Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика и проблема свободы




Этика – это учение о морали и нравственности.

Понятия «мораль» и «нравственность» иногда отождествляются, а иногда различаются. Философы, отождествляющие понятия «этика» и «мораль», полагают, что нет никакой общечеловеческой нравственности. Философы, различающие эти понятия, полагают, что мораль может быть у каждого человека или группы своя, а нравственность – одна для всех.

Мораль (от лат. moralis – касающийся нравов) – это один из основных способов нормативной регуляции действий человека, совокупность норм, принятых человеком под влиянием воспитания, сообщества, учения.

Нравственность (от русского слова нрав – характер) – это характеристика, относящаяся к личности или к поведению человека, определяющая намерение индивида непричинения вреда другим и, по возможности, сотворения блага.

Все мы различны по своему моральному и нравственному развитию. Одни совершенно пренебрегают моралью и нравственностью, другие стараются строго придерживаться норм морали и пренебрегают нравственностью, третьи пренебрегают моралью и держатся за нравственность и т.д.

Американский психолог Лоуренс Кольберг предложил достаточно конструктивную с точки зрения этики классификацию уровней морального развития субъекта.

Уровни и ступени морального обучения (по Кольбергу)[5]

Уровень А. Доконвенционалъный

Ступень 1. Ступень наказаний и повиновения.

Содержание: правильным признается буквальное повиновение правилам и авторитету, избежание наказания и непричинение физического вреда.

Ступень 2. Ступень следования индивидуальным инструментальным целям и целям обмена.

Содержание: правильно следовать правилам, когда этого требуют чьи-либо непосредственные интересы. Правильно идти навстречу собственным интересам и потребностям и позволять другим делать то же самое. Правильно также то, что совершается честно, т.е. равный обмен, справедливая сделка или соглашение.

Уровень В. Конвенциональный

Ступень 3. Ступень взаимных межличностных ожиданий, связей и согласия.

Содержание: правильным признается исполнение роли хорошего (обходительного) человека, забота о других и об их чувствах, преданность и доверие к партнерам, а также наличие мотивов для следования правилам и ожиданиям.

Ступень 4. Ступень социальной системы и ее сознательного поддержания.

Содержание: правильным признается исполнение своих общественных обязанностей, охранение общественного порядка и поддержание благосостояния общества в целом или отдельной группы.

Уровень С. Постконвенциональный (принципиальный)

Ступень 5. Ступень первоочередных прав и общественного договора или пользы для общества.

Содержание: правильно охранять базисные права, ценности и законные договоренности, принятые в обществе, даже если они противоречат конкретным правилам и законам какой-либо группы.

Ступень 6. Ступень универсальных этических принципов.

Содержание: эта ступень руководствуется универсальными этическими принципами, которым должен следовать весь человеческий род. Если законы попирают эти принципы, люди поступают в соответствии с принципами. Принципы эти суть универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение достоинства отдельного человеческого существа как индивида [выд. Л.Г. ]. Они представляют собой не просто общепризнанные ценности, но и всеобщие принципы, используемые при принятии частных решений.

Классификация Кольберга показывает различие моральных уровней людей, необходимость дифференцированного подхода в этике (т.е. учета индивидуальных моральных особенностей человека), а также вектор направления этического развития человека. Между тем многие этические учения не учитывают индивидуальных моральных особенностей людей. Этой проблемой страдает одно из основных направлений этики – э тический абсолютизм (Сократ, киники, стоики, средневековая теология, Кант и др.), провозглашающий, что соблюдение норм нравственности превыше всего, превыше жизни. Противоположная концепция – э тический антинормативизм (софисты, Секст Эмпирик, Ницше и др.) – также страдает абсолютизмом, но с обратным приоритетом: здесь ценность жизни выше ценности нравственности: «человек есть мера всех вещей» (Протагор), «цель оправдывает средства» (Макиавелли), «для меня нет ничего выше меня» (Штирнер), «сохрани самого себя» (Ницше).

В современной этике господствует этический антинормативизм. Ницше утверждал, что мораль претендует на тотальность и поэтому может убить личностное начало в человеке. Антинормативизм Витгенштейна привел к тому, что многие усомнились в способности этики развивать добрые нравы, ее практически перестали изучать в учебных заведениях, и сегодня она представляет собой весьма проблемную область знаний.

Но этика все-таки нужна обществу и человеку. Еще Ш. Монтескье писал, что без внедрения добрых нравов демократия в обществе невозможна. И. Кант призывал государства заботиться о благополучии нравов. Человек, чтобы не превращаться в животное, должен вести себя нравственно. И поскольку этика абсолютизма и этика антинормативизма представляют собой крайности и по отдельности степени деструктивны, стоит выбрать срединный путь между ними.

Срединный путь в этикехолистическая этика

Срединный путь в этике – это путь признания ценности и нравственности, и жизни. Ценности нравственности и жизни нередко противоречат друг другу. Каким будет выбор в каждый конкретный момент, должен решать сам человек.

Холистическая этика – плод холистической мысли «все есть процесс» (принцип изменчивости), «все – в одном, одно – во всем» (принцип взаимозависимости), каждый обладает божественным уровнем сознания (принцип божественности индивидуального сознания). Принцип изменчивости склоняет нас в сторону признания антинормативизма в этике. Принцип взаимозависимости требует от нас соблюдения законов нравственности. Принцип божественности индивидуального сознания нацеливает человека на познание своего истинного Я и на развитие своей личности.

Холистическая этика учитывает индивидуальные особенности людей и предлагает цели двух уровней: базового и высшего.

Базовой целью холистической этики является достижение зрелости и цельности индивида. Цельность здесь означает гармоничное единство духовного, эмоционального, интеллектуального, физиологического аспектов личности. Единство сознания является источником творчества и любви. Зрелость характеризуется познанием человеком своего истинного Я, тесно связанного со всем универсумом. Зрелый индивид ответственен по отношению к себе, другим, обществу, человечеству.

Высшая цель холистической этики связана с порождением стремления к духовному освобождению, чтобы лучшим образом приносить пользу другим живым существам.

Холистическая этика опирается на развитие самосознания индивида (его разума, любви, радости и т.д.) посредством непосредственного общения, примера, диалога, дискуссий, музыки.

Еще Платон и особенно Аристотель связывали этику с социальными учениями. Согласно Аристотелю именно в социуме можно развить врожденные нравственные добродетели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.