КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становится молодой
Любовные. Сошел с ума, потому что обидел ведьму. О том, что нечисть существует. О конфликте иррационального и рационального. О том, что не нужно вступать в контакт с иррациональными силами. Возможно. Но это весьма примитивная мысль. На уровне фильма с Натальей Варлей[17] и Куравлевым[18], где бродят ожившие скелеты А точнее? О том, как студент семинарии сошел с ума. Еще есть какие-нибудь версии? А разве это не ясно, хотя бы из нашей социальной жизни? Странная мысль. А другие варианты? Не забывайте, что Хома Брут у нас убийца, отпевающий собственную жертву. Уже в этом есть, как вы понимаете, некоторый масштаб. А что это за жертва? А какие у него отношения с ведьмой? Абсолютно точно. А что во время этих любовных отношений происходит с ведьмой и с окружающим миром? Как ведьма меняется? Тоже в десятку. А что происходит в это время с окружающим миром? А окружающий мир приобретает вдруг второе, третье, четвертое, пятое измерение. Природа спала с открытыми глаза-Ми, и Хома, когда летел вместе со старухой над ночной землей, видел как бы траву, стоящую в каком-то океане, которая проросла корнями до центра земли. Видел русалок. Я цитирую не совсем точно, но по смыслу правильно. Семинаристу Хоме Бруту в его ночном полете с ведьмой вдруг открылась красота дохри- стианского языческого мира. Интересно, что задолго до Фрейда и Марка Шагала с его летающими влюбленными Гоголь нашел ту же метафору физической любви. Удивительное совпадение, дока казьшающее, что мы имеем дело с гением. Перед нами описана интимная сцена, в результате которой старуха-ведьма омолажи- вается, превратившись в юную красавицу с роскошной косой. А не обращали ли вы внимания, где стоит церковь, в которой отпевает Хома панночку? Она стоит на горе. А что это за гора? Это гора страданий, во всяком случае, для Хомы. С одной сто- роны, это Лысая гора, где происходит шабаш нечистой силы, с другой стороны, это Голгофа, где Хома принимает свою смерть! То, что Гоголя разодрало, разорвало, уморило и сгубило, - это раз! рыв между христианским и языческим началом, между аскезой! Я которую требует христианство, и красотою языческого мира. И к которому Гоголь всегда стремился. Все это изображено в этой сказочной повести, уведено в контекст, там же зашифрованы от- ношения Гоголя с женщиной и тот конфликт, который был в ду- ше человека, который хотел быть аскетом, но на самом деле был 16 язычником. В «Вне» очень силен этот эротический момент. Вы помните рассказ псаря Микиты? Как он возился в амбаре, и вдруг вошла панночка и сказала: «А дай-ка я положу на тебя свою ножку!» - и вдруг задрала подол платья, и увидел он ее полную нагую нож- ку, и так страсть его и обуяла, и сказал он: «Да что там ножку, да сама вся садись на меня!» Села она, и полетели, где они были - неведомо, но только после этого стал сохнуть мужик, чахнуть. И вошли однажды на псарню и увидели вместо псаря горстку пепла. Сгорел казак... Пропал ни за что. Финал повести здесь особенно красноречив. Два приятеля Хомы рассуждают о том, что случилось, почему он погиб - да потому что испугался. Что И он, разве не знал, что каждая баба на киевском базаре - ведьма? А с ними можно бороться лишь тем, что плюнуть им на самый хвост... То, что я вам рассказываю, имеет отношение к сюжету, к смысловому наполнению фабулы, и это более высокий слой профессии драматурга, с которым сейчас, к сожалению, мало кто может работать. Часть людей просто не ставит себе таких целей, а другая часть не знает, как к этому подступиться. Кинематограф становится примитивным. Кстати, у крупных художников существует сквозной сюжет (смысл), повторяющийся из фильма в фильм. Подобный сюжет вычленяется в фильмах Хичкока[19], во всяком случае, в кар- тинах, которые созданы им в Америке в 50-е годы. Это тот же самый любовный сюжет, когда любовь является фонариком, путеводной звездой, разрывающей паутину этого мира, которая сотканаизо лжи и преступлений. Если вы посмотрите картину «Головокрукружение», то увидите, что вся картина - это боязнь любви со сторооны следователя Скотти, с одной стороны, и со стороны Мэдлин, подставной жены Элстера, - с другой. Боязнь любви, по позднему Хичкоку, - это боязнь правды. Если вы пересмотрите картину «Птицы», другой шедевр, быть может, несколько недовыраженный, то вы увидите, что птицы перестают быть агрессивными, когда в конце мать и любовница сына матери жмут яруг другу руки на крупном плане. Их вражда прекращается из-за чувства взаимной симпатии. Вот тогда птицы перестают нападать. Хичкок делает христианские любовные истории в обличии триллера. Сюжет, таким образом, не равен фабуле, он больше ее, хотя существует внутри нее.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |