Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гераклит




Гераклит из г. Эфес (ок. 540–480 до н.э.) – один из самых глубоких и оригинальных мыслителей античности, в его учении представлены диалектика, гилозоизм и философия процесса. Его называли Темным, потому что он  

часто выражал свои мысли с помощью глубокомысленных и малопонятных метафор, и Мрачным за то, что он практически все время был недоволен окружающими его людьми, демонстрирующими свои низкие моральные качества.

Онтология

Мир, в представлении Гераклита, «не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим». Космический огонь, живое и активное начало, составляет душу вселенной.

Эфесец учил, что «все течет, все изменяется – в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Все изменения в мире регулируются согласно Логосу – «всеобщему мировому порядку», разуму, естественному закону. Гераклит утверждал: «Логосу внимая, разумно признать, что все едино»; мир есть «единство в многообразии». Все в мире рождается из борьбы между противоположностями:

«Борьба – отец всего и всему царь».

Противоположные силы не только борются друг с другом, но и гармонично дополняют друг друга: «Болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости…»; «невозможно было бы понять имени справедливости, когда бы не было обиды». Все противоположности условны, постоянно переходят друг в друга: «Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется». Для Гераклита все едино: «Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом».

Принцип изменчивости или принцип тождества бытия и небытия. В изменчивом мире противоположности имеют свойство переходить друг в друга. Здесь царит диалектический принцип тождества бытия и небытия, выражаемый формулой: А≡не-А. Иначе говоря, нет ничего постоянного, полностью тождественного самому себе: все постоянно изменяется.

Гносеология. Принцип тождества бытия и небытия согласуется с признанием относительности знания. Например, «Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам питьевая и спасительная, людям – негодная для питья и губительная [19, 206]. «Ослы золоту предпочли бы солому» [8, 42]. А высшие истины вообще невысказываемы. «Не будем наобум гадать о величайшем» [18, 250]. «Тайная гармония лучше явной» [19, 192]. «Природа любит прятаться» [19, 192]. «Многознание уму не научает» [19, 176].

О душе человека. Этика. О свободе

Гераклит считал, что душа человека – это проявление мировой огненной души. Души многих людей влажны, содержат мало огня, Логоса, а души лучших, мудрейших полны сухого (огненного) сияния. После смерти тела мокрые души не могут рассчитывать на сохранение своей индивидуальности. Лучшие люди, познавшие Логос и сохранившие свои души сухими, могут стать богами при жизни и рассчитывать на индивидуальное бессмертие. Высшая этическая цель – постичь Логос и следовать ему. Мыслить и поступать следует объективно, сообразно с природой всего.

По поводу того, что его называли Мрачным, Гераклит говорил: «Удивляются, почему всегда мрачен Гераклит, не удивляются, почему всегда подлы люди. Поубавьте малость свою порочность, и я тотчас улыбнусь… О люди! Хотите узнать, почему я никогда не смеюсь? Не потому, что ненавижу людей, а потому, что [ненавижу их] пороки… Вы удивляетесь тому, что я больше не смеюсь, а я удивляюсь смеющимся – тому, что они радуются своим беззакониям, тогда как им следует грустить о своей неправедности» [19, 183-184].

Философ людей добродетельных называл свободными, а порочных – рабами. «Только порочность обращает в рабство, только добродетель освобождает, никакому человеку это не под силу» [19, 187].

Философия права. Гераклит высказал положение, из которого впоследствии формулируется концепция естественного права: все человеческие законы питаются единственным божественным законом. Если бы божественного закона не было, то у людей, считает Гераклит, не было бы и самого представления о справедливости: «Имени Правды они бы не знали, если бы этого не было». Справедливость, согласно учению философа, состоит в том, чтобы следовать всеобщему божественному логосу.

Философия политики. Гераклит враждебно относился к демократии, полагая, что власть должна принадлежать меньшинству «лучших», ибо «лучшие одно предпочитают всему: вечную славу – бренным вещам, а большинство обжирается как скоты» [19, 244]. Значение учения. Онтологические и гносеологические идеи Гераклита вдохновляли: в античности – софистов, скептиков, стоиков; позже – Гегеля, Ницше и всех других философов процесса.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.