Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агент 007




А Джеймс Бонд, кстати, не только воюет за все хорошее против всего плохого, но еще активно оплодотворяет. Гитлер, кстати, из нашего с Александром Сокуровым «Молоха» приближается к по­добному типу героя. Приближается, но не становится, так как картина эта - альтернативная и авторская. Если бы фильм был чуть более зрительским, то наш Гитлер вполне мог бы претен­довать на роль колдуна-отца. Он, кстати, в реальности и был им какое-то время, как и Сталин. От морока последнего имени мы как народ с коллективной душой до сих пор избавиться не мо­жем. Я помню, после того как картина «Молох» уже получила в Каннах приз, я поехал с нею на маленький фестиваль в Потсда­ме. И я до сих пор не могу забыть то абсолютное замешательство, которое возникло в зале после просмотра. Люди толком ничего




сказать не могли не потому, что не поняли - они все поняли,
- а потому что Гитлер для них до сих пор - колдун-отец, во-
первых, и национальный позор, во-вторых.

Если мы здесь себе кое-что уяснили, то переходим к следую- щему сегменту кинопозтики под названием «монтаж аттрак- ционов». Эйзенштейна читали? Аттракцион - это любая точка действия, приводящая зрителя в эмоциональное потрясение и наполненная смысловым идеологическим содержанием. Чаще всего подобные точки связаны с чувством агрессии и страха. Идеологическое наполнение можно сразу отбросить, поскольку сей­час эпоха вполне безыдеологическая, и я не знаю, хорошо ли это.

А все остальное Сергеем Михайловичем сформулировано на ве­ка. Подобный монтаж в жанровом фильме должен идти по на­растающей. Если в начале, в первой серии бессмертной тетра­логии, на Индиану Джонса катится здоровый каменный шар, то в финале уже вскроют Ковчег завета Моисея, из которого выле­зет страшный призрак с лицом постаревшего Спилберга.

Все это достаточно просто, и большинство американских ки­нематографистов управляют аттракционом, как двухпедаль-ной машиной с коробкой-автоматом. Только пугаемся ли мы по-прежнему, как было раньше, или нет? Это большой вопрос. Но что действительно представляет некую сложность для пони­мания поэтики драматического произведения, так это фабула и сюжет. В Монблане литературы, написанной по этому поводу, вы столкнетесь с абсолютно взаимоисключающими определени­ями фабулы и сюжета. Более того, у очень неглупого человека по имени А. П. Чехов вы встретите выражение: «Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать вообще». Никто до сих пор не знает в точности, что Чехов имел в виду. Не знаю и я. Как сюжет может существовать без фабулы? Не ясно. Ясно лишь одно: речь идет о крайне важной вещи, без постижения которой драматург будет всего лишь драмоделом, годным для всякого рода «мыла», но не для серьезной художественной работы. И здесь мы с вами подходим, так сказать, к срединному слою профессии драматур­га, а может быть, заглядываем и глубже.

Я определяю фабулу и сюжет следующим образом: фабула - это всего лишь состав событий, а сюжет - смысловое напол­нение этого состава событий. Мы живем в лучезарную эпоху культурной летаргии, когда почти никто не работает со смысла­ми. Все смысловое изгоняется в маргинальную область и оста­ется только один смысл - заработать как можно больше денег. Если ты в своей работе затрагиваешь некие духовные сущности,


случайно или преднамеренно, то на тебя сыпется град камней, богато ты находишься в древней Иудее. Например, после картины «Юрьев день» я с Серебренниковым находился как будто в блин­даже. И все потому, что фабулу фильма о пропавшем без вести мальчике мы наполнили смыслом, чтобы о картине можно было бы сказать не только «что», но и «про что». Про что, например, Гоголь написал своего «Вия»?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.