КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальность темы. Закон независимого наследования признаков
Закон независимого наследования признаков. Виды взаимодействия неаллельных генов. Практическое занятие № 9 Образцы тестовых заданий и ситуационных задач Задание для самостоятельной работы студентов. Решение задач Практическая работа Содержания занятия Оснащение. 6. 1. Дидактический материал: таблицы (№№32, 33, 34, 36, 35, 38): Моногибридное скрещивание, Множественные аллели, Анализирующее скрещивание, Доминирование; Окраска цветов львиного зева. Сборник задач по биологии и медицинской генетике; обучающая компьютерная программа ROSH.
7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Выполнение тестовых заданий.
7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Преподаватель знакомит студентов с методикой решения типовых задач. 7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В., -Уфа, 2011.
Раздел 3. Закономерности наследования признаков. 1. Полное доминирование. Стр. 18 – 21, №№ 4, 5, 10, 16. 2. Неполное доминирование. Стр. 21 – 23, №№ 1,2. 3. Кодоминирование. Стр. 23 – 24, №№ 1, 2, 3. 7. 5. Контроль конечного уровня усвоения темы Выполнение тестовых заданий. Сборник задач по биологии и медицинской генетике, 2011. 1. Полное доминирование. Стр. 18 – 21, №№ 6, 7, 9, 11. 2. Неполное доминирование. Стр. 21 – 23, №№ 3, 4. 3. Кодоминирование. Стр. 23 – 24, №№ 4, 6.
1. Гамета для каждого признака содержит 1) один аллельный ген 2) два аллельных гена 3) три аллельных гена 4) четыре аллельных гена
2. Аллельными называются гены 1) располагающиеся в разных парах хромосом 2) располагающиеся в гомологичных хромосомах 3) располагающиеся в одинаковых локусах гомологичных хромосом и контролирующие проявление одного признака 4) контролирующие проявления одного и того же признака у организмов разных видов 3. Гетерозис это 1) близкородственное скрещивание 2) сила гибридов, полученных при скрещивании чистых линий, одна из которых гомозиготна по доминантным, а другая – по рецессивным генам 3) отдаленная гибридизация 4) межвидовая гибридизация 4. У мальчика IV группа крови, а у его сестры – I группа. О группах крови их родителей можно сказать 1) оба родителя имеют IV группу крови 2) один из родителей имеет I группу крови, а второй – IV 3) один из родителей имеет II группу крови, а второй – III группу 4) у этих детей разные отцы Ситуационная задача
У человека ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости. От брака кареглазого мужчины и кареглазой женщины родился ребенок с голубыми глазами. Определить генотипы родителей.
Изучение ди- и полигибридного скрещивания позволяет понять механизм появления комбинативной изменчивости у человека. В процессе развития особей происходит сложное взаимодействие и взаимовлияние генов, локализующихся как в одной, так и в разных хромосомах. Развитие каждого признака основано на влиянии целого ряда генов, при их взаимодействии с условиями внешней среды. Действие одного гена – это лишь элемент в сложном развитии особи. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов обусловливает сложные процессы реализации генетической информации, а также позволяет получить представление о генотипе, как сложной целостной системе при индивидуальном развитии. 2. Учебные цели: · на основании знаний основных законов Г. Менделя и форм взаимодействия неаллельных генов уметь прогнозировать проявление нормальных и патологических признаков в потомстве; · уметь моделировать закономерности дигибридного скрещивания; · научиться определять генотип и фенотип детей по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу детей, что необходимо для прогнозирования проявления признаков в потомстве.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: ü выводить формулу расщепления по фенотипу при ди- и полигибридном скрещивании; ü выводить формулу числа гамет, если гены расположены в разных парах хромосом; ü выводить формулы расщепления при различных видах взаимодействия неаллельных генов: комплементарном, эпистазе и полигенном; ü решать задачи на ди- и полигибридное скрещивание, неаллельные взаимодействия генов.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать: ü закон независимого комбинирования признаков; ü виды взаимодействия аллелей разных генов: а) комплементарность б) эпистаз в) полимерное, или полигенное, взаимодействие генов.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы: 1) Дигибридное и полигибридное скрещивание. III закон Менделя и его цитологическое обоснование. Наследование генов и признаков, расположенных в разных хромосомах. 2) Статистические закономерности при полигибридном скрещивании. Формула подсчета числа гамет и расщепления. 3) Виды взаимодействия неаллельных генов: а) Комплементарность (формулы расщеплений). б) Эпистаз (формулы расщеплений). в) Полимерия (формулы расщеплений). г) Плейотропное действие генов.
4. Вид занятия: практическое.
5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин).
6. Оснащение. Таблицы: (№№37, 39, 40, 41, 42, 43): Дигибридное скрещивание, Комплементарное действие генов, Полимерное действие генов, Взаимодействие генов (эпистаз), Взаимодействие генов (наследование гребня у кур), Плейотропное действие генов; (Сборник задач по биологии и медицинской генетике). 7. Содержания занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений Выполнение тестовых заданий.
7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Преподаватель знакомит студентов с методикой решения типовых задач. 7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |