То же самое в драме «Вишневый сад». И в этой дра- ме мы никак не можем понять, почему продажа вишне- вого сада является таким большим несчастьем для
Психология искусства 297
Раневской, может быть, она живет постоянно в этом вишневом саду, но мы узнаем, что вся жизнь ее растра- чена по заграничным скитаниям и она жить в этом име- нии не может и никогда не могла. Может быть, прода- жа означает для нее разорение, но и этот мотив устра- нен, потому что не материальная нужда ставит ее в драматическое положение. Вишневый сад для Ранев- ской, как и для зрителя, остается столь же немотивиро- ванным элементом драмы, как Москва для трех сестер. И вся особенность драматического построения в том и заключается, что в ткань совершенно реальных и быто- вых отношений вплетается какой-то ирреальный мотив, который начинает приниматься нами также за совер- шенно психологически реальный мотив, и борьба этих двух несовместимых мотивов и дает то противоречие, которое необходимо должно быть разрешено в катарси- се и без которого нет искусства.
В заключение нам представляется нужным очень кратко и на полуслучайных примерах показать, что та же самая формула применима и во всех других искус- ствах, а не только в поэзии. Мы все время ведем наши рассуждения, исходя из конкретных примеров литерату- ры, но все время распространяем наши выводы и на все другие области искусства. Всего ближе сюда подхо- дит театр, так как уже рассмотрение драмы только наполовину принадлежит литературе. Однако легко по- казать, что и вторая половина театра, понимаемая в узком смысле — как игра актеров и спектакль,— всеце- ло оправдывает эту формулу. Основу этого наметил Дидро в знаменитом «Парадоксе об актере» при анали- зе актерской игры. Он показал с предельной ясностью, что актер испытывает и изображает не только те чув- ства, которые испытывает действующее лицо, но расши- ряет эти чувства художественной формой. «Но позволь- те! — возразят мне,— а эти звуки скорбные, так пол- ные жалобы, тоски, которые мать исторгает из глубины своего существа, которые с такою силою потрясают мою душу, разве их дает не подлинное чувство, их вызывает не отчаяние? Нисколько. И вот доказательство: они, эти звуки,— размеренные, они входят составною частью в систему декламации — будь они хоть на двадцатую до- лю четверти тона ниже и выше, они уже были бы фальшивы; они подчинены некоему закону единства;
298 Л.С. Выготский. Психология искусства
они определенным образом подобраны и гармонически размещены; они содействуют разрешению определенно поставленной задачи... Он знает с совершенною точно- стью, в какой момент вынет платок и когда потекут у него слезы; ждите их при определенном слове, на опре- деленном слоге, не раньше, не позднее» (47, с. 9). И актерское творчество называет он патетической гри- масой, великолепным обезьянством. Это утверждение парадоксально только в одном, оно было бы верно, если бы мы сказали, что крик отчаяния матери на сцене, ко- нечпо, заключает в себе и подлинное отчаяние. Но не в этом торжество актера: торжество актера, конечно, в том размере, какой он придает этому отчаянию. Дело здесь вовсе не в том, чтобы задача эстетики сводилась, как шутил Толстой, к требованию, «чтобы писали казнь и чтобы было как цветочки». Казнь и на сцене остает- ся казнью, а не цветочками, отчаяние остается отчая- нием, но оно разрешено через художественное действие формы, и поэтому очень может быть, что актер не испы- тывает до конца и сполна тех чувств, которые испыты- вает изображаемое им лицо. Дидро приводит замеча- тельный рассказ: «Мне очень хочется рассказать вам, как актер и его жена, ненавидевшие друг друга, вели на театре сцену нежных и страстных любовников; никогда еще оба эти актера не казались такими сильными в сво- их ролях, вызвали сценою долгие рукоплескания пар- тера и лож; десять раз прерывали мы эту сцену ап- лодисментами, криками восхищения» (47, с. 18). И даль- ше Дидро приводит длинный диалог, в котором актеры по пьесе обмениваются репликами, полными любви, а шепотом про себя бранью и упреками. Как го- ворит итальянская пословица: если это и неверно, то зато это хорошо выдумано. И для психологии искусства это имеет то существенное значение, что указывает на двойственность всякой актерской эмоции, и Дидро со- вершенно прав, когда говорит, что актер, кончая иг- рать, не сохраняет в своей душе ни одного из тех чувств, которые он изображал, их уносят с собой зри- тели. К сожалению, до сих пор на это утверждение при- пято смотреть как на парадокс, и ни одно достаточно обстоятельное исследование не вскрыло психологии ак- терской игры, хотя в этой области психология искусства гораздо легче могла бы справиться с задачей, чем во
Психология искусства 299
всех остальных. Однако есть все основания полагать заранее, что это исследование независимо от своих ре- зультатов подтвердило бы ту основную двойственность актерской эмоции, на которую указывает Дидро и кото- рая, как нам кажется, дает право распространить и на театр формулу катарсиса 70.
В области живописи удобнее всего показать действие этого закона на том стилистическом различии, которое существует между живописью в собственном смысле слова и искусством рисунка или графикой. Со времен исследования Клингера это различие сознается всеми с достаточной ясностью. Вслед за Христиансеном мы склонны видеть это различие в различном толковании пространства в живописи и в графике: в то время как живопись уничтожает плоский характер картины и за- ставляет нас все помещенное на плоскости восприни- мать в пространственно перетолкованном виде,— рису- нок, изображая даже трехмерное пространство, сохра- няет при этом плоский характер листка, на который на- несен рисунок. Таким образом, впечатление от рисунка у нас всегда двойственное. Мы воспринимаем, с одной стороны, изображенное в нем как трехмерное, с другой стороны, мы воспринимаем игру линий на плоскости, и именно в этой двойственности заключена особенность графики как искусства. Уже Клингер показал, что гра- фика в противоположность живописи очень охотно поль- зуется впечатлениями дисгармонии, ужаса, отвращения и что они имеют положительное значение для графики. Он указывает, что в поэзии, драме и музыке позволи- тельны и даже необходимы такие моменты. Христиан- сен совершенно правильно разъясняет, что возможность привнесения таких впечатлений заключается в том, что ужас, исходящий от предмета изображения, разрешает- ся в катарсисе формы. «Должно произойти преодоление диссонанса, разрешение и примирение. Я хотел бы ска- зать катарсис, если бы прекрасное слово Аристотеля не сделалось непонятным от множества попыток его истол- кования. Впечатление страшного должно найти свое разрешение и очищение в моменте дионисийского подъ- ема, ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления... И этот отвлекающий мо- мент должен обозначать одновременно и преодоление и катарсис» (124, с. 249),
300 Л. С. Выготский. Психология искусства
Эта возможность катарсиса в ценностях форм иллю- стрируется на примере рисунка Поллайоло «Борьба мужчин», «где ужас смерти без остатка превзойден ц растворен в дионисийском ликовании ритмических ли- ний» (124, с. 249).
Наконец, самый беглый взгляд на скульптуру и архи- тектуру легко покажет нам, что и здесь противополож- ность материала и формы часто оказывается исходной точкой для художественного впечатления. Вспомним, что скульптура пользуется почти исключительно для изоб- ражения человеческого и животного тела металлом и мрамором, материалами, казалось бы наименее подхо- дящими для того, чтобы изображать живое тело, тогда как пластические и мягкие материалы были бы лучше способны передать его. И в этой неподвижности мате- риала художник видит лучшее условие для отталкива- ния и для создания живой фигуры.
И знаменитый Лаокоон, который кричит в размале- ванной скульптуре, есть лучшая иллюстрация той про- тивоположности форм и материала, из которой исходит скульптура.
То же самое показывает пример готической архитек- туры. Нам кажется замечательным тот факт, что художник заставляет камень принимать растительные формы, ветвиться, передавать лист и розу; нам кажет- ся удивительным и то, что в готическом храме, где ощу- щение массивности материала доведено до максимума, художник дает торжествующую вертикаль и добивается того поразительного эффекта, что храм весь стремится кверху, весь изображает порыв и полет ввысь и самая легкость, воздушность и прозрачность, которую архитек- турное искусство извлекает в готике из тяжелого и кос- ного камня, кажется лучшим подтверждением этой мысли.
Совершенно прав исследователь, когда пишет о Кёльнском соборе: «В этом стройном расчленении пере- плетенных арками, точно паутиной, высоких сводов — видна та же смелость, какая поражает нас в рыцарских подвигах. В нежных их очертаниях то же мягкое, теплое чувство, которым веет от любовных рыцарских песен». И если эту смелость и эту нежность художник извле- кает из камня, он подчиняется тому же самому закону, который заставляет его устремить вверх тянущий к зем-
Психология искусства 301
ле камень и в готическом соборе создать впечатление летящей вверх стрелы.
Имя этому закону — катарсис, и именно он, а не что- либо другое, заставил старинного мастера на соборе Парижской богоматери поместить уродливые и страш- ные изображения чудовищ, блистательные химеры, без которых храм был бы невозможен.
Глава XI
Искусство и жизнь
Теория заражения. Жизненное значение искусства. Социальное значение искусства. Критика искусства. Искусство и педагогика. Искусство будущего.
Нам остается еще рассмотреть вопрос относительно того значения, которое приобретает искусство, если до- пустить, что истолкование его, которое намечено выше, окажется справедливым. В каком отношении тогда эсте- тическая реакция стоит ко всем остальным реакциям че- ловека, как в свете этого понимания уясняется роль и значение искусства в общей системе поведения челове- ка?
Мы знаем, что до сих пор на этот вопрос даются со- вершенно разные ответы и совершенно по-разному рас- ценивается роль искусства, которая одними авторами сводится к величайшему достоинству, а другими — при- равнивается к обыкновенной забаве и отдыху.
Совершенно понятно, что оценка искусства будет вся- кий раз стоять в прямой зависимости от того психологи- ческого понимания, с которым мы к искусству подойдем. И если мы хотим решить вопрос о том, в каком отноше- нии находятся искусство и жизнь, если мы хотим поста- вить проблему искусства в плоскости прикладной пси- хологии,— мы должны вооружиться каким-нибудь обще- теоретическим взглядом, который позволил бы нам иметь твердую основу при решении этой задачи.
Первое и самое распространенное мнение, с которым здесь приходится столкнуться исследователю, это мне- ние о том, что искусство будто бы заражает нас каки- ми-то чувствами и что оно основано на этом заражении. «Вот на этой-то способности людей заражаться чувст-
302 Л. С. Выготский. Психология искусства
вами других людей и основана деятельность искусст- ва,— говорит Толстой.—...Чувства, самые разнообраз- ные, очень сильные и очень слабые, очень значитель- ные и очень ничтожные, очень дурные и очень хорошие, если только они заражают читателя, зрителя, слушате- ля, составляют предмет искусства» (106, с. 65).
Эта точка зрения сводит, таким образом искусство к обыкновеннейшей эмоции и утверждает, что никакой существенной разницы между обыкновенным чувством и чувством, которое вызывает искусство, нет и что, сле- довательно, искусство есть простой резонатор, усили- тель и передаточный аппарат для заражения чувством. Никакого специфического отличия у искусства нет, а потому оценка искусства и должна исходить в данном случае из того же самого критерия, из которого исхо- дим мы, когда оцениваем всякое чувство. Искусство может быть дурно и хорошо, если оно заражает нас дурным или хорошим чувством; само по себе искусство как таковое не дурно и не хорошо, это только язык чувства, который приходится оценивать в зависимости от того, что на нем скажешь. Отсюда совершенно есте- ственно Толстой делал вывод, что искусство подлежит оценке с общеморальной точки зрения, и расценивал как высокое и хорошее то искусство, которое вызывало его моральное одобрение, и возражал против того, ко- торое заключало в себе предосудительные с его точки зрения поступки. Многие критики сделали такие же вы- воды из его теории и расценивали обычно произведение искусства с точки зрения того явного содержания, кото- рое в нем заложено, и если это содержание вызывало их одобрение, они относились с похвалой к художнику, и наоборот. Какова этика, такова и эстетика — вот ло- зунг этой теории.
Ее глубочайшую неправильность обнаружил сам Толстой, когда попытался быть последовательным в сво- их собственных выводах. В виде иллюстрации своей теории он сопоставляет два художественных впечатле- ния: одно — которое произвело на него пение большого хоровода баб, величавших вышедшую замуж его дочь, и другое — которое осталось у него от игры прекрасно- го музыканта, исполнившего сонату Бетховена, опус 101. В пении баб выражалось такое определенное чувство радости, бодрости и энергии, что оно невольно заразило
Психология искусства 303
самого Толстого, и он пошел к дому бодрый и веселый. С этой точки зрения песня баб для него настоящее ис- кусство, которое передает определенное и сильное чув- ство, и так как второе впечатление решительно не со- держало в себе такого явного выражения, то он готов признать, что соната Бетховена только неудачная по- пытка искусства, не содержащая никакого определен- ного чувства и потому ничем не замечательная. Уже па этом примере совершенно очевидно, до каких нелепых выводов должен дойти автор, когда он в основу пони- мания искусства положит критерий заразительности. С этой точки зрения Бетховен не содержит никакого определенного чувства, а пение баб элементарно и за- разительно весело. Прав совершенно Евлахов, когда говорит, что если это так, «то самым «настоящим», са- мым «истинным» искусством нужно признать военную и бальную музыку, так как та и другая заражают еще более» (48, с. 439). И Толстой последователен: он дей- ствительно наряду с народными песнями признает в музыке лишь «марши и танцы разных композиторов» про- изведениями, «приближающимися к требованиям все- мирного искусства». «Если бы Толстой сказал, что весе- лость баб привела его в хорошее настроение, то против этого положения ничего нельзя было бы возразить»,— справедливо замечает рецензент его статьи В. Г. Валь- тер. «Это значило бы, что с помощью языка чувств, вы- разившегося в пении баб (он мог бы выразиться и просто в орании, и, вероятно, так и было), Толстой за- разился их веселостью. Но при чем тут искусство? Тол- стой не говорит, хорошо ли пели бабы, но неужели, если бы они не пели, а просто весело галдели, стуча в косы, неужели их веселость была бы меньше заразительна, в особенности в день свадьбы дочери».
Нам думается, что если мы сравним по заразитель- ности обыкновенный крик ужаса и сильнейший роман или трагедию, то произведение искусства не выдержит этого сравнения, и очевидно, что надо привнести нечто еще иное к простой заразительности для того, чтобы по- нять, что такое искусство. Очевидно, искусство произ- водит какое-то другое впечатление, и в этом смысле очень прав Лонгин, который говорит: «Нужно тебе знать, что другое дело изображение у оратора и другое у поэта, а также, что цель изображения в поэзии — тре-
304 Л. С. Выготский. Психология искусства
пет, в прозе же — выразительность». Вот этот трепет, который составляет цель поэзии, в отличие от вырази- тельности, равной заразительности, в прозе, и не улов- лен совершенно формулой Толстого. Однако, чтобы окончательно убедиться в том, что он неправ, нам сле- дует обратиться к тому искусству, на которое он указы- вает, к искусству бальной и военной музыки, и посмот- реть, является ли целью этого искусства действительно простая заразительность или нет. Петражицкий пола- гает, что эстетика ошибается, когда думает, что искус- ство имеет целью возбуждение только эстетических чувств. По его мнению, искусство вызывает целый ряд общих эмоций, а эстетические эмоции играют лишь де- коративную роль. «Например, искусство воинственного периода народной жизни бывает приспособлено главным образом к возбуждению героическо-воинственных эмо- циональных волнений и настроений. И теперь, например, военная музыка существует вовсе не для того, чтобы доставлять солдатам на войне эстетические удовольст- вия, а для того, чтобы возбуждать и потенцировать во- инственные эмоции. Смысл средневекового искусства (не исключая скульптуры и архитектуры) заключался главным образом в возбуждении возвышенно-религиоз- ных эмоций. Лирика приспособлена к одним, сатира к другим, драма и трагедия опять к иным сторонам на- шей эмоциональной психики и проч. и проч...» (85, с, 293).
Не говоря о том, что военная музыка на самой войне во время боя никаких воинственных эмоций не вызы- вает, можно усомниться и в том, что вообще вопрос здесь поставлен правильно. Так, например, Овсянико- Куликовскпн гораздо более прав, когда полагает, что «военная лирика и музыка «подымает дух» войска, «воодушевляет» на подвиг, но ведь они не разрешаются боевой эмоцией или боевым аффектом. Они скорее уме- ряют и дисциплинируют боевой пыл, а кроме того, успо- каивают взвинченную нервную систему и прогоняют страх. Приободрять психику, успокаивать взбудоражен- ную душу и прогонять страх — это, можно сказать, одно из важнейших практических приложений «лирики», вытекающих из ее психологической природы» (79, с. 193).
Ошибочно, таким образом, думать, что музыка непо-
Психология искусства 305
средственно вызывает боевую эмоцию, она скорее кате- горически разрешает страх, смуту и нервное волнение, она как бы дает возможность проявиться боевой эмоции, но сама непосредственно ее не вызывает. Это особенно легко увидеть на эротической поэзии, единственный смысл которой, по Толстому, возбуждать в нас похоть чувств, между тем как тот, кто увидит истинную приро- ду лирической эмоции, всегда поймет, что она действует совершенно обратным образом. «Нельзя сомневаться в том, что на все другие эмоции (и аффекты) лирическая эмоция действует смягчающим образом, а нередко и парализует их. Прежде всего так действует она на поло- вое чувство с его эмоциями и аффектами. В эротической поэзии, если только она в самом деле лирична, гораздо меньше соблазна, чем в тех произведениях образного искусства, в которых вопрос любви и пресловутая поло- вая проблема трактуются с целью морального воздей- ствия на читателя» (79, с. 192—193). И если Овсяни- ко-Куликовскин полагает, что половое чувство, которое очень легко эмоционально возбуждается, вызывается всего сильнее образами и представлениями и что эти образы и представления обезвреживаются в лирике ли- рической эмоцией и что укрощением полового инстинк- та и сбережением его человечество обязано лирике не меньше, если не больше, чем этике,— то он прав только наполовину. Он при этом недооценивает значения дру- гих видов искусства, которые он называет образными, и не замечает, что и там эмоции, вызываемые образами, парализуются эмоцией искусства, хотя бы она и не была лирична. Мы видим, таким образом, что теория Толсто- го не оправдывается даже там, где он видел ее наивыс- шую правоту,— в искусстве прикладном. Что касается большого искусства — искусства Бетховена и Шекспи- ра, то сам Толстой указал на то, что эта теория там не приложима. И в самом деле, как безотрадно было бы дело искусства в жизни, если бы оно не имело другой задачи, кроме как заражать чувствами одного — мно- гих людей. Его значение и роль были бы при этом чрез- вычайно незначительны, потому что в конце концов ни- какого выхода за пределы единичного чувства, кроме его количественного расширения, мы не имели бы в ис- кусстве. Чудо искусства тогда напоминало бы безотрад- ное евангельское чудо, когда пятью-шестью хлебами и
306 Л. С. Выготский. Психология искусства
двенадцатью рыбами была накормлена тысяча человек, и все ели и были сыты, и оставшихся костей набрано двенадцать коробов. Здесь чудо только в количестве — тысяча евших и насытившихся, но каждый ел только рыбу и хлеб, хлеб и рыбу. И не то ли же самое ел каж- дый из них каждый день в своем доме без всякого чуда?
Если бы стихотворение о грусти не имело никакой другой задачи, как заразить нас авторской грустью, это было бы очень грустно для искусства. Чудо искусства скорее напоминает другое евангельское чудо — претво- рение воды в вино, и настоящая природа искусства всег- да несет в себе нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство, и тот же самый страх, и та же самая боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них содержится. И это нечто преодолевает эти чув- ства, просветляет их, претворяет их воду в вино, и та- ким образом осуществляется самое важное назначение искусства. Искусство относится к жизни, как вино к ви- нограду,— сказал один из мыслителей, и он был совер- шенно прав, указывая этим на то, что искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала еще не содержится.
Выходит, таким образом, что чувство первоначально индивидуально, а через произведение искусства оно становится общественным или обобщается. И здесь дело происходит так, будто ничего никогда от себя искусство в это чувство не привносит, и для нас становится совер- шенно непонятным факт, почему искусство следует рас- сматривать как акт творческий и чем оно отличается от простого выкрика или от речи оратора, и где же тот трепет, о котором говорил Лонгин, если за искусством признается одна заразительность? Мы должны при- знать, что ведь наука не просто заражает мыслями од- ного человека — все общество, техника не просто удли- пяет руку человека, так же точно и искусство есть как бы удлиненное, «общественное чувство» или техника чувств, как это мы постараемся показать ниже. Глубо- ко прав был Плеханов, когда утверждал, что отношения между искусством и жизнью чрезвычайно сложны. Он приводит пример из Тэна, который останавливается на
Психология искусства 307
интересном вопросе, почему пейзаж развивался только в городе. Казалось бы, если искусство просто заражает нас теми чувствами, которые сообщает нам жизнь, пей- заж должен был умереть в городе, а между тем исто- рия говорит нам совсем обратное. Тэн говорит: «Мы правы, когда восхищаемся диким пейзажем, как они бы- ли правы, когда такой пейзаж нагонял на них скуку. Для людей XVII века не было ничего некрасивей на- стоящей горы, она вызывала в них множество неприят- нейших представлений, они были утомлены варварст- вом, как мы утомлены цивилизацией. Эти горы дают нам возможность отдохнуть от наших тротуаров, бюро и ла- вок, дикий пейзаж нравится нам только по этой причи- не» (см. 112).
Плеханов указывает на то, что искусство есть иног- да не прямое выражение жизни, а антитеза к ней; дело, конечно, не просто в отдыхе, о котором говорит Тэн, но в некоторой антитезе, в том, что в искусстве изживается какая-то такая сторона нашей психики, которая не на- ходит себе исхода в нашей обыденной жизни, и здесь уже, во всяком случае, никак не приходится говорить о простом заражении. Очевидно, действие искусства го- раздо сложнее и многообразнее, и с каким бы опреде- лением мы ни подошли к искусству, мы всегда увидим, что оно заключает в себе нечто, что отличается от про- стой передачи чувства. Согласимся ли с Луначарским, что оно есть концентрация жизни (69, с. 29), все рав- но мы должны будем увидеть, что искусство исходит из определенных жизненных чувств, но совершает некото- рую переработку этих чувств, которую не учитывает теория Толстого. Мы видели уже, что эта переработка заключается в катарсисе, превращении этих чувств в противоположные, в разрешении их, и это как нельзя больше согласуется с тем принципом антитезы в искус- стве, о котором говорит Плеханов, и мы легко убедимся в этом, если мы только остановимся на вопросе о био- логическом значении искусства, если мы поймем, что оно есть не просто средство заражения, но и какое-то неизмеримо более важное средство для человека. Весе- ловский в «Трех главах из исторической поэтики» пря- мо указывает, что древнейшая песня и игра возникают из какой-то сложной потребности в катарсисе, хоровая песня за утомительной работой нормирует своим темпом
308 Л.С. Выготский. Психология искусства
очередное напряжение мускулов, с виду бесцельная игра отвечает бессознательному позыву упражнять и упоря- дочить мускульную или мозговую силу. Это — потреб- ность для того же психофизического катарсиса, какой был формулирован Аристотелем для драмы, она сказывает- ся и в виртуозном даре слез у женщин племени маори и в повальной слезливости XVIII века; явление то же — разница в выражении и в понимании. Ведь и в поэзии принцип ритма ощущается нами как художественный, и мы забываем его простейшие психофизические начала (см. 26). И лучшим опровержением теории заразитель- ности является вскрытие этих психофизических начал, лежащих в основе искусства, указание на его биологи- ческое значение. Искусство, видимо, разрешает и пере- рабатывает какие-то в высшей степени сложные стрем- ления организма, и лучшим подтверждением нашего взгляда мы считаем тот факт, что он вполне согласуется с исследованиями Бюхера о происхождении искусства и прекрасно позволяет понять истинную роль и назначе- ние искусства. Как известно, Бюхер установил, что му- зыка и поэзия возникают из общего начала, из тяжелой физической работы и что они имели задачу катартиче- ски разрешить тяжелое напряжение труда. Вот как он формулирует общее содержание рабочих песен:
«1) следуя за ходом работы, они дают знак к одно- временному напряжению всех сил;
2) они стараются подстрекнуть товарищей к работе насмешкой, бранью или ссылкой на мнение зрителей;
3) они дают выражение размышлению работаю- щих — о самой работе, о ходе ее, об орудиях работы, — дают исход их радости пли недовольству, жалобам на тягость работы и малое вознаграждение;
4) они обращаются с просьбой к самому предприни- мателю работы, к надсмотрщику пли простому зрите- лю» (24, с. 173).
Уже здесь оба элемента искусства и их разрешение находят свое место; единственная особенность этих пе- сен в том, что то мучительное и трудное, что должно разрешить искусство, заключено в самом труде. Впо- следствии, когда искусство отрывается от работы и на- чинает существовать как самостоятельная деятельность, оно вносит в самое произведение искусства тот элемент, который прежде составлял труд; то мучительное чувст-
Психология искусства 309
во, которое нуждается в разрешении, теперь начинает возбуждаться самим искусством, но природа его остает- ся той же самой. Поэтому чрезвычайно интересно об- щее утверждение Бюхера: «Ведь народы древности счи- тали песни необходимым аккомпанементом при всякой тяжелой работе» (24, с. 229). Мы уже видим из это- го, что песня, во-первых, организовывала коллективный труд, во-вторых, давала исход мучительному напряже- нию. Мы увидим, что и на своих самых высших ступе- нях искусство, видимо отделившись от труда, потеряв с ним непосредственную связь, сохранило те же функ- ции, поскольку оно еще должно систематизировать пли организовывать общественное чувство и давать разре- шение и исход мучительному напряжению, Квинтилиан выразил ту же самую мысль так: «И кажется, будто бы ее (музыку) сама природа дала нам для того, чтобы легче переносить труд. Например, и гребца побуждает песня, она полезна не только в тех делах, где усилия многих согласуются, но и усталость одного находит себе облегчение в грубой песне».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление