Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демокрит из Абдер




Демокрит из г. Абдер (460–371 до н.э.) все свое наследство, оставшееся после смерти отца, растратил на путешествия в поисках знаний: он встречался с халдеями в Вавилоне и жрецами в Египте, был в Индии и Эфиопии.  

Демокрит был учеником Левкиппа и наряду с ним считается основателем атомизма. Его также признают величайшим древнегреческим материалистом.

Онтология. Атомизм. Строгий детерминизм

В споре между Гераклитом, утверждавшим изменчивость бытия, и Парменидом, утверждавшим его неизменность, Левкипп и Демокрит заняли промежуточную позицию: что-то неизменно, а что-то изменяется. Неизменны атомы[13] и пустота (небытие), изменчивы вещи, представляющие собой изменчивые комбинации атомов и пустоты. Демокрит утверждает, что «небытие существует нисколько не менее, чем бытие» [8, 71].

Атомизму Демокрита присущ строгий детерминизм[14]: все в мире подчиняется строгим причинно-следственным связям, в нем нет ничего случайного. В качестве иллюстрации к обоснованию строгого детерминизма Демокрит привел знаменитый пример, в котором орел сбросил черепаху на землю и попал на голову человеку и убил его. На первый взгляд, это чистая случайность. Но потом выясняется, что этот человек был лысым и орел мог принять его голову за камень, о который можно разбить панцирь черепахи. Сам Демокрит считал, что объяснить причину хотя бы одного явления предпочтительнее, чем обладание персидским престолом. Аристотель утверждал, что Демокрит отбросил целевую причину и все в природе сводил к необходимости.

В пользу материализма Демокрита свидетельствует следующая мысль: «[Мир] – неодушевлен и не управляется провидением, но будучи организован из атомов, он управляется некоторой неразумной природой» [8, 67], но философ признавал существование богов.

О душе. Этика. О справедливости.

По Демокриту, души людей состоят из божественных самодвижущихся огненных атомов. Во время дыхания люди извлекают эти атомы из воздуха. Со смертью человека его душа выходит из тела и рассеивается в пространстве. Боги, по учению Демокрита, также состоят из огненных атомов, они могут влиять на жизнь людей и предсказывать ход событий. Они небессмертны.

Истоки счастья и морали не в богатстве, не в велениях богов и не в законах, а в состоянии души и разума человека. Это состояние эвтюмии («хорошего духа») – пребывания души в радости, спокойствии, гармонии, атараксии (безмятежности), неустрашимости и самообладании. Эвтюмия может быть достигнута, если человек делает свои удовольствия независящими от преходящих вещей. Не следует делать ничего сверх своих сил. Нужно во всем знать меру, уметь довольствоваться немногим, исключать бесчестную прибыль. Демокрит рекомендует сравнивать свою жизнь с жизнью не тех, кто живет лучше, а тех, кто живет хуже; тогда можно избавиться от зависти, соперничества и вражды.

Состояние эвтюмии связано со справедливостью человека. «Тот, у кого хорощее состояние духа, всегда стремится к справедливым и законным делам, и поэтоу он и во сне и наяву бывает радостен, здоров и беззаботен. А тот, кто не соблюдает справедливости и не исполняет своих обязанностей, тому причиняет неудовольствие воспоминание о дурных своих поступках, и он находится в состоянии постоянного страха и самоосуждения» [8, 155–156]. «Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]» [8, 158]. «Должно заступаться за тех, которые несправедливо страдают, и не позволять обижать кого бы то ни было. Ибо так поступать – справедливо и хорошо, не делать же этого – несправедливо и дурно» [8, 159].

О философии. «Философия освобождает душу от страстей» [8, 163]. Из мудрости, учил Демокрит, произрастают три плода: умение хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.

Гносеология. Чувственное познание Демокрит объяснял как результат испускания тончайших флюидов от тел и втекания их в наши глаза, уши и т.д. Иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. Чувственное познание поставляет «мнение», а рациональное – «истину». Сладкое, горькое, теплое, холодное существует лишь во мнениях, «в действительности же существуют только (постигаемые разумом) атомы и пустота».

Политико-правовая философия. «Интересы государства должно ставить выше всего прочего, и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось. Чтобы содействовать этому, не следует бороться против справедливости и для своей [личной] пользы применять насилие против общего блага. Ибо хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет» [8, 167–168]. Демокрит – сторонник демократии. «Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства» [5, 156]. Вместе с тем, Демокрит признавал правомочность рабовладения и призывал пользоваться рабами «как частями тела». Демокрит – основоположник античной концепции естественного права. Философ различал естественное право (то, что существует по правде) от искусственного (того, что существует лишь согласно «общему мнению»; в современной терминологии позитивного права). Демокрит критически относился к существовавшему в то время искусственному праву: «Законы – дурное изобретение». «То, что считается справедливым, не есть справедливое: несправедливо же то, что противно природе». Демокрит утверждал, что «мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно». И все же «приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству» [8, 168].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.