Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китайские источники




А95

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

АХСАНОВ К. Г.

Древность и средневековье

(III в до н. э. – XII в. н. э.)

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Казань

Издательство

«Казанский государственный университет

имени В.И.Ульянова(Ленина)»

 

 

УДК 947.041

ББК 63.3 (2 Рос. Тат.)

Ответсвенный редактор: профессор, доктор исторических наук А. З. Егорин,

Институт Востоковедения РАН (Москва)

 

 

Рецензент: доцент, доктор исторических наук Г. М. Давлетшин,

Татарский государственный гуманитарный институт

А95 Ахсанов К. Г. Очерки истории тюркских народов. Древность и средневековье (III в. До н. э. – XII в. н. э.). Учебное пособие. – Казань: Издательство «Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова (Ленина)», 2003. – 120 с.  

Учебное пособие в краткой форме освещает основные этапы древней и средневнковой (по XII в. включительно) истории тюркских народов. В книге содержатся также сведения о тюркских народах и их государствах в настоящее время. Кроме того, имеются специальные разделы, посвящённые вопросам источниковедения и историографии истории тюркских народов.

Пособие предназначено в первую очередь студентам, изучающим специальный курс «Введение в историю тюркских народов». Также оно может использоваться при изучении и других дисциплин, таких как «История средневекового Востока», «История татарского народа» и др.

УДК 947.041

ББК 63.3 (2 Рос. Тат.)

© Ахсанов К. Г., 2003

 

 

Предисловие

 

Данное пособие предназначено для студентов Института востоковедения КГУ и факультета татарской филологии и истории КГУ, изучающих курс «Введение в историю тюркских народов». Необходимость издания данного пособия обусловлена потребностью обеспечения студентов доступной литературой по начальному этапу истории тюркских народов. Кроме того, в связи с появлением в последние годы целого ряда изданий сомнительного содержания по данной тематике, назрела потребность написания и издания трудов, основанных на объективном анализе источников с привлечением новейшей историографии.

Курс «Введение в историю тюркских народов» охватывает период с древнейших времён до второй половины XVI в. Данное пособие включает в себя первую часть всего курса. В начале книги помещены разделы, посвящённые вопрсам источниковедения и историографии истории тюркских народов. В специальной главе приводятся сведения о сегодняшнем состоянии тюркских народов: основные регионы их расселения, численность, вероисповедание и т. д. Также дана краткая информация о существующих сейчас государствах и государственных образованиях тюркоязычных народов. Далее в пособии освещаются узловые моменты истории тюркских народов с древнейших времён по XII в. включительно. В основном, за исключением нескольких глав, излагаются события, связанные со становлением и развитием ранних государственных образований тюркоязычных кочевников в Центральной и Средней Азии и прилегающих территориях. При составлении пособия учитывалось общее знакомство студентов с историографией истории тюркских народов, полученное ими при изучении других дисциплин в Казанском университете. В конце пособия приводится список рекомендуемой литературы. Основные выводы и положения данной работы опираются на последние достижения отечественной исторической науки.

Предлагаемое издание должно помочь студентам при изучении древней и раннесредневековой истории тюркских народов. Пособие может быть использовано как при подготовке к экзаменам по теоретической части курса, так и к семинарским занятиям.

 

 

Обзор источников

 

 

Тюркские народы древности и раннего средневековья оставили о себе память на страницах древних летописей и других письменных документов, на каменных стелах, а кроме того, от них сохранились многочисленные предметы материальной культуры. Исходя из этого исторические источники древней и раннесредневековой истории тюркских народов можно разделить на три основные группы: 1) письменные источники; 2) эпиграфические памятники; 3) археологические материалы.

На сегодняшний день в распоряжении историков нет письменных источников, созданных самими древнейшими народами степной Евразии указанного периода, поэтому исследователи вынуждены довольствоваться источниками чужеземного происхождения. На протяжении тысячелетий евразийские степи находились в сфере внимания многих стран и народов. Одним из регионов высокой цивилизации, имевшим самые тесные контакты с народами степной Евразии был, Китай.

Древнекитайские исторические источники многочисленны, весьма разнообразны и, как правило, достаточно хорошо датированы. С древнейших времён китайцы считали, что знание далёкого прошлого необходимо для того, чтобы лучше понять происходящее в наши дни. Они ценили историю как наставницу жизни. Этим объясняется их глубокий интерес к собиранию свидетельств о прошлом: различных летописей, документов, преданий, песен, предметов материальной культуры [Источниковедение, 1984, с. 321]. Наряду с фиксацией событий из собственной истории китайские источники уже с древнейших времён упоминают о различных народах, живших к северу от «Поднебесной», т.е. в Центральной Азии – на территории нынешней географической Монголии и прилегающих земель. Источники наполнены сообщениями о борьбе с этими народами, которая началась на заре истории Китая. «Первые достоверные упоминания о северных соседях Китая встречаются в так называемых надписях на иньских гадательных костях, составленных примерно за пятнадцать веков до н. э.» [Таскин, 1968, с. 6]. В последующем в древнейших китайских исторических сочинениях, например, «Шан-шу», «Чунь-цю» и др., упоминаются такие племена и народы как: гуйфан, хуньи, сюньюй, сяньюй, жун, ди, и ху, жившие к северу и северо-западу от Китая. Но сведения об этих народах в указанных сочинениях крайне эпизодичны и лаконичны.

Последовательно датированные события истории Центральной Азии начинают фиксироваться в китайских источниках лишь с эпохи Хань, когда в степях нынешней Монголии и прилегающих территориях господствовал народ, который китайцы именовали сюнну (хунну или восточные гунны в отечественной историографии). История этого народа нашла отражение в труде выдающегося китайского историка Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.).

Формирование основ историографии в Древнем Китае начинается ещё с эпохи Восточного Чжоу. Именно с этого времени (VIII в. до н. э.) при дворе правителей появляются писцы-хронисты, в обязанность которых входила запись важнейших событий, происходивших в период правления того или иного вана (царя). Сочинение Сыма Цяня «Исторические записки» обладает определённой уникальностью. Его автор, хоть и занимал должность историка при императорском дворе, свою книгу писал не по обязанностям службы, а для того, чтобы выполнить предсмертную волю своего отца, начавшего и не успевшего закончить этот грандиозный труд [Источниковедение, 1984, с. 351]. Сочинение Сыма Цяня стало первой всеобщей историей Китая, которая охватывает период от легендарных правителей до эпохи ханьского императора У-ди, правившего во II в. до н. э. [Кроль, 1970, с. 4]. В ходе работы над своей книгой Сыма Цянь систематизировал и обобщил все доступные ему исторические сведения предшествующего времени, при том не ограничиваясь только письменными источниками. Он тщательно учитывал фольклорную традицию, во время путешествий по империи не упускал случая побывать на месте знаменитых битв, на развалинах городов, расспрашивал старожилов, знакомился с бытом некитайских племён, населявших окраинные районы империи [Источниковедение, 1984, с. 352]. Историю народа сюнну подробно и последывательно Сыма Цянь излагает начиная с династии Хань. «Доступ к государственным архивам, непосредственные связи с крупными гражданскими и военными чиновниками, а также личные наблюдения позволили Сыма Цяню связно осветить историю сюнну эпохи Хань. Рассказ о периоде императора У-ди ведётся от лица очевидца тогдашних событий, близкого императорскому двору. Более ранние события описаны, по-видимому, на основании архивов и по воспоминаниям о недавнем прошлом» [Таскин, 1968, с. 10].

Истории сюнну посвящена специальная глава в «Исторических записках», кроме того сведения о сюнну содержатся в жизнеописаниях выдающихся китайских государственных деятелей. Сыма Цянь подробно описывает политическую историю государства сюнну, общественно-политический строй, быт и обычаи. В его работе отражена основная тенденция в отношениях между Китаем и его северным соседом – продвижение китайцев на север за счёт вытеснения сюнну с принадлежащих им земель [Таскин, 1968, с. 6].

В отличие от своих предшественников – составителей летописей, Сыма Цянь отказался от простого хронологического принципа. Он разработал более сложную структуру исторического сочинения, которое, кроме описания важнейших событий, происходивших в течение правления одной династии или одного императора, включало в себя ещё несколько разделов: хронологические таблицы; трактаты, посвящённые отдельным аспектам экономики и культуры; истории наследственных владений древнекитайской знати; а также «Жизнеописания» – биографии выдающихся личностей, в этот раздел были включены и описания сопредельных с Древним Китаем народов, в том числе и сюнну. «Метод Сыма Цяня оказал решающее воздействие на последующее развитие китайской историографии, в которой вскоре складывается новый жанр – так называемые династийные истории. Такая история писалась после падения очередной древнекитайской (а позднее и средневековой) династии и освещала её «величие и падение». Автор такого сочинения ставил перед собой несколько иные задачи, чем Сыма Цянь, однако в отношении метода изложения материала он полностью следовал за своим гениальным предшественником» [Источниковедение, 1984, с. 353-354]. Выдержки из сочинения Сыма Цяня, касающиеся истории народов Центральной Азии, были переведены и изданы выдающимся отечественным китаистом Н. Я. Бичуриным ещё в первой половине XIX века [Бичурин, 1950]. Долгое время этот перевод считался непревзойдённым как в отечественной, так и в зарубежной науке. В 60-е гг. ХХ века В. С. Таскиным был сделан новый перевод частей сочинения Сыма Цяня, посвящённых истории сюнну. В. С. Таскин учёл и исправил многие недостатки и ошибки переводов Н. Я. Бичурина, а также снабдил текст подробными примечаниями [Материалы, 1968].

Дальнейшая история сюнну нашла отражение в труде другого древнекитайского историка Бань Гу (32-92 гг.). Именно его сочинение «Ханьшу» («Ханьская история») положило начало новому жанру исторических трудов – жанру истории отдельных династий [Синицын, 1975, с. 100]. Бань Гу излагает историю сюнну с конца II в. до н. э. до первых десятилетий I в. н. э. В его сочинении нашли отражение взаимоотношения сюнну и империи Хань, политическая история государства сюнну, а также содержатся сведения о внутренней структуре сюннуского общества [Таскин, 1973, с. 3]. Обращая большое внимание на особенности исторического быта сюнну и других соседних народов, Бань Гу исходил из представления о врождённых и непреходящих различиях между «людьми Срединного государства» – древними китайцами – и «варварами четырёх стран света». Поэтому историк выступал как против тех деятелей, которые призывали императора к расширению территории Хань за счёт соседей, так и против сторонников заключения с ними договора «о мире и родстве». Бань Гу полагал, что поскольку варвары не могут быть настоящими подданными Ханьской империи, а их земли не пригодны для земледелия, то лучшей политикой по отношения к сюнну и другим народам стал бы отказ от контактов с ними [Источниковедение, 1984, с. 355]. Извлечения из сочинения Бань Гу содержатся в известном труде Н. Я. Бичурина [Бичурин, 1950]. В 1973 году вышел новый перевод тех частей сочинения Бань Гу, которые содержат информацию о сюнну [Материалы, 1973].

Следующий период истории теперь уже только южных сюнну (после распада сюннской державы в I в. н. э.) содержится в сочинении «Хоухань-шу» («Поздняя ханьская история») китайского историка Фань Е (398-445). В его труде события излагаются до начала III в., но в то же время Фань Е, как и Бань Гу, дополняет сведения из более ранней истории сюнну, содержащиеся в книге Сыма Цяня.

Заключительному этапу истории народа сюнну посвящено сочинение Фан Сюаньлина (578-648) «Цзинь-шу» («История династии Цзинь»). Эта работа написана уже в период правления династии Тан, когда Китай, как и в эпоху Хань становится великой державой и начинает экспансию в Центральную Азию. Фан Сюаньлинь описывает события IV–V вв., когда южные сюнну вторгаются в Китай и устанавливают там своё господство, а после гибели трёх созданных ими династий исчезают со страниц китайских источников. «Свой рассказ Фан Сюаньлинь тесно связывает с событиями, описанными Сыма Цянем, Бань Гу и Фань Е, так что сочинения четырёх китайских историков представляют собой целостное описание древнего кочевого народа во всё время его активного пребывания на исторической арене» [Таскин, 1989, с. 3]. Отрывки из Хоухань-шу и Цзинь-шу также есть в книге Н. Я. Бичурина [Бичурин, 1950]. Новый перевод этих сочинений сделан В. С. Таскиным и опубликован в 1989 году [Материалы, 1989].

Для изучения истории древних тюрок, уйгуров и других племён и народов Центральной Азии огромный интерес представляют и средневековые китайские источники. В этот период китайские историографы продолжали традицию, начатую ещё Сыма Цянем и Бань Гу. К написанию истории той или иной династии приступали только после её падения. Для этой цели создавалась специальная историографическая комиссия во главе с высокопоставленным чиновником. Династийные истории кроме хроники царствования императоров и хронологических таблиц включали в себя также специальные трактаты об астрономии, математике, музыке, административном устройстве, законах, географии, а также биографии известных государственных деятелей и полководцев. Особый интерес представляют разделы об иноземных странах и народах. Источниками династийных историй служили ежедневные хроники, записи деяний и слов императоров, для написания разделов об иноземных странах большую роль играли отчёты и донесения послов, рассказы путешественников и торговцев. Эти сочинения отличаются обширностью, полнотой и точностью содержащихся сведений [Флуг, 1959, с. 223].

Из всего многообразия средневековой китайской литературы, содержащей сведения о тюрках и других кочевниках, выделяем следующие исторические сочинения.

«Бэй-ши» – «Северная история», т.е. история династий Юаньвэй, Северная Ци, Северная Чжоу и Суй. Эти династии правили в Китае в V – VI вв. Автором произведения был Ли Яньшоу, живший при Танской династии.

«Суй-шу» – «Суйская история» или «История Суйской династии» (конец VI – начало VII в.). Это сочинение написано также при Танской династии. Автор – Вэй Чжэн.

«Цзю-Тан-шу» – «Старая Танская история». Написана в Х в. историком по имени Ли Сюй, который использовал ранние материалы.

«Танхуйяо» – «Обозрение Танской истории». Автор Ван Го. Произведение написано в Х в. при Сунской династии. В этом сочинении имеется много новых и ценных подробностей из истории тюрок, что придаёт ему особое значение.

«Синь-Тан-шу» или просто «Тан-шу» – «Новая Танская история» или «Танская история». В этом сочинении также содержится много сведений о тюрках, уйгурах и других народах Центральной Азии. Произведение написано в XI в. при Сунской династии, автор Оу Янсю [Кюнер, 1950 с.].

Извлечения из средневековой китайской исторической литературы составляют значительную часть книги Н. Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» [Бичурин, 1950]. Среди современных переводов на русский язык следует отметить работы Н. В. Кюнера [Кюнер, 1961] и А. Г. Малявкина [Малявкин, 1981, 1989].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.