* В оригинале: "This very strange" (Это очень странно).— Ред.
Приложение 395
Гамлет
Он был бледен?
Иль красен от волненья?
Горацио
Бел, как снег. Гамлет
И не сводил с вас глаз? Горацио
Ни на минуту. Гамлет
Жаль, не видел я! Горацио
Вас бы дрожь взяла. Гамлет
Все может быть. И что ж, он долго пробыл? Горацио
Я мог легко бы до ста досчитать. Марцелл и Бернардо
Нет, дольше, дольше. Горацио
Нет, при мне не дольше. Гамлет
С седою бородою? Горацио
Не совсем.
С едва посеребренной, как при жизни. Гамлет
Я стану с вами на ночь. Может статься,
Он вновь придет. Го р ацио
Придет наверняка.
В напряженной и прерывистой экспрессивности этого разговора96* с яркостью обрисовывается это полуудивле- ппе Гамлета — точно он узнал нечто удивительное, но что и раньше видел в очах своей души, точно подтвердилось и оправдалось в действительности прежнее ощущение его. Гамлет не ужасается — Дух его ужаснул бы, — его удив- ляет, как исполнившееся пророчество его души. И он сам идет навстречу Тени, сам хочет ее обо всем спросить, вы- ведать.
Гамлет
И если примет вновь отцовский образ,
Я с ним заговорю, хотя бы ад,
Восстав, зажал мне рот. А к вам есть просьба.
Как вы скрывали случай до сих пор,
Так точно и вперед его таите,
И чтобы ни случилось в эту ночь,
Доискивайтесь смысла, но молчите.
Он уже предчувствует неизреченность тайны — закли- нает молчать — всему давать смысл молча (это тоже на-
396 Л. С. Выготский. Психология искусства
до запомнить на все чтение дальше) — как все построено на молчании. Он сам идет навстречу Тени, что-то тянет его. Заклинание молчать — предчувствие страшной клятвы на мече; да и вообще вся сцена (прежде встречи с Духом, он встречается с ним в рассказе в разговоре!) — предва- рение, отблеск, предчувствие сцены явления Тени Гам- лету (еще художественная деталь: при определении вре- мени — очевидцы расходятся, определить пребывание Те- ни на время нельзя, потерялось чувство, расстроилось время — отзвук [того, что] «время вышло из пазов»). Уди- вителышй разговор в «отражениях» показывает всю ужасную реальность явления Тени. Сам Гамлет знает почти все:
Г а м л е т
Отцовский призрак в латах! Быть беде! Обман какой-то. Только бы стемнело! А там терпенье: всякой тайны след Со дна могилы выступит на свет.
Он чувствует, как нарастает открытие тайны, он знает, что она прорвется сквозь толщу поваленной на нее земли. Пока о волнении скорби говорит этот ужасный стих: «А там терпенье...» Точно два тока идут в пьесе, не встре- чаясь друг с другом, но странно притягивающихся один к другому. Тень ищет Гамлета — Гамлет идет сам к Тени: «...только бы стемнело!» Это страшным рыданием сры- вается у него с уст. Когда токи сойдутся, когда Гамлет узнает все, он восклицает: «О, мои прозренья!» — он пред- чувствовал все. В этом весь Гамлет до явления Тени97*. Еще одна деталь разговора, решающая и важная: Тень, рассказывает Горацио, бледна и глядела со скорбью. Вот уже (до явления Гамлету Тени) источник скорби в тра- гедии и в Гамлете: это потусторонняя, замогильная скорбь, скорбь из той страны безвестной, откуда явился призрак, скорбь из могилы, отсвет замогильной, нездешней скорби отца, призрака — в лице Гамлета.
Особенно важно именно здесь оттенить нездешнее, потустороннее в скорби Гамлета и всей трагедии, ибо Гамлет весь — скорбь, как трагедия вся — скорбь.
Приложение 397
Наконец, токи встречаются, и их стечение озаряется уди- вительным светом, который заливает всю трагедию. Гам- лет и Дух сходятся, и это одно определяет весь ход мыс- ли, весь строй чувств, всю судьбу датского принца, а че- рез него — и весь ход действия трагедии. Наступает ужас- ный («мертвый») час ночи. Мороз и ветер. На уединен- ной террасе полночь встречает условленная стража. После полуночи — время, не определенное точно, — входит при- зрак. Гамлет в ужасе, вдруг преображенный от невероят- ного ощущения близости встречи с Духом отца, призра- ком, пришельцем из иных стран.
Гамлет
Святители небесные, спасите!
Благой ли дух ты, или ангел зла,
Дыханье рая, ада ль дуновенье,
К вреду иль к пользе помыслы твои,
Я озадачен так твоим явленьем,
Что требую ответа. Отзовись
На эти имена: отец мой, Гамлет.
Король, властитель датский, отвечай!
Не дай пропасть в неведенье. Скажи мне,
Зачем на преданных земле костях
Разорван саван? Отчего гробница
Где мы в покое видели твой прах.
Разжала с силой челюсти из камня,
Чтоб выбросить тебя? Чем объяснить,
Что, бездыханный труп, в вооруженье,
Ты движешься, обезобразив ночь.
В лучах луны и нам, глупцам созданья,
Так страшно потрясаешь существо
Загадками не нашего охвата?
Скажи: зачем? К чему? Что делать нам? (I, 4).
В этом монологе-вопросе, удивительном по невероятной силе насыщающего его ужаса мистического, воспламен- ного огнем, рождающимся в ужаснувшейся душе от ка- сания иному миру, — передано все то, что до сих пор тал- лось в Гамлете. Все слилось в этом вопросе потрясенной души, потрясенного воображения, «мыслями, которые на- ходятся по ту сторону протяжения наших душ». Гамлет столкнулся вновь с отцом, пришельцем из иных стран, и спрашивает — это глубоко знаменательно, это важно за- метить, — сам спрашивает, что означает явление выходца из могилы, которое мучит глупцов природы непостижи- мой для их душ, находящейся по ту сторону тайной. И,
398 Л. С. Выготский. Психология искусства
главное, сам спрашивает: «Что делать нам?» Что делать? В этих исступленных словах потрясенной души чувству- ется такой трепет касания тайне, что он задевает послед- ние струны души, настраивает ее на последний возмож- ный по высоте лад, самый предельный, еще немного - струна не выдержит и оборвется; эти слова содержат та- кой ужас перед тайной, что дают неиспытанное доселе по глубине чувство сотрясения и ощущения тайны98*. Все сразу расстроено: до сих пор дни шли за днями, время текло и проходило обычным чередом своим — дни, заня- тия, дела, — теперь все это от одного веяния призрака рас- страивается. И Гамлет в ужасной тоске мечется душой перед новым рождением: «Что делать нам?» Тень манит Гамлета за собой. Как художественно это — «Призрак манит Гамлета». Горацио и Марцелл в ужасе удерживают его, уговаривают не ходить.
Горацио
Он подал знак, чтоб вы с ним удалились,
Как будто хочет что-то сообщить
Вам одному. Марцелл
Смотрите, как любезно
Он вас зовет подальше в глубину.
Но не ходите. Горацио
Ни за что на свете! Гамлет
А здесь он не ответит. Я пойду. Горацио
Не надо, принц! Гамлет
Ну вот! Чего бояться?
Я жизнь свою в булавку не ценю.
А чем он для души моей опасен.
Когда она бессмертна, как и он?
Он вновь кивает. Подойду поближе.
Горацио
А если он заманит вас к воде
Или па выступ страшного утеса,
Нависшего над морем, и на нем
Во что-нибудь такое обернется,
Что вас лишит рассудка истолкнет
В безумие? Подумайте об этом.
На той скале и без иных причин
Шалеет всякий, кто увидит морс.
Под крутизной во столько саженей,
Ревущее внизу.
Гамлет хочет идти — ему жизнь «ничтожнее булавки», а что может сделать Дух его душе, бессмертной, как он
Приложение 390
сам? Но Горацио в удивительных словах предупреждает: Тень может заманить на край бездны, на вершину навис- шего над ней утеса и там лишить его владычества над разумом, ввергнуть в безумие: вот что может сделать (и делает) Дух его душе. Одно место, одна бездна при- водит в отчаяние каждого, кто услышит рев ее, ее под- земный голос. Край, грань бездны, ее голос уже возбуж- дают безумие, лишают власти над разумом. В ясном и выпуклом до живописной рельефности образе рисуется здесь то или смысл того, что сейчас произойдет с прин- цем. Трудно представить себе высшую насыщенность ре- альной картины символической «двусмысленностью», та- инственностью, иносказанием. Глубоко важно отметить: Горацио предсказывает, что Дух может Гамлета «лишить рассудка и столкнуть в безумие».
Гамлет
Опять кивает.
Ступай! Иду!
М а р ц е л л
Не пустим.
Гамлет
Руки прочь!
Горацио
Опомнитесь! Не надо.
Гамлет
Это — голос
Моей судьбы, и, как Немейский лев,
Бросаюсь я вперед, себя не слыша.
Призрак манит.
Все манит он. Дорогу, господа!
(Вырывается от них.)
Я в духов превращу вас, только троньте!
Прочь, сказано! — Иди. Я за тобой.
Призрак и Гамлет уходят.
Здесь в последний раз схватывается Гамлет с прежней жизнью, с прежним миром. В этой символической сцене борьбы его с товарищами, боящимися, как бы он не пере- ступил грани определенной, межи заповедной, последней черты, отделяющей мир от бездны, безумие от рассудка, в этой сцене удерживающих товарищей и попирающего сопротивление, рвущего в борьбе охватывающие его руки Гамлета сказывается с последней доступной искусству си- лой сценического именно воплощения художественного символа весь смысл его ухода «за черту», «за грань» и последней борьбы. «Это голос моей судьбы» — это зовет судьба, и он только следует за ней — «Я за тобой». В этих
400 Л. С. Выготский. Психология искусства
тревожно исступленных, все нарастающих и повторяю- щихся вскриках слышится отчаявшаяся решимость идти, следовать за судьбой, идти на ее зов, идти по ее манове- нию — хоть на край бездны, хоть в безумие. Горацио знает, что «призрак обезумил его».
Горацио
Теперь он весь во власти исступленья. М а р ц е л л
Пойдем за ним. Так оставлять нельзя. Горацио
Пойдемте позади. К чему все это? М а р ц е л л
Какая-то в державе датской гниль. Горацио
Наставь на путь нас, господи! М а р ц е л л
Идемте.
Уходят.
И опять в исключительно художественном, лаконическом и отрывочном разговоре, опять в отблесках, отзвуках вста- ет с потрясающей силой яркости, как в эпиграфе к тра- гедии, как тень, как отблеск всего смысла ее, ее неизре- ченных глубин — и безумие муки Гамлета и безумие всей трагедии. Гамлет и Тень ушли — где-то там происходит слияние этих двух стремившихся друг к другу токов, ко- торое и зажигает трагическое пламя всей пьесы,— там завязывается трагедия, а здесь предварительно ее тень, ее проекция — в обыденных словах и разговорах. Чувст- вуется из этого одного разговора, что там завязывается трагедия: Гамлет безумен, он в исступлении из-за при- зрака. К чему все это приведет? Чем кончатся все это? Уже предчувствие всего конца! Всей катастрофы! Чем разрешится вся эта начинающаяся здесь трагедия? Что-то подгнило в датском королевстве, и отец, передавая что-то сыну, тем самым губит Данию, отдает ее, отдает (в фи- нале ведь это так, по фабуле!), видимо, побежденному Фортинбрасу — его сыну. Небо направит это. Свяжите это последнее с «без воли провидения...» и «есть божество...» Гамлета, и «отблеск» получится поразительный по при- чудливой таинственности, игре света и теней, отсветов, отражений мимолетных, неуловимых веяний... Этот отры- вок по художественной ценности и значению для уясне- лпя смысла трагедии — одно из драгоценнейших мест в пьесе. Здесь вся трагедия. Имеющие уши да слышат!
Приложение 401
И дальше, как всегда в «Гамлете», за рассказом, ила разговором, или предчувствием — самая сцена.
Гамлет
Куда ведешь? Я дальше не пойду. Призрак
Следи за мной. Гамлет
Слежу. Призрак
Настал тот час,
Когда я должен пламени геенны
Предать себя на муку. Гамлет
Бедный дух! Призрак
Не сожалей, но вверься всей душою
И выслушай. Гамлет
Внимать тебе — мой долг. Призрак
И отомстить, когда ты все услышишь. Гамлет
Что?
Гамлет «связан» слушать, как «связан» будет отом- стить. Тень подводит его к самой грани, отделяющей здесь от там, этот мир от иного мира. Прежде чем по- ведать ему свою тайну — тайну своей смерти. Тень под- водит его к последней черте — к грани загробной тайны, чтобы узнать которую надо перемениться физически, слух из крови и костей не может постигнуть откровения веч- ных тайн, легчайшее слово рассказа охолодило кровь — такова ужасная непостижимость их.
Призрак
Мне не дано
Касаться тайн моей тюрьмы. Иначе б От слов легчайших повести моей Зашлась душа твоя и кровь застыла, Глаза, как звезды, вышли из орбит И кудри отделились друг от друга, Поднявши дыбом каждый волосок, Как иглы на взбешенном дикобразе. Но вечность — звук не для земных ушей.
Здесь Дух вплотную подводит к тайне загробной, к «тай- нам моей тюрьмы», дает коснуться ее. И протяжно при- зывает он напрячь весь слух души: «О, слушай, слу- шай, слушай!»
И одно слово Гамлета показывает весь его мистиче- ский ужас готовности слушать и сделать.
402 Л. С. Выготский. Психология искусства
Гамлет
О боже мой! Призрак
Отомсти за подлое его убийство. Гамлет
Убийство? Призрак
Да, убийство из убийств. Гамлет
Рассказывай, чтоб я на крыльях мог
Со скоростью мечты и страстной мысли
Пуститься к мести.
Это кладет особый отпечаток на его дальнейшую медли- тельность и бездейственность: это надо запомнить. Тень разоблачает тайну своей смерть: отравление рукой брата, причем говорит не только о брате, но и о жене, матери принца. Страшная завязка трагедии.
Призрак
О ужас, ужас! Если ты —
Мой сын, не оставайся равнодушным.
Не дай постели датских королей
Служить кровосмешенью и распутству!
Однако, как бы ни сложилась месть.
Не оскверняй души и умышленьем
Не посягай на мать. На то ей бог
И совести глубокие уколы.
Теперь прощай. Пора. Смотри, светляк,
Встречая утро, убавляет пламя.
Прощай, прощай и помни обо мне.
Только вначале Дух говорит о мести, дальше он про- сит: не допусти, пусть не будет датский трон ложем кро- восмешения, — об убийстве дяди ни слова, — как бы ты ни преследовал это, каким бы образом ни сделал, не пред- принимай ничего против матери, предоставь ее небу и ее терниям. Это необходимо заметить. Здесь завета убийства нет, нет и только мести; нет вообще определенного, зем- ного предписания — есть разоблачение тайны и расплыв- чатое: не допусти пусть не будет, не подыми руки... Мо- тив о мести — только общая мысль, только один из всех, только привходящий мотив. Гамлет узнал то, что и рань- ше было в его душе. «О, мои прозренья!» — восклицает он. Тень подтвердила все. Гамлет коснулся иным мирам, узнал оттуда земную тайну, дошел до грани этого мира, переступил ее черту, заглянул через нее и навеки унес в душе испепеляющий свет замогильной, загробной тай- ны, который освещает всю трагедию и который в траги-
Приложение 403
чееком пламени скорби — есть весь Гамлет99. Такие ми- нуты не проходят, не забываются: он вышел из мира вре- мени, прошедшее воскресло для него, иной мир разверза- ется, он слышит подземный голос бездны. Он точно снова рождается, во второй раз, получая от отца и новую жизнь (уже не свою, уже связанную, уже обреченную) и новую душу.
Гамлет
О небо! О земля! Кого впридачу?
Быть может, ад? Стой, сердце! Сердце, стой!
Не подгибайтесь подо мною, ноги!
Держитесь прямо! Помнить о тебе?
Да, бедный дух, пока есть память в шаре
Разбитом этом. Помнить о тебе?
Я с памятной доски сотру все знаки
Чувствительности, все слова из книг,
Все образы, всех былей отпечатки,
Что с детства наблюденье занесло,
И лишь твоим единственным веленьем
Весь том, всю книгу мозга испишу
Без низкой смеси. Да, как перед богом!
О женщина-злодейка! О подлец!
О низость, низость с низкою улыбкой!
Где грифель мой? Я это запишу,
Что можно улыбаться, улыбаться
И быть мерзавцем. Если не везде,
То, достоверно, в Дании.
Готово, дядя. А теперь девиз мой:
«Прощай, прощай и помни обо мне».
Я в том клянусь.
Трудно комментировать это: это надо прочесть. Здесь сказано все: это минута второго рождения100*. После это- го Гамлет на все течение трагедии уже совершенно не тот, что все, не обыкновенный, рожденный вновь. Чело- век меняется физически (рождается) и остается отме- ченным, запечатленным на всю жизнь. Гамлет связан с иным миром, с замогильным, и весь завет Тени: «Про- щай, прощай и помни обо мне!» Это замечательное «про- щай» — связь по расставании — память о Духе, — в этом вся роль Тени — о ней помнит Гамлет все время, с пей связан он и по расставании замогильным «прощай». Не- даром и он только повторяет: «И помни обо мне!» — в этом все: вся память его связывает его с Тенью, и застав- ляет его порвать со всем прошлым, со страниц памяти (он уже говорит «в шаре разбитом» — уже безумие) он стирает все изречения книг, все следы прошедшего — и только завет («и помни обо мне», а не что иное) отца
404 Л. С. Выготский. Психология искусства
будет жить в его памяти, новое семя отца (замогильное), давшее ему вновь новую жизнь, новое рождение — рож- дение мистическое. В этой клятве не забыть, стереть все, в окриках, повторяющих замогильное «помни», весь смысл этого второго рождения. Сила художественная этого места превосходит все в трагедии: это непередава- емо. Гамлет вынут из круга жизни, он разорвал связь со всем, со всем прошлым, он коснулся иным мирам, имел общение с замогильным, пусть один миг — может быть, ничтожнейшую долю секунды на наше время — погружен был в иной мир, мир второй, тайный, ночной, неведомый, и уже навеки он остается иным. Все прежнее от каса- ния новому миру стало пошло — все он стирает (порыва- ние со всем), он помнит навеки слова Тени (новая жизнь) — этого нельзя забывать — в этом ключ к понима- нию всего Гамлета: что бы он ни делал, что бы ни гово- рил, при определении его переживаний и поступков надо всегда указать, что он помнит о Тени, все время, все те- чение трагедии помнит, то есть связан с ней все время. В этом все. «Стирание» и записывание — до чего реали- стически-символическая черта! Связь Гамлета с Тенью в словах Тени, повторяемых Гамлетом, в словах прозвучав- ших оттуда, — она же связь двух миров в трагедии.
Гамлет
А теперь девиз мой:
«Прощай, прощай и помни обо мне».
Я в том клянусь.
В этом все — весь последующий Гамлет, — вновь рожден- лый от отца из «того» мира. Ведь есть кровная, семенная, родительская связь, связь рождения (то есть всей жизни, ее корня, ее начала) между отцом и сыном; связь прямо материальная, физическая и осязаемая до ужасной яс- ности, связь непонятная, нерациональная, мистическая, как самая жизнь и рождение. И кто знает, где эта связь кончается, да и кончается ли она вовсе? Не продолжается ли и за гробом, по смерти отца, — невидимыми нитями привязывая сына к иному миру? По крайней мере в «Гам- лете» это именно так. Эта семенная, родительская, теперь замогильная связь Гамлета с Духом проходит через всю пьесу. Но подробно об этой связи одного мира с другим через умершего отца и живущего сына 101* — самой явной, самой тайной, самой ужасной связи, — как об единственной причине (мотиве) всех его поступков и отсюда — единст-
Приложение 405
венном механизме всего хода действия трагедии, — речь впереди. Теперь же о самом перерождении. В сцене вслед за явлением Тени — сцене свидания друзей Гамлета с ним — совершенно ясно, как нельзя рельефнее проявляет- ся это перерождение. Особенно станет это ясно, если сравнить ее со сценой, непосредственно предшествующей явлению Тени (акт I, сц. 4), — Гамлет с теми же друзья- ми — его разговоры о пьянстве, весь строй речи — такие обыкновенные. Теперь все меняется совершенно: это уже совсем иной, не тот человек, исступленный, перешедший за грань, не те слова. В этой маленькой сцене уже есть в зародыше весь будущий Гамлет — Гамлет исступленной скорби, иронии и почти скорбно-исступленно-ироническо- го безумия. Его непонятные возгласы, шутки, жесты, слова — все изменилось, все не такое, как прежде. Пол- нейшее перерождение героя. «Ого-го-го, сюда, мои род- ные!»— кричит он товарищам и на вопрос, что было, от- вечает: «Дела!» Он не рассказывает им, боится, что они разболтают. И отъединение Гамлета, его полнейшая отор- ванность от людей и его новая жизнь — он предлагает друзьям разойтись:
Гамлет
Итак, без околичностей, давайте Пожмем друг другу руки и пойдем. Вы — по своим делам или желаньям, У всех свои желанья и дела,— Я — по своим; точней — бедняк отпетый, Пойду молиться.
У него уже нет — у всякого есть дела и желания, которые ведут его куда-нибудь, а его тяжкий бедный жребий ведет, у него нет уже ни желаний, ни дел — он пойдет молить- ся102*. Таков Гамлет на всю трагедию. Мы вообще здесь хотим только установить это «второе рождение» его, на- метить его как основной факт, а объяснить из этого фак- та всего Гамлета — тема следующей главы. Горацио гово- рит ему: «Это только вихрь бессвязных слов, милорд». И все время его слова — дикие и несвязанные, «вертя- щиеся». В его словах здесь впервые появляется эта ужас- ная рассеянность в мыслях, которая говорит о страшной и напряженной сосредоточенности мыслей там, там все собрано в одну точку, в один пламенно-горящий фокус, а здесь рассеянный свет, здесь они идут расходящимися, разбросанными лучами. У него свой, тайный, невидимый
406 Л. С. Выготский. Психология искусства
ход мысли, разбросанный снаружи,— нелогичный, непо- следовательный, сбивающийся на что-то и стремящийся удержаться па одной точке, вертящийся около нее. Гам- лет заставляет поклясться друзей — дать клятву молча- ния на мече100* (до чего символическая черта) — все по- строено на молчании — и тайна его меча, который разре- шает всю трагедию. Дух требует из-под земли того оке, Четыре раза (сцена клятвы удивительна — как подзем- ный голос бросает и водит людей на земле) доносится его голос:
Призрак (из-под сцепы)
Клянитесь! Дух требует молчанья.
«Под» (землей) все время присутствует он с Гамлетом; он все время слышит подземный голос трагедии. Вся эта сцена построена на клятве (сперва отказ Гамлета рас- сказать, что было с ним, даже друзьям, но здесь есть две замечательные детали разговора, которые характеризуют повое состояние принца — слова без смысла и связи,— Гамлет так приглашает друзей поклясться:
Гамлет
А теперь, собратья*, Товарищи по школе и мечу...
Как это удивительно передает состояние человека, стер- шего все слова книг,— он точно ощупывает словами («собратья»), как ощупывает в бреду человек, или после испуга, очнувшись от сна, и хватается руками за голову. И исступленные надрывные выкрики к Тени — их иронич- ность передает все безумие его ужаса:
Гамлет
Ага, старик, и ты того же мненья?
Вы слышите, что вам он говорит?
Ты, старый крот? Как скор ты под землей!
Уж подкопался?
Иначе нельзя говорить об этом; только ирония, как это ни дико, передает это.
После третьего призыва Тени Горацио восклицает: «О день и ночь! Вот это чудеса!» И Гамлет, который все время и на всякие лады только и говорит о молчании, от- вечает:
* В оригинале: «friends, as you are friends» («друзья, поскольку вы друзья»). — Ред.
Приложение 407
Гамлет
Как к чудесам, вы к нам и отнеситесь. Есть в мире тьма, Гораций, кой-чего, Что вашей философии не снилось.
На этом построена вся трагедия: вся она не снилась «нашей философии». Поистине здесь приходится всему давать смысл молча. Клятву Гамлет требует (и Дух) не только в молчании о том, что они видели, но и в дру- гом:
Гамлет
Вновь клянитесь, если вам
Спасенье мило, как бы непонятно
Я дальше ни повел себя, кого
Ни пожелал изображать собою,
Вы никогда при виде этих штук
Вот эдак рук не скрестите, вот эдак
Не покачнете головой, вот так
Не станете цедить с мудреным видом:
«Кто-кто, а мы...», «Могли б, да не хотим»,
«Приди охота...», «Мы бы рассказали».
Того не делать и не намекать,
Что обо мне разведали вы что-то.
Странность надо принять, как странника; но тот, кто при- нимает странность как странность, сам становится стран- ным: как сейчас за «странностью» изменяется Гамлет, его язык; второму рождению соответствует и иная душа. Двум мирам вовне — два мира внутри человека 104. Не та душа, что живет в обыденном дневном мире, воспринима- ет касания ночного, мира иного. Ее другая половина. Вот эта «вторая душа» и возобладала теперь в Гамлете. В клят- ве — двух частях одной клятвы — видно все: Гамлет про- сит, во-первых, не говорить о явлении Тени и, второе, о его странном поведении и безумии — не выдавать его под- линной причины, то есть единственная причина его даль- нейшего странного и «нечеткого» поведения и безумия — явление Духа. Это все. Гамлет знает, что он будет вести себя odd strange»; он предвидит, что у него будет не- обыкновенное состояние — disposition 105. Причина и то- го и другого — Тень. Это «условие о безумии» 106* ставит вопрос о том, притворяется ли Гамлет или нет. Подробно на этот вопрос мы ответим в следующей главе, посвя- щенной смыслу состояния Гамлета после явления Тени, здесь же мы отмечаем только в зародыше всего будущего Гамлета после рождения только постольку, поскольку эта сцена по контрасту с четвертой сценой оттеняет самое пе-
408 Л. С. Выготский. Психология искусства
рерождение. Так что обо всем этом дальше. Теперь же мы только отметили странный, бессвязный и бессмыслен- ный строй его речи; его иное состояние. Что это за со- стояние — мы увидим дальше. Теперь же одно: во всяком случае, анализ этой сцены показывает, что Гамлет после «второго рождения» является не в обычном disposition. И эти слова надо понимать не только как условие и на- мерение разыграть роль (и об этом ниже), точно так же как и слова о странности поведения, а иначе: сейчас, еще со- хранив острую прозорливость душевной мысли, Гамлет видит, что [он] будет «strange or odd» вести себя; «this machine [определит его] поступки и иная душа — «безу- мие» — «disposition». И именно предчувствуя, что с ним будет, сгибаясь под тяжестью навалившегося на него бре- мепп, он смятенно и смертельно скорбит, и с его уст сры- вается страшное рыдание:
Гамлет
Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!
Это опять непередаваемо107*, этого нельзя комменти- ровать, смысл этого глубочайше-неисчерпаемого рыдания отлился в двустишии и неразложим, в нем смысл не толь- ко трагедии Гамлета, принца Датского, но и трагедии о Гамлете, принце Датском. Гамлет здесь лирически пере- живает свою трагедию. Он имел общение с иным миром, тонкий покров этого мира — время — для пего прорвался, он был погружен в иной мир. Время вышло из пазов — эта последняя завеса, отделяющая этот мир от иного, мир от бездны, земное от потустороннего. Этот мир расшатан, вышел из колеи, порвалась связь времен. Тем, что Гам- лет был в двух мирах, — этот мир слился с иным, время прорвалось. Необычайная глубина ощущения иного мира, мистической основы земной жизни всегда вызывает ощу- щение провала времени. Здесь путь от «психологии» к «философии», изнутри — наружу, от ощущения к миро- восприятию: глубоко художественная символическая чер- та. Расстройство времени сперва, прежде всего — «психо- логия», ощущение Гамлета после общения с Духом, после второго рождения; а потом уж — состояние мира трагедии, ее двух миров. Такова связь («взаимоотношение») траге- дии Гамлета и трагедии о Гамлете, которая составляет ключ ко всему и которой посвящена следующая глава. Вот экспозиция трагедии: два мира столкнулись, время
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление