КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура западной философии свободы
Свобода с самого зарождения западной философии была одной из центральных ее тем. Западная философия, как отмечалось выше, достигла значительных результатов в понимании сущности, значения и методов достижения социальной свободы. Влияние западной философии свободы на Россию начиная с конца XVII в. трудно переоценить. Об этом свидетельствуют культурная революция при Петре I и Екатерине Великой, пролетарские революции в начале ХХ в., построение социализма при Ленине и Сталине, социально-политические преобразования в 1990-х гг. и др. И в наши непростые, в плане выбора политико-правовой ориентации, дни нам следует глубже познать мудрость Запада, чтобы более осознанно и успешно держаться пути свободы, равенства и справедливости. В западной философии свободы следует выделить философию социальной свободы и философию индивидуальной свободы. Философию социальной свободы можно отождествить с социальной философией, потому что последняя неизбежно опирается на представления о свободе в обществе. Социальная философия исследует существующие типы и теоретические модели социальных устройств с целью выявления лучшего общественного устройства и методов его достижения, если таковое возможно. С точки зрения одних философов свобода в обществе должна быть серьезно ограничена. Так считали Платон, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Гегель, Конт, отчасти Маркс и многие другие. Другие учили, что без политической, экономической свобод, без равенства перед законом общество обречено на стагнацию и распад. Эту точку зрения высказывали Аристотель, Цицерон, Дж. Локк, Ш.Л. де Монтескье, Дж. Дьюи, К. Поппер, Дж. Ролз, Р. Дворкин, либеральные экономисты, Дж. Сорос и др. Критический рационализм (К. Поппер, Дж. Сорос) свободу связывает с критическим разумом, с признанием того, что любой разум может ошибаться, и в обществе необходимы дискуссии – истина рождается в споре. Со времен А. Августина многие верят в социальный прогресс, в то что свободы человека возрастают с каждой новой эпохой. Маркс показал, что уровень свобод зависит от экономического прогресса, но, как показывают философы франкфуртской школы, массовое производство современного капитализма способствует скорее порабощению человека, чем его освобождению. Философия индивидуальной свободы имеет своим предметом личностный идеал, если таковой признается возможным. Философия индивидуальной свободы делится на философию индивидуалистической свободы и философию духовной свободы. 1. Философия индивидуалистической свободы проповедует идеал неограниченной свободы человеческого эго. Индивидуалистическая философия провозглашает: «Будь независимым, живи в свое удовольствие. Не обращай внимания на социальные проблемы; неравенство, несправедливость – в порядке вещей». Индивидуалист – сам себе мера вещей и закон. Философия индивидуалистической свободы возникла в античности в учениях софистов, Эпикура и других. В религиозное Средневековье индивидуалистический тип мышления подавлялся, и лишь в эпоху Возрождения он вновь заявил о себе в гуманистических учениях. Позже индивидуализм проявился в философии Ницше, а также в учениях анархистов и либертарианцев. 2. Философия духовной свободы опирается на предположение, что наряду с эго-сознанием в человеке существует связанный с Богом, космосом, универсумом, другими людьми и живыми существами духовный уровень сознания, или просто дух. Философский путь к духовной свободе тесно связан с религиозным путем к свободе, но в отличие от последнего опирается в основном на разум, а не на веру. Философия духовной свободы призвана развить любовь человека к миру, освободить дух и разум человека от закрепощающих интеллектуальных концепций и установок «для чего-то большего, чем мы сами» (Мамардашвили). Этим большим, чем мы сами, могут быть другие, общество, родина, человечество, космос, Бог, бессмертная душа и т.д. Западная философия духовной свободы зародилась в Древней Греции в учениях Гераклита, Демокрита, Сократа, киников, стоиков и др. Эти мыслители призывали к добродетели, мужеству, стойкости, внутреннему благородству, познанию, мудрости. Кардинально новые очертания западная философия духовной свободы обрела с возникновением христианства. Главные христианские заповеди «Возлюби Бога» и «Возлюби ближнего» практически отождествляют свободу, Бога и любовь: только Бог свободен, а Бог есть любовь. Католическая церковь на протяжении многих веков ради уничтожения зла в людях и распространения христианства подавляла всякое инакомыслие, фактически способствовала несвободе человека. Переходным этапом от Средневековья к более светским временам стала эпоха Возрождения, когда в человеке была признана возможность самоопределения. Следующие философские эпохи (Новое Время, Просвещение, немецкая классическая философия) связывают духовную свободу с разумом и научным прогрессом. В эти эпохи зачастую отрицается чувственное начало в человеке. Б. Спиноза, например, называл сострадание бесполезным аффектом, а Г. Гегель отождествил свободный дух с разумом. В XIX в. возникает иррационалистическая философия, отрицающая авторитет разума и связывающая свободу с жизнью, сильным состоянием (Ф. Ницше). Иррационализм ХХ в. связывает свободу с интуицией (А. Бергсон), с бунтом (Ж.-П. Сартр). Франктфуртцы и постмодернисты обеспокоены разлагающим влиянием капитализма на индивида – превращением его в одномерного потребителя. Многие видят позитивный выход из этой ситуации только в искусстве, а постмодернист М. Фуко призывает человека превосходить свои границы, добиваться «прекрасной формы». Таким образом, современная западная философия духовной свободы сближается с философией индивидуалистической свободы. Исключение составляет лишь современная философия католицизма и протестантизма. Итак, в западной философии нет единого представления о свободе, необходимости ее осознания для человека и общества. Примечательно, что и западная философия социальной свободы, и западная философия индивидуальной свободы в своих высших проявлениях приходят к формулировке единых принципов: свободы, равенства и справедливости, без соблюдения которых невозможны ни свободная личность, ни свободное общество. 1.3. Место философии свободы в структуре Философия свободы столь тесно взаимосвязана с другими разделами философии, что ее следует признать органической и фундаментальной частью философии в целом. Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим эти взаимосвязи подробнее.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |