КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Библиографический список. 1. Антология мировой философии
1. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т. 1. 2. Аристотель. Метафизика. – Ростов на/Д: Феникс, 1999. 3. Аристотель. О душе. – СПб.: Питер, 2002. 4. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Мн.: Литература, 1998. 5. Виц Б.Б. Демокрит. – М.: Мысль, 1979. 6. Кесседи Ф.Х. Гераклит. – М.: Мысль, 1982. 7. Марк Аврелий. Наедине с собой / Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. – С. 271-363. 8. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / под ред. М.А. Дынника. – М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. 9. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. – М.: ЭКСМО, 2003. 10. Платон. Апология Сократа / Платон // Избранное. – М.: АСТ, 2006. – С. 7-36. 11. Платон. Государство / Платон // Избранное. – М.: АСТ, 2006. – С. 37-384. 12. Платон. Законы / Платон // Соч. в 4 т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, изд-во Олега Обышко, 2007. – Т. 3. Ч. 2. – С. 89-474. 13. Платон. Теэтет / Платон // Соч. в 4 т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, изд-во Олега Обышко, 2007. – Т. 2. – С. 229-328. 14. Платон. Федон / Платон // Соч. в 4 т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, изд-во Олега Обышко, 2007. – Т. 2. – С. 11-96. 15. Платон. Федр – М.: Прогресс, 1989. 16. Секст Эмпирик: соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1976. – Т. 1. 17. Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Сенека // Древнеримская философия: от Эпиктета до Марка Аврелия. – Харьков: Фолио; М.: ACT, 1999. – С. 381-624. 18. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. – М.: Мысль, 2003. 19. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. 20. Цицерон. О государстве / Цицерон // О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. – М.: Мысль, 1999. – С. 43-144. 21. Цицерон. О законах / Цицерон // О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. – М.: Мысль, 1999. – С. 145-224. 22. Цицерон. О природе богов / Цицерон // Философские трактаты. – М.: Наука, 1985. – С. 60-190. 23. Чанышев А.Н. Аристотель. – 2-е изд., доп. – М.: Мысль, 1987. 24. Эпиктет. В чем наше Благо? / Эпиктет // Древнеримская философия: от Эпиктета до Марка Аврелия. – Харьков: Фолио; М.: ACT, 1999. – С. 625-677. Глава 3. Философия свободы Средневековья Средневековье – это историческая эпоха, длившаяся примерно с 500 по 1500 г. Начало эпохи знаменуется двумя важными событиями в жизни Запада – признанием католического христианства государственной религией Древнего Рима в 394 г. и падением Западной Римской империи в 476 г. Средневековую эпоху сегодня принято разделять на два периода. 1. Период с 500–700 по 1100 г. называют темными веками за общую атмосферу экономической и социальной разрухи, общего невежества, варварства, упадка культуры, кровавых междоусобиц, смуты великого переселения народов. 2. С 1100 по 1450–1500 г. К 1100 г. некоторые европейские страны достигли политической стабильности, подъема экономики и культуры. Стали осуществляться переводы на европейские языки, в основном с арабского, трудов древнегреческих авторов. Это обстоятельство послужило мощным толчком для развития средневековой философской мысли. Основная черта западного средневековья – всевластие христианской религии и католической церкви, утверждающих монотеизм (от лат. mono – один, theos – бог) – веру в единого Бога-творца. Сущность христианского мировоззрения изложена в Библии[24]. Библия предписывает людям поведение, соответствующее Законам Божьим и заповедям Христа. Но одна лишь Библия без соответствующих организаций, поддерживающих ее духовный замысел, едва ли смогла бы достичь значимых на социальном уровне позитивных результатов. Ведущей организацией, утверждавшей в то время христианское мировоззрение на Западе, была католическая церковь. Католическая церковь изначально стремилась быть вселенской церковью (католическая – означает вселенская) и признавала Папу римского главою церкви и заместителем Христа на Земле. Появление церкви предрекал сам Иисус: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Апостол Павел называет церковь «Телом Его, полнотой Наполняющего все во всем» (Ефес. 1:23). В изречении Апостола Павла католики нашли указание на вселенские масштабы христианской церковной организации. Общественно-экономический строй того времени – феодализм. Экономический уклад – натуральное хозяйство при слабом уровне торговли. Бывшие рабовладельцы стали феодалами (землевладельцами), а бывшие рабы – крестьянами, занимающими по отношению к феодалам подчиненное положение. Социальный мир средневековья был иерархичным. На вершине иерархии социального мира находились Папа Римский и благословляемая им светская власть европейских государств. Так возник патернализм (от лат. paternus – отцовский, отеческий) – убеждение в идее о непогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении. Власти стремились опекать и контролировать весь народ. Католическая церковь освятила принцип неравенства: правящие сословия правят в силу унаследованных интеллектуальных преимуществ. Люди в Средние века были несвободны. Э. Фромм пишет: «У человека не было никакой возможности перемещаться по социальной лестнице, из одного класса в другой, и более того, человек едва мог перемещаться из одного города в другой, из одной страны в другую. Зачастую он не мог даже одеваться так, как ему хотелось. … Личная, экономическая и общественная жизнь регламентировалась правилами и обязанностями, которые распространялись практически на все сферы деятельности» [15, 62]. В утверждении и распространении католицизма огромную роль сыграла христианская философия – теология. Основные черты христианской философии – теоцентризм, креационизм, провиденциализм. Теоцентризм (с греч. theos – Бог) – это мировоззренческая позиция, признающая источником и причиной всего сущего, центром мироздания единого Бога. Креационизм (от лат. creatio – создание, сотворение) – это идея о сотворении Богом из ничего живой и неживой природы. Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – идея управления всеми мировыми событиями, в том числе историей человечества и поведением отдельных людей, божественным провидением. В истории средневековой философии обычно выделяют два этапа: патристику [п. 3.1] и схоластику [п. 3.2]. Особняком в средневековой философии выглядит христианская мистика, признающая связь человека с Богом независимо от церкви [п. 3.3].
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |