Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия образования и проблема свободы




Под образованием мы понимаем процесс овладения индивидуально и социально значимым опытом, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Широкое понимание образования включает в сферу образования не только школу, но и семью.

Философия образования – это философская дисциплина, система идей и взглядов на развитие образования и влияющих на него внутренних и внешних факторов.

Философия образования выступает важнейшей в методологическом плане сферой философии свободы. С точки зрения целостного подхода, образование должно формировать цельную личность, гармонично сочетающую в себе развитые духовные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные, физические и другие качества.

Основную проблему современного образования выразил американский педагог А. Нилл:

«Когда я читаю лекции студентам университетов или педагогических колледжей, я всякий раз поражаюсь инфальтильности, незрелости этих парней и девушек, набитых бесполезным знанием… в своих взглядах на жизнь они – младенцы. Потому что их учили знать, но не разрешили чувствовать. Эти студенты приветливы, добры, энергичны, но чего-то им не хватает: эмоциональности особого рода, способности подчинять мышление чувствам… их учебникам нет дела ни до человеческих характеров, ни до любви, ни до свободы, ни до самоопределения. Так система и живет, ориентируясь только на стандарты книжного учения и продолжая разлучать ум и сердце» [4, 29].

В этом разлучении, в незрелости ума и сердца, и кроется, на наш взгляд, основная проблема несвободы современного учащегося, его инфальтильности и незрелости. Соответственно, для воспитания неинфальтивных граждан необходима либерализация образования, под которой, очевидно, следует понимать такую трансформацию образования, благодаря которой у учащихся было бы больше возможности научиться мыслить и чувствовать, нежели чем при современном образовании, и значит, они могли бы в большей степени стать зрелыми и цельными, т.е. свободными личностями.

В современной педагогике различают две модели образования: 1) информационно-монологическую, или личностно - отчужденную; 2) диалогическую, или личностно-центрированную.

Информационно-монологическое образование имеет целью передачу готовых знаний группе учащихся; оно не учитывает ни процессуальный характер реальности, ни гипотетический характер знаний, ни специфические особенности каждого учащегося. Здесь знания следует заучивать как догму, а личность педагога не имеет большого значения. Здесь слабая ориентация на личностный рост учащегося, на подготовку учащегося к эффективному взаимодействию с реальностью.

Диалогическое образование, прежде всего, нацелено на развитие мышления и личности учащегося, а не только на усвоение им знаний. Естественно, что в диалогическом образовании огромное значение имеет личность наставника, его духовный уровень, профессиональная компетентность, способность быть здесь-и-сейчас, т.е. ясно воспринимать, с одной стороны, текущую реальность, с другой – особенности учащихся. Это должна быть открытая личность, направленная на свой собственный личностный рост и помощь в развитии другим. Диалогически-ориентированная личность равно уважительно относящаяся к каждому другому.

Свобода в диалогическом образовании не исключает требования дисциплины, которая достигается не путем угроз и внушения страха, а посредством развития интереса учащегося, а также заключения и соблюдения договоренностей. Здесь могут осуждаться поступки, но никогда личность.

Важное руководство для обеих сторон диалогического образования можно найти в знаменитом трактате китайского философа Лао-цзы «Дао дэ цзине» (Трактате о пути и потенции):

«Совершенствующийся человек является наставником для несовершенствующегося человека. Несовершенствующийся человек является средством для совершенствующегося человека. Если не чтят своих наставников и не любят свои средства, то, даже обладая знаниями, пребывают в великом заблуждении» [2, 37].

Естественно, что либерализация образования должна опираться на диалогическую, личностно-центрированную модель образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.