КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Либерализм
Философия религии и проблема свободы Религия – форма культуры, обусловленная верой в сверхъестественные силы и существа, включающая в себя свод обрядов, моральных правил и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Философия религии – это философская дисциплина, изучающая вопросы религиоведения и теологии. Религиоведение – это светская дисциплина, изучающая религии. Теология (греч. theología, от theós – бог и lógos – слово, учение) – это богословие, совокупность религиозно-философских доктрин о сущности бога, построенная на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Религия с самого зарождения человечества и до наших дней занимала и занимает важное место в жизни человека и общества. Но с XVIII в. остро встают вопросы: Нужна ли религия в современном обществе? и Если религия нужна, то каким нормам она должна отвечать, чтобы способствовать развитию свободного, интеллектуального, доброго, творческого и ответственного человека? В этой связи стоит привести проведенное Э. Фроммом деление религий на авторитарные и гуманистические. Авторитарные религии предназначены ограничить буйство деструктивных сил человеческих масс, они требуют от индивидов послушания и самоуничижения. Они дают индивиду чувство защищенности и вместо проповеди жизни проповедуют отказ от жизни ради «жизни после смерти», «ради будущего человечества». Гуманистические религии внушают людям веру в их собственные возможности самоосвобождения, развивают разум, веру и интуицию человека, способность любви к другим и к себе, ощущение единства всего живого. Они призывают совершенствовать свою природу и милосердно относиться к людям. Вера в гуманистической религии основана на мысли и чувстве, а не на страхе (подробнее в п. 12.4.2). Аналогичное деление религий осуществил А. Бергсон. Он различал статические и динамические религии. Статические религии направлены на сохраненность обществ и закрепощение индивидов, а динамические – на творческое развитие индивидов и обществ. Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – идейное политическое течение, признающее положение о том, что индивидуальные гражданские, политические, экономические свободы человека являются правовым базисом общества. Либерализм возник относительно недавно в учении английского мыслителя XVII в. Джона Локка (1632–1704), и с тех пор вырос в ведущее политическое и философское течение, выражающее требование социальной свободы человека. Либерализм разросся достаточно обширно и приобрел формы, выражающие порой явно противоречащие друг другу идеи и требования. Виды либерализма 1. В зависимости от временного фактора различают классический либерализм и современный либерализм. Классический либерализм – это либерализм, сложившийся в XVII–XIX вв. в учениях Джона Локка, Адама Смита (1723–1809), Давида Рикардо (1772–1823), Джона Стюарта Милля (1773–1836) и др. Главная аксиома классического либерализма – мысль об обязанности государства защищать права и свободы физических и юридических лиц. Классический либерализм утверждает идеалы свободы рынка (кроме Милля), свободы личности, свободы вероисповедания (кроме Локка), свободы слова, свободы прессы, свободы собраний, верховенства права и ограничения власти государства. Современный либерализм – это либерализм XX и XXI вв. Современный либерализм противостоит этатистским концепциям, признающим приоритет государственных и общественных интересов над индивидуальными свободами граждан, и консерватизму[8], отрицающему равенство прав и равенство перед законом. Представители современного либерализма – Джон Дьюи, Исайя Берлин, Джон Ролза и др. Наиболее характерной идеей современного либерализма является идея о том, что индивидуальные права и свободы образуют неотъемлемую часть справедливой структуры общества. Государство призвано поддерживать справедливую структуру общества, а не навязывать своим гражданам некий, якобы предпочтительный образ жизни или некую систему ценностей. 2. В зависимости от целей выделяют индивидуалистический, негативный либерализм и социальный, позитивный либерализм. Индивидуалистический, негативный либерализм выступает за идеал негативных прав или негативной «свободы от». Негативные права – это права на защиту от вмешательства других (политического, экономического, церковного и т.д.). Аксиому негативной свободы сформулировал современный либеральный философ И. Берлин: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие». Гарантировать свободу слова государство должно не потому, что свободные политические дискуссии способствуют общему благополучию, а в силу того, что свобода слова позволяет гражданам выбирать свои цели и выражать свои взгляды. Государство не должно отдавать предпочтения ни одной из индивидуальных позиций и действовать в согласии с базисными либеральными принципами свободы, равенства и справедливости. Социальный, позитивный либерализм (социал-либерализм) учитывает необходимость обеспечения позитивных прав и свобод или «свобод для», т.е. прав на образование, медицинское обеспечение и др. Социальный либерализм утверждает равенство стартовых возможностей, различные социальные гарантии и предполагает вмешательство государства в экономику. Представительство основных либеральных учений отражено в следующей таблице. Таблица
И негативный, и позитивный либерализм могут обернуться крайностью, превращаясь либо в анархию с последущим тоталитаризмом, либо в тоталитарный, по существу, социализм. Таким образом, либералы должны придерживаться срединного пути, защищая как индивидуальные, так и общие интересы. Либерализм сегодня является неоднородным течением философской и политической мысли. Теории, принципы и партии, охватываемые современным либерализмом, могут различаться друг от друга, так же как и члены широко разросшейся семьи (Дж. Уолдрон). Либерализм сложно идентифицировать, так он тесно связан с другими течениями социально-философской и политической мысли. Дж. Уолдрон отмечает, что социализм можно рассматривать как семью, отпочковавшуюся от либерализма, а «умеренный либерализм постепенно переходит в консерватизм» [8, 109]. Необходимо также отметить, что в нашу эпоху постмодерна и симулякров (Бодрийяр) люди, называющие себя либералами, могут быть нелиберальными; а люди, называющие себя коммунистами или как-нибудь иначе, могут вести себя либерально. Поэтому важно определить общее идейное ядро либерализма.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |