Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность темы. Изменчивость и ее формы. Фенотипическая (модификационная, ненаследственная) изменчивость




Изменчивость и ее формы. Фенотипическая (модификационная, ненаследственная) изменчивость. Генотипическая (наследственная) изменчивость.

Практическое занятие № 11

Образцы тестовых заданий и ситуационных задач

Задание для самостоятельной работы студентов

Решение задач

Практическая работа

Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В., -Уфа, 2011.

1. Явление сцепления признаков. Кроссинговер. Стр. 39 – 42. №№ 1, 3, 5, 6, 13.

2. Наследование признаков, сцепленных с полом. Стр. 33 – 36. №№ 2, 3, 7, 11.

 

7. 5. Контроль конечного уровня усвоения темы

Выполнение тестовых заданий.

 

 

Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В., -Уфа, 2011.

  1. Явление сцепления признаков. Кроссинговер. Стр. 39 – 42.
  2. Наследование признаков, сцепленных с полом. Стр. 33 – 36.

 

1. Обмен участками гомологичных хромосом (кроссинговер) – происходит в

1) митозе на стадии четырех хроматид

2) профазе I мейоза

3) анафазе I мейоза

4) профазе II мейоза

 

2. Мужской пол у человека и дрозофилы является

1) гомогаметным по Х-хромосоме

2) гомогаметным по Y-хромосоме

3) гетерогаметным по половым хромосомам

4) гомогаметным по половым хромосомам и гетерогаметным по аутосомам

 

3. Признаки, сцепленные с негомологичным участ­ком Y-хромосомы

1) не передаются ни сыновьям, ни дочерям

2) передаются только дочерям

3) передаются всем сыновьям, поскольку они получают от отца Y-хромосому

4) нет правильного ответа

 

4. Кроссинговер между гомологичными хромосомами не происходит у

1) мужчин

2) самца тутового шелкопряда

3) самца дрозофилы

4) женщин

 

Ситуационная задача

 

У человека катаракта (заболевание глаз) и полидактилия (шестипалость) определяются аутосомными доминантными тесно сцепленными генами. Женщина, нормальная по обоим признакам, вышла замуж за мужчину с двумя аномалиями. Известно, что катаракту он унаследовал от матери, а полидактилию – от отца. Каков прогноз потомства в этой семье?

 

 

 

 

Данная тема имеет важное значение в плане перехода от изучения закономерности наследственности к познанию свойств изменчивости, установить их единство и противоположность, рассмотреть изменчивость с генетических позиций. Изменчивость является одним из движущих факторов эволюции. Современное многообразие органического мира обусловлено мутационной и комбинативной изменчивостью. Модификационная изменчивость носит адаптивный характер, она имеет значение и в медицине, обусловливая индивидуальность реакции больных, страдающих одним и тем же заболеванием (что должен знать врач), то есть отражает различную экспрессивность проявления патологического гена в фенотипе.

Изучение мутационной изменчивости позволяет выяснить причины нарушения наследственного материала на всех уровнях его организации, знакомит студентов с конкретным материалом о генетической опасности загрязнения окружающей среды, способствует формированию экологического и генетического мышления.

 

2. Учебные цели:

  • уметь оценивать форму изменчивости, факторы ее вызывающие, и в зависимости от этого прогнозировать возможность и степень проявления наследственной патологии;
  • изучить основные формы изменчивости;
  • овладеть биометрическими методами оценки степени и характера модификационной изменчивости;
  • знать о факторах и механизмах мутагенеза;
  • иметь представление о генных и хромосомных болезнях.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

ü статистически обрабатывать материал;

ü определять изменения в кариотипе при хромосомных болезнях: Дауна, Патау, Эдвардса, Шерешевского-Тернера, трисомии по Х -половой хромосоме;

ü расшифровать механизм полиплоидии, гетероплоидии, хромосомных аберраций и генных мутаций.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

ü построение вариационного ряда и вариационной кривой;
вычисление средней арифметической, ошибки средней арифметической;

ü определение степени вариабельности признака;

ü классификацию мутаций по характеру изменения генотипа:

а) геномные;

б) хромосомные аберрации (перестройки);

в) точковые (генные) мутации.

ü генеративные и соматические мутации;

ü спонтанные и индуцированные мутации;

ü мутации на организменном и популяционно-видовом уровнях жизни;

ü иметь понятие о наследственных болезнях (хромосомные болезни и болезни обмена веществ):

ü репарацию генетического материала.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Изменчивость и виды изменчивости.

2) Генотипическая (наследственная) изменчивость (определение, классификация).

3) Комбинативная изменчивость, механизмы возникновения.

4) Мутационная изменчивость.

5) Понятие о мутациях. Основные свойства мутаций.

6) Мутагенные факторы (физические, химические, биологические), механизмы их действия. Репарация ДНК (световая, эксцизионная).

7) Классификация мутаций.

8) Геномные мутации (определение, механизмы возникновения). Хромосомные болезни человека, обусловленные геномными мутациями.

9) Хромосомные мутации (определение, механизмы возникновения). Хромосомные болезни человека, обусловленные хромосомными мутациями.

10) Генные мутации (определение, механизмы возникновения). Наследственные моногенные болезни человека, обусловленные генными мутациями.

11) Ненаследственная изменчивость (определение, классификация).

12) Модификационная изменчивость. Основные свойства модификаций. Норма реакции. Экспрессивность. Пенетрантность. Фенокопии и генокопии.

___________________________________________________________________

 

4. Вид занятия: практическое

 

5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин)

 

6. Оснащение. Таблицы: №76 «Модификация изменчивости у растений»; №82 «Мутационная изменчивость животных», №105 «Болезнь Дауна», № 110 «Трисомия по группе Е, Д», № 115 «Внешний вид больных при некоторых наследственных заболеваниях», №121 «Фенилкетонурия».

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий.

 

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Преподаватель знакомит студентов с методикой решения типовых задач

 

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

 

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

 

Практическая работа № 1

 

Определение степени вариабельности признака и коэффициента вариации в зависимости от условий окружающей среды.

Задание: Составить и обработать вариационный ряд, определить степень вариабельности признака и коэффициент вариации.

Таблица. Вес и рост 50 мальчиков и 50 девочек (по архивным данным роддома № 4 г. Уфы).

 

Мальчики Девочки
Вес Рост Вес Рост
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Исследуемые 50 единиц наблюдения составят выборочную совокупность.

 

 

1. Постройте вариационный ряд

- выпишите цифровые показатели в порядке убывания или нарастания величин, (данная совокупность составит вариационный ряд)

- определите крайние варианты (лимиты изменчивости), которые показывают, в каких пределах изменяется признак

- все варианты разбейте на группы

- определите величину интервала между группами

- для этого разделите разницу между наибольшей и наименьшей величиной на число групп

- распределите все варианты по группам

- вычислите среднее значение каждой группы:

V = сумма крайних вариантов / 2

 

2. Вычислите среднюю арифметическую. Σ VP/n,

Σ VP

М = n, где М – среднее арифметическое

n – число вариант в совокупности

V – среднее значение группы

Р – частота данной группы

Σ – знак суммирования

 

3. Определите степень вариабельности признака.

1. Найдите отклонения среднего значения группы от среднего арифметического ряда. V – M

2. Возведите в квадрат полученное значение (V – M)

3. Суммируйте эти величины Σ (V – M)2

4. Вычислите степень вариабельности σ

 

  √∑ (V – M)2 Р  
σ = n  
     

4. Вычислите коэффициент вариации. (К)

 

К = σ х 100%

М

 

Если величина К составляет от 0 – 10% - варьирование признака небольшое

К 11 – 20% - варьирование среднее

К больше 20% - варьирование большое

Сделайте вывод:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.