КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальность темы
Сцепленное наследование генов и признаков. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Практическое занятие № 10 Образцы тестовых заданий и ситуационных задач Задание для самостоятельной работы студентов Решение задач Практическая работа Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В., -Уфа, 2011. Раздел 3. Закономерности наследования признаков. 1. Ди- и полигибридное скрещивание. Стр. 24 – 27 (разобрать образец решения задач), стр. 26, №№ 1, 2, 6. 2. Комплементарность. Стр. 30, №№ 3, 4, 5. 3. Эпистаз. Стр. 31 (доминантный эпистаз – №1; рецессивный эпистаз – № 1). 4. Полимерия. Стр. 31 – 32, № 1.
7. 5. Контроль конечного уровня усвоения темы Выполнение тестовых заданий.
Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В., -Уфа, 2011.
1. Глухонемота может контролироваться двумя парами рецессивных генов, локализованных в аутосоме. От брака двух глухонемых родителей родился нормальный ребенок. Определите генотип его родителей. 1) aa ´ aa 2) Aabb ´ aabb 3) Aabb ´ Aabb 4) Aabb ´ aaBb
2. Вид взаимодействия неаллельных генов 1) кодоминирование 2) сверхдоминирование 3) полимерия 4) плейотропия
3. Новообразование является демонстрацией проявления взаимодействия генов типа 1) комплементарное взаимодействие генов 2) множественное действие гена 3) ген, сцепленный с полом 4) доминантность-рецессивность 4. При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) доминантной и рецессивной форм в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1) 9: 3: 3: 1 2) 1: 2: 1 3) 3: 1 4) 1: 1: 1: 1 Ситуационная задача Полидактилия (шестипалость), близорукость и отсутствие малых коренных зубов обусловлены доминантными аутосомными не сцепленными между собой генами. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают тремя недостатками, но гетерозиготны по всем трем парам генов.
Данная тема необходима для изучения явления сцепленного наследования для построения генетических карт хромосом, генотипического определения пола; знакомства с типами хромосомного определения пола и значения кроссинговера в возникновении комбинативной изменчивости.
2. Учебные цели: · на основании знаний закона Т. Моргана прогнозировать наследование признаков у человека и других организмов при полном и неполном сцеплении генов. Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: ü решать ситуационные задачи на полное и неполное сцепление генов в аутосомных и половых хромосомах применительно к норме и патологии человека.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать: ü группы сцепления генов. ü полное сцепление; ü неполное сцепление; ü распределение последовательности в расположении генов; ü типы хромосомого определения пола: сингамное, прогамное, эпигамное; наследование признаков, сцепленных с полом. 3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы: 1) Причины отклонения от законов Менделя. 2) Особенности наследования генов, расположенных в одной хромосоме. Сцепленное наследование у дрозофилы (опыты Моргана). 3) Полное и неполное сцепление генов. Кроссинговер и рекомбинация генов. 4) Формула расчета частоты рекомбинации. 5) Основные положения хромосомной теории наследственности. 6) Линейное расположение генов в хромосоме. Генетические карты хромосом. Построение генетической карты методом «трех точек». 7) Цитологические карты хромосом. 8) Генетика пола. Морфология половых хромосом. Гены, сцепленные с Х-хромосомой и с Y-хромосомой. 9) Способы определения пола у животных и человека (прогамное, эпигамное, сингамное). 10) Механизм дифференцировки пола у человека. Первичные и вторичные половые признаки. 11) Синдром тестикулярной феминизации (синдром Морриса) как пример нарушения половой дифференцировки. 12) Закономерности сцепленного с полом наследования. Примеры заболеваний человека, наследуемых сцепленно с половыми хромосомами. 4. Вид занятия: практическое. 5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин). 6. Оснащение. Таблицы: №№69, 70, 71, 72, 90, 91, 92, 93, 94, 95. Генная карта хромосом человека, Генетические и цитогенетические карты хромосом, картирование хромосом человека, Кроссинговер, Сцепленное наследование, Генетическая рекомбинация при сцеплении, Сцепленное с полом наследование, Хромосомный механизм определения пола, Половые хромосомы; Сборник задач по биологии и медицинской генетике; обучающая компьютерная программа ROSH.
7. Содержания занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Выполнение тестовых заданий. 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Преподаватель знакомит студентов с методикой решения типовых задач. 7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |