Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парменид и Зенон из Элеи




Главный оппонент Гераклита – Парменид (VI в. до н.э.) является основателем метафизики. Диалектика Гераклита утверждает всеобщую изменчивость, а метафизика Парменида – неизменность истинно существующего.  

Учение об истинно сущем бытии Парменид изложил от имени богини Истины.

Онтология. Богиня советует не доверять чувствам и призывает к логическому размышлению: «бытие[11] есть и невозможно, чтоб не было его», «ничто – не есть» [19, 287-288]. Тем самым Парменид ввел в философию одно из важнейших метафизических понятий – бытие, означающее «то, что истинно существует». Парменидово бытие неизменно, вечно, непрерывно, неподвижно, едино. Философ абстрагировался от чувственной реальности и мыслил совершенно логично. То, что существует, существует; то, что не существует, не существует. Изменение означает, что нечто существовало, а потом перестало существовать. Но то, что не существует, не существует. Значит, то, что существует (бытие), должно быть неизменным. Бытие вечно, поскольку бытие не может возникать из небытия или переходить в небытие, а небытия нет. Далее, бытие непрерывно и неподвижно, поскольку прерывность и подвижность предполагают вторжение небытия (которого нет). Таким образом, есть истинно сущее бытие (то, что можно понять только мышлением) и мнимое эмпирическое существование (то, что можно воспринять чувствами). Бытие Парменида легло в основу всей западной непроцессуальной метафизики.

Гносеология. Парменид выразил недоверие чувственному познанию и провозгласил абсолютное превосходство мысли, разума над чувствами. Чувственное познание говорит об изменчивости. Например, яблоко было зеленым и затем стало красным. Зелени яблока сейчас не существует. Значит, чувства, говорящие о существовании изменчивых вещей, нас обманывают. Но между тем мышление говорит, что есть нечто, что существует подлинным образом, – бытие. Поскольку, кроме бытия нет ничего, то чистая мысль свободна от чувственного познания и равна чистому бытию. Отсюда второе важное положение философии Парменида: «Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит: без сущего мысль не найти – она изрекается в сущем» [Цит. по 19, 266]. Или попросту: «Мыслить – то же что быть» [19, 296].

Апории Зенона

Позже ученик Парменида Зенон Элейский (род. между концом VI и началом V в. до н.э.) привел апории (парадоксы) «Ахиллес и черепаха», «Стрела», в которых обосновывается невозможность изменений с точки зрения логики. Например, в апории «дихотомия» отмечается, что тело не может пройти расстояние от одного пункта до другого, потому что это тело прежде, чем достигнет цели, должно преодолеть 1/2 пути, а прежде того – 1/4, и еще раньше – 1/8, и так далее до бесконечности. Таким образом, тело вообще не может сдвинуться с места, а в любом конечном отрезке содержится бесконечность. И как конечное тело может пройти бесконечность? Неразрешимый для логики вопрос.

Значение и критика учения

В дальнейшем понятие «бытие» стало основой западной идеалистической нецелостной метафизики[12]. Западная идеалистическая метафизика абсолютизировала идеальное начало и совершенно абстрагировалась от всего материального, чувственного. Для западных идеалистов важна лишь высшая реальность, но не чувственно воспринимаемый мир и не жизнь человека.

Рассуждения Парменида и Зенона открыли новые горизонты для абстрактного познания. Позже Аристотель на основе учения Парменида ввел принцип тождества, называемый сегодня первым законом логики. «Всякая мысль должна оставаться тождественной самой себе» (А≡А). Западная философия долгое время шла по пути Аристотеля, вплоть до появления учения Ницше, актуализировавшего Гераклитов принцип тождества бытия и небытия (А≡не-А). Сегодня можно сказать, что тождество А≡А – основа логики и науки, а тождество А≡не-А относится к сфере диалектики, мистики и интуиции. Эти два тождества носят взаимно-дополнительный характер: если мы попытаемся отбросить одно из этих тождеств, то попадем либо в сферу чрезмерного рационализма, либо в сферу чрезмерного иррационализма. Это просто два разных взгляда на одну и ту же реальность, в которой следует идти срединным путем.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.