Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скептицизм




Кинизм

Поздняя античность

Исторический фон

Поздняя античность, или эллинистический и древнеримский период, длилась примерно с III в. до н.э. до IV в. н.э. Она начинается с утраты древнегреческими государствами своего полисного устройства и вхождения в состав сначала империи Александра Великого, а затем Римского государства (146–147 гг.).

В 509 г. до н.э. патриции (представители знатных родов) Римского государства изгнали царя и провозгласили республику. В результате борьбы между патрициями и плебеями (простым народом) был написан свод законов, благодаря которому плебеи в правительстве стали более влиятельными. Рим становится военной державой, захватывающей соседние территории. В 100 г. до н.э. трения между патрициями и плебеями усилились, что привело к гражданской войне. Диктатор Гай Юлий Цезарь (100 или 102 – 44 гг. до н.э.) боролся с сенатом, с сословным характером его власти. Сенаторы убили Цезаря и установили республику. Вскоре римляне предпочли республике диктатуру и к власти пришел усыновленный Цезарем его внучатый племянник Октавиан Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.), ставший первым императором. Римская империя просуществовала с 30 г. до н.э. по 476 г. н.э.

В Римской империи люди ощущали себя подданными, а не гражданами. Политическое бесправие людей сочеталось с лозунгом: «Дайте людям хлеба и зрелищ, и они будут счастливы». Зрелища в Древнем Риме нередко были кровавыми, связанными с жестоким убийством животных и людей. Философия эллинизма и Древнего Рима выразила мысли и надежды своей эпохи. В противовес дикости распространенных обычаев философы предложили свою, в основном моралистическую философию.

Рассмотрим четыре философских учения данного периода – кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

Основателем кинизма [22] был греческий философ, представитель классического периода античности Антисфен Афинский (ок. 455–368 до н.э.), учившийся сначала у Горгия, а затем у Сократа. Название школы – «кинизм» (от  

греч. kyon – собака) – по одной из версий происходит от холма с гимнасием при храме Геракла, в котором Антисфен вел свои беседы с учениками, называвшегося Киносарг – «Зоркий пес». По другой версии название школы отражает прежде всего суть учения Антисфена – быть подобным собаке. Сам Антисфен называл себя Истинным Псом.

Этика и духовная свобода

Антисфен перенял у Сократа этический идеал автаркии (самодостаточности) и возвел его в ранг высшего принципа. Для этого нужно жить подобно собаке, т.е. в простоте жизни, следовании собственной природе, независимости от внешнего мира, умении отстаивать свой образ жизни и стоять за себя, быть верным, храбрым и благодарным.

В учении Антисфена есть элементы космополитизма и анархизма. Жить следует не по законам города, которые порабощают, но по законам добродетели, потому что по закону города богов много, а по природе бог один. Основатель кинизма проповедовал отказ от общественных обязанностей, а также от дома, семьи и богатства. Киники не отрицали богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не потерять независимость.

В стремлении к добродетели и самообладанию, учил Антисфен, следует быть нечувствительным к страданиям и воздерживаться от наслаждений: «Лучше сойти с ума, чем испытать наслаждение».

Не следует гоняться за славой: недостаток славы есть благо. Впрочем, насколько сам Антисфен был равнодушен к славе – неизвестно. Известны слова Сократа Антисфену: «Сквозь дыры твоего плаща видно твое тщеславие».

  Ученик Антисфена Диоген Синопский (ок. 404–323 до н.э.) жил в эпоху эллинизма. Известный киник демонстрировал образ жизни вне цивилизованного мира (проживание в бочке), безразличие ко всему внешнему, пренеб-

режение к авторитетам. Например, Александру Великому Диоген на вопрос: «Что для тебя сделать?», ответил: «Отойди, не заслоняй мне солнца». Александр под впечатлением от такого проявления самодостаточности сказал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».

О человеке. Известно, что Диоген ходил с фонарем в руках среди бела дня и среди толпы и повторял: «Ищу человека». «Человек», которого искал Диоген, – это тот, кто живет в соответствии со своим предназначением, выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а значит, счастлив.

Ученик Диогена Кратет отдал свои земли под пастбища, а деньги выкинул в море и стал вести «собачий» образ жизни. Кратет учил, что философией нужно заниматься до тех пор, пока не поймешь, что нет никакой разницы между вождем войска и погонщиком ослов. В дальнейшем идею равенства людей, противостоящую иерархическим концепциям Платона и Аристотеля, воспринял ученик Кратета – основатель стоицизма Зенон из Китиона.

Скептицизм (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий) – это направление в античной философии, призывающее к воздержанию от суждений как методу достижения душевного спокойствия.

Основатель скептицизма – древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360–280 до н.э.) учился у софиста Брисона, затем ознакомился с восточными учениями во время своего участия в походе Александра Македонского. Трудов не писал: все есть суета сует.

Онтология

Мир текуч, изменчив, непостоянен, иллюзорен. Все представляется видимостью: «Тотально господствует видимость». Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как все в себе одинаково. Различия – следствие человеческих установлений и обычаев. Философы утверждают различные точки зрения на мир, но ни одна из них не является предпочтительной.

Сведения об онтологии Пиррона не вполне однозначны. Согласно одним источникам, Пиррон – абсолютный скептик, т.е. он отрицает все: бытие и принципы бытия. Согласно другим источникам, Пиррон – метафизик. Ему приписывается изречение: «Вечность – природа божественного и блага, от которых только и может человек обресть жизнь равную им».

Гносеология. Ни разум, ни чувства не могут ухватить сущность вещей, поэтому вещи не таковы, какими нам представляются, они недоступны для нашего познания. Поэтому Пиррон призывал к эпохе – воздержанию от суждений, поисков истин, ценностей.

Этика. Единственное благо – добродетель, все прочее не стоит и упоминания. Нужно лишь уметь пользоваться вещами, быть независимым от всего окружающего, в атараксии (от греч. ataraxia – невозмутимость) и апатии (от греч. арatheia – бесстрастие). Пиррон практически все время был апатичным. Например, когда на корабле во время бури возникли уныние и паника, Пиррон оставался спокойным. Ободряя своих спутников, он указал на поросенка, который только и делал, что ел. Но однажды, когда его укусила собака, Пиррон потерял невозмутимость и в ответ на замечание о потере равновесия сказал: «Это не просто человеку – совсем раздеться». Выражение «совсем раздеться» – здесь означает обнажить свою подлинную, по-видимому, для Пиррона, божественную природу.

Секст Эмпирик (конец II – начало III в. н.э.) – древнегреческий врач и философ, систематизатор идей античного скептицизма. Жил в Александрии и в Афинах. Основные работы: «Пирроновы положения», «Против ученых».  

Онтология и гносеология. Эмпирик утверждает, что нам даны только явления, но не дана сущность явлений. Поэтому «всякому положению можно противопоставить другое, равное ему, вследствие этого, как кажется, мы приходим к необходимости отказаться от всякого рода догм». В отличие от других философов скептики ничего не утверждают, не отрицают: отказываясь от всяких догм, они ищут. Так Секст и говорит: «Ищут же скептики» [16, 48].

Этика. Философ воздерживался от морали: «Мы же ни о чем не говорим, что оно добро или зло… не высказывая мнения, следуем жизни, чтобы не быть бездеятельными» [16, 48]. Таким образом, Секст Эмпирик – один из первых западных философов жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.