КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мусульманские источники
С конца VII – начала VIII в. народы степной Евразии сталкиваются с только что родившейся и динамично развивающейся арабо-мусульманской цивилизацией. Именно в это время арабские войска на Северном Кавказе выходят к границам Хазарского каганата, а в Средней Азии подступают к владениям местных тюркоязычных племён. Спустя сто лет сведения о тюркоязычных народах появятся в арабской, а позже и персидской историко-географической литературе. «Арабские исторические и географические сочинения представляют один большой комплекс источников, на основании которых современная наука строит историческую картину для стран, входивших в средние века в круг влияния арабской культуры» [Беляев, 1939, с. 12]. Арабская историческая литература сформировалась уже к концу VIII в. В её основу легли арабские полулегендарные сказания, племенные генеалогии и предания о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Так же заметное влияние на арабскую историческую литературу оказали: иранская эпико-историческая традиция и рассказы иудейских и сирийско-христианских писателей о библейских деятелях и событиях. Расцвет арабской историографии приходится на IX–X вв. В это время была проделана громадная работа по переводу греческих, индийских и персидских сочинений. Были написаны истории важнейших для арабо-мусульманской цивилизации городов: Мекки, Медины и Багдада. Появились сочинения, посвящённые арабским завоеваниям. Кроме того, были предприняты первые попытки составления сочинений по всемирной истории. В IX в. появляется новый жанр – географические сочинения. Они были вызваны к жизни завоеваниями и необходимостью административного устройства халифата (взимание налогов с населения, организация почтовой связи с провинциями). Автором первого дошедшего до нас географического сочинения «Книга путей и провинций» («Китаб ал-месалик ва-л-мемалик») был Ибн Хордадбех – арабский географ иранского происхождения (родился в 820 г.). Он был близок ко двору багдадского халифа, а позже занимал должность начальника почты и государственного осведомления в провинции Джибаль на северо-западе Ирана. Ибн Хордадбех написал несколько произведений, из которых сохранилось только вышеназванное. Это сочинение известно сейчас в сокращённой редакции, но существовала и другая пространная редакция. Выдержки из этой книги были опубликованы в первом томе сборника – «Материалы по истории туркмен и Туркмении» [Материалы, 1939, с. 144-146]. Ибн Хордадбех сообщает подробные сведения о городах и народах Средней Азии. Он упоминает также и тюркские народы: карлуков, кимаков, гузов и др., – и вкратце описывает их быт [Материалы, 1939, с. 144]. Интерес представляет сочинение крупнейшего арабского историка своего времени, также иранца по происхождению, ал-Белазури (умер в 892 г.) «Книга завоеваний стран» («Китаб футух ал-будан»). Это сочинение является историей военных походов арабов. Материал в нём изложен в систематическом порядке, будучи подчинён географическому, а затем хронологическому принципу. Последняя глава этой книги излагает завоевание Хорасана и среднеазиатского Междуречья. Здесь ал-Белазури сообщает о борьбе, которую пришлось вести арабам с местными тюрками. Эта часть сочинения дошла до нас лишь в краткой редакции, она опубликована в «Материалах по истории туркмен и Туркмении» [Материалы, 1939, с. 62-78]. Сведения о гузах и других тюркских народах даёт в своём сочинении «Книга рассказов о странах» («Китаб ахбар ал-будан») автор начала Х в. Ибн ал-Факих. По всей видимости большинство сведений о тюркских народах, дающих интересные подробности об их расселении и обычаях, заимствованы у Ибн Хордадбеха. У него же взяты описания маршрутов в тюркские страны и перечень тюркских народов. Часть рассказов, приводимых Ибн ал-Факихом, основана на устном предании. Его сочинение дошло до нас только частично. Отрывки, посвящённые истории Средней Азии, и сведения о тюркских народах также приводятся в «Материалах по истории туркмен и Туркмении» [ Материалы, 1939, с. 151-155]. Тюркским и финским народам Восточной Европы посвящена часть единственно сохранившегося седьмого тома сочинения Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий» («Китаб ал-А¢лак ан-несифа»). Источниками Ибн Русте были сочинения путешественников и других историков. Он сообщает интересные сведения о буртасах, хазарах, булгарах и других народах. Сочинение Ибн Русте было впервые издано Д. А. Хвольсоном в 1869 г. [Хвольсон, 1869], также выдержки из него опубликованы в «Материалах по истории туркмен и Туркмении» [ Материалы, 1939, с. 150-151]. О завоевании арабами Хорасана и Средней Азии, об их столкновениях с тюркскими племенами сообщает, опираясь на сочинения предшественников, в своей книге «История царей и пророков» («Тарих ар-расул ва-л-мулук») крупнейший арабский учёный – историк и богослов IX в. ат-Табари. Отрывки из этой книги, посвящённые завоеванию арабами Средней Азии, также включены в «Материалы по истории туркмен и Туркмении» [Материалы, 1939, с. 86-143]. Огромный интерес для истории народов евразийских степей представляют записки Ахмеда ибн Фадлана – секретаря багдадского посольства в страну волжских булгар. Проделав долгий путь из Багдада на Волгу в 922 г., он оставил ценнейшие описания быта и обычаев народов, через территории которых проходил маршрут посольства – это гузы, башкиры, хазары и естественно сами волжско-камские булгары. Впервые это сочинение полностью на русском языке было издано профессором А.П.Ковалевским под редакцией акад. И. Ю. Крачковского в 1939 году. [Путешествие, 1939]. Второе издание А. П. Ковалевский осуществил в 1956 году с уточнённым переводом и комментариями [Ковалевский, 1956]. Ценные сведения о гузах содержатся в анонимном сочинении на персидском языке конца Х в. «Худуд ал-алем» («Границы мира») [Материалы, 1939, с. 209-217]. Также представляет интерес труд персидского историка XI в. ал-Гардизи, жившего в государстве Газневидов, «Зейн ал-ахбар» («Украшение известий»). В этом сочинении содержатся сведения о тюркских народах Средней Азии, о начальном этапе становления государства Сельджукидов [Материалы, 1939, с. 223-234]. Одним из важнейших источников по истории тюркских народов средневековья является труд известного персидского историка и государственного деятеля XIII в. Рашид-ад-дина «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») [Рашид-ад-дин, 1952]. Первый раздел первой книги посвящён племенам, которые, по мнению Рашид-ад-дина, происходили от легендарного Огуза и его родственников, это: уйгуры, кипчаки, карлуки и др. Во втором разделе содержатся ценные сведения о древних татарах. Известия об уйгурах, карлуках, кипчаках, киргизах и др. имеются и в третьем разделе – «О тюркских племенах, из которых каждое в отдельности имело своего государя и вождя». Среди источников по истории народ евразийских степей особое место занимает, написанное на древнееврейском языке, письмо хазарского кагана Иосифа Хасдаю Ибн Шафруту, еврею по происхождению, занимавшему в Х в. ответственную должность при дворе кордовского халифа Абд ар-Рахмана III. Письмо построено в форме ответов на вопросы Хасдая Ибн Шафрута. Иосиф коротко и фрагментарно рассказывает о стране хазар: о государстве, некоторых эпизодах своей истории, своих обычаях и законах. С ведения в целом очень запутаны и хвастливы. Во времена, когда их страна переживала не лучшие времена, хазары стремились создать о своей, некогда могущественной, державе как можно более сильное впечатление. Чем и объясняется торжественное описание величия собственной страны при крайней скудости конкретных данных о ней. Но «как бы то ни было, послание это единственный документ, в котором сквозь чужой язык и даже в какой-то мере сквозь чуждое хазарам мышление просматривается собственное хазарское восприятие своих степей, своих владений, своего политического влияния на окружающие народы» [Плетнёва, 1976, с. 5-12]. Разнообразные сообщения о хазарах и других тюркских народах Восточной Европы содержатся в сочинениях армянских историков Моисея Хоренского, Егише, епископа Себеоса, Моисея Каганкатваци, Гевонда. Особую группу источников по истории тюркоязычных народов евразийских степей представляют собой древнетюркские эпиграфические тексты, записанные руноподобным письмом. Открытие и дешифровка в конце XIX века текстов орхоно-енисейских памятников стало новой вехой в истории тюркологии. Впервые древние тюрки «заговорили сами», была получена информация из первых рук, тогда как ранее исследователи довольствовались сведениями, исходящими от их соседей и врагов. Древнетюркские руноподобные тексты дополняют и корректируют известия китайских, византийских и мусульманских авторов. [Малов, 1951, 1952, 1959]. Исследованию древнетюркских памятников посвящена специальная монография С. Г. Кляшторного [Кляшторный, 1964]. Археологические материалы по истории народов евразийских степей многочисленны и разнообразны. Это – древние захоронения, содержащие оружие, конскую сбрую и украшения, остатки древних поселений, рудников. Неоценимый вклад в исследование материальной культуры кочевников Евразии внесли выдающиеся отечественные учёные С. И. Руденко [Руденко, 1962], С. П. Киселёв [Киселёв, 1951], А. П. Окладников [Окладников, 1955]. В последние годы была проведена большая работа по комплексной систематизации и обобщению накопленного археологического материала по истории кочевников древности и средневековья, нашедшая своё отражение в коллективных монографиях из серии «Археология СССР» [Степи, 1981; Степи, 1989; Степная полоса, 1992]. Среди них особый интерес представляет сборник «Степи Евразии в эпоху средневековья», являющийся первым коллективным обобщением огромной работы, проведённой русскими и советскими исследователями в последнее столетие по изучению средневековых кочевнических древностей страны.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |