрещивания;

· научиться определять генотип и фенотип детей по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу детей, что необходимо для прогнозирования проявления признаков в потомстве.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

ü выводить формулу расщепления по фенотипу при ди- и полигибридном скрещивании;

ü выводить формулу числа гамет, если гены расположены в разных парах хромосом;

ü выводить формулы расщепления при различных видах взаимодействия неаллельных генов: комплементарном, эпистазе и полигенном;

ü решать задачи на ди- и полигибридное скрещивание, неаллельные взаимодействия генов.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

ü закон независимого комбинирования признаков;

ü виды взаимодействия аллелей разных генов:

а) комплементарность

б) эпистаз

в) полимерное, или полигенное, взаимодействие генов.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Дигибридное и полигибридное скрещивание. III закон Менделя и его цитологическое обоснование. Наследование генов и признаков, расположенных в разных хромосомах.

2) Статистические закономерности при полигибридном скрещивании. Формула подсчета числа гамет и расщепления.

3) Виды взаимодействия неаллельных генов:

а) Комплементарность (формулы расщеплений).

б) Эпистаз (формулы расщеплений).

в) Полимерия (формулы расщеплений).

г) Плейотропное действие генов.

 

4. Вид занятия: практическое.

 

5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин).

 

6. Оснащение. Таблицы: (№№37, 39, 40, 41, 42, 43): Дигибридное скрещивание, Комплементарное действие генов, Полимерное действие генов, Взаимодействие генов (эпистаз), Взаимодействие генов (наследование гребня у кур), Плейотропное действие генов; (Сборник задач по биологии и медицинской генетике).

7. Содержания занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Выполнение тестовых заданий.

 

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с методикой решения типовых задач.

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.