КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Софисты. В классический период античности центр философской проблематики сместился от проблемы поиска первоначала всего сущего к проблемам человека и общества
Классический период В классический период античности центр философской проблематики сместился от проблемы поиска первоначала всего сущего к проблемам человека и общества. Этот поворот в философии осуществили софисты. Слово «софист» (греч. sophistẽs) буквально означает «мудрый», «эксперт знания». На основании противоречивости воззрений ранних натурфилософов (один говорил, что все – из воды, другой – все – из воздуха и т.п.) и признания всеобщей изменчивости софисты пришли к выводам, что объективной истины нет, а с помощью разума можно обосновать все, что угодно. И главное, чему следует обучать молодежь, – это искусства, полезные в политической жизни, – риторика (искусство красноречия) и эристика (искусство ведения споров). Так слово «софист» приобрело следующее значение: учитель, обучающий тому, как убеждать кого угодно в чем угодно и как угодно[15]. Наиболее известными софистами были Протагор и Горгий. Протагор (ок. 480–410 до н.э.) родился в г. Абдеры, был учеником Демокрита. На воззрения Протагора также значительно повлияло учение Гераклита. Протагор учил, что все непостоянно, материя и человек изменчивы, вещи переходят в свою противоположность; «о богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность предмета, и краткость человеческой жизни». Достоверных знаний о богах нет, но в богов лучше верить. Знать – это то же, что и ощущать. «Когда дует ветер, одному холодно, другому нет. Следовательно, мы не можем сказать о ветре, что он на самом деле холоден или нет». «Каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе – таким – для тебя». Из этого Протагор заключает: «Относительно одной и той же вещи можно высказать два противоположных суждения». Поэтому критерием истины должен быть сам человек: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» [1, 317], и в этом гносеологическое основание свободы. В этике Протагор утверждает: «Жить приятно – благо, а неприятно – зло». Горгий (ок. 483–375 до н.э.) был выдающимся оратором, учеником Эмпедокла. Горгий придерживался нигилизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо – то необъяснимо для другого» [1, 318–319]. На основании того, что слово отличается от мысли, а мысль – от бытия, Горгий считал, что все ложно и поэтому необходимо представить полную свободу слову, невзирая на истинность. В целом, ранняя софистическая философия пришла к гносеологическим утверждениям: агностицизма (мир до конца не познаваем), релятивизма (все знания относительны, с помощью разума можно доказать, что угодно), субъективизма (как человеку удобно или выгодно, то и есть истинно и правильно; никакой объективной истины нет) и конвенционализма (истиной может быть признан и результат соглашений между людьми). Философия права. О равенстве и справедливости Гносеологическая установка софистов повлияла на их концепцию позитивного права, заключающуюся в том, что нет ничего вечного и неизменного в человеческих законах и правах, они представляют собой результат соглашений людей, изобретение человеческого ума. Например, что каждый город посчитает истинным, законным или справедливым, то таковым и будет. Относительно идеи равенства человека у софистов встречаются противоположные мнения. Некоторые софисты (Антифонт, Гиппий, Алкидам) учили, что по природе все люди равны, ибо все имеют одни и те же естественные потребности. Алкидам говорил: «Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом». Другие софисты поддерживали общий для древних греков предрассудок о неравенстве людей. Например, Фрасимах (Трасимах) и Калликл считали, что право есть то, что служит лучшим и сильнейшим, поскольку повсюду (среди животных, людей, государств и народов) действует природный признак справедливости: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. Об ораторском искусстве. Итак, софисты опровергали необходимость поиска истины, стремления к добродетелям и искусства рациональной аргументации. Они стремились лишь к искусству словесного убеждения и победы в спорах с помощью уловок и хитростей. Ораторское искусство, согласно Горгию, это «то, что поистине составляет величайшее благо и дает людям как свободу, так равно и власть над другими людьми…» Хороший оратор, учит Горгий, победит в споре любого знатока своего дела, «потому что успешнее, чем любой другой, убедил бы собравшихся выбрать его и потому что не существует предмета, о котором оратор не сказал бы перед толпою убедительнее, чем любой из знатоков своего дела». «Владея такою силою, ты и врача будешь держать в рабстве, и учителя гимнастики, а что до нашего дельца, окажется, что он не для себя наживает деньги, а для другого – для тебя, владеющего словом и уменьем убеждать толпу». Критика и защита софистов Сократ, а за ним и практически вся доницшеанская философия, осуждал софистов за теоретическую несостоятельность, моральный релятивизм и корысть. Лишь только немецкий имморалист Фридрих Ницше встал на сторону софистов: «Софисты близко подходят к критике морали, к первому прозрению в вопросах морали… они дают понять, что каждая мораль может быть диалектически оправдана, то есть, что всякое обоснование морали по необходимости должно быть софистическим – положение, которое нашло затем свое подтверждение, в самом широком смысле во всей античной философии, начиная с Платона (до Канта); они провозгласили ту основную истину, что не существует «морали в себе», «добра в себе», что говорить об истине в этой области – просто надувательство. Софисты – не что иное, как реалисты. Они формулируют всеми принятые ценности и практику, возводя все это в ранг ценностей. Они имеют мужество всех сильных духом – сознавать свою имморальность»[16]. Гносеологические и этические утверждения софистов, действительно, можно рассматривать как весомый вклад в целостную философию Запада, утверждающую ценность индивида, неоправданность всяких абсолютизаций и идеализаций.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |