Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтология и проблема свободы




Онтология (от греч. ontos – сущее, logos – зд. учение) – это раздел философии, посвященный учениям о бытии, т.е. о том, что «подлинно» (с точки зрения того или иного мыслителя) существует.

В онтологии различают три направления: материализм, идеализм и холизм. Последние два объединяются в одно направление – метафизика.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское направление, которое исходит из того, что: 1) мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания; 2) материя первична, никем не сотворена и существует вечно, а сознание – свойство высокоорганизованной материи; 3) мир и его закономерности вполне познаваемы.

Основы материализма сформулировали Демокрит, Ж.-О. Ламетри, Д. Дидро, П.А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс и др. Материалисты, как правило, критикуют религию, полагая, что она является продуктом фантазии больного воображения, следствием недостатка знаний и средством закрепощения людей. Материализм опирается на принцип причинности, признающий, что все в мире обусловлено своими причинами. Материализм Ламетри и Дидро был органистическим: материя ощущает. У Гольбаха возникает механистический материализм, отрицающий целесообразность мира и чувствительность неживой материи. Материалистическая онтология есть лишь философское обобщение научной картины мира. Классический механицизм (Декарт) отождествлял жизнь со сложными механизмами. Материализм XIX – первой половины ХХ в. определял жизнь как «способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь» (Энгельс). Сегодня одним из самых удачных материалистических определений жизни считают определение Б.М. Медникова. Он называет жизнью активное, идущее с затратой энергии поддержание и воспроизведение специфических структур, обладающих следующими свойствами: наличие генотипа и фенотипа; репликация генетических программ матричным способом; неизбежность ошибок на микроуровне при репликации, приводящих к мутациям; многократное усиление этих изменений в ходе формирования фенотипа и их селекция со стороны факторов внешней среды.

Метафизика (от греч. Meta ta physika – «После физики», название сочинений Аристотеля о первых основаниях бытия) – это философское направление, в котором исследуется умопостигаемая, сверхчувственная реальность, лежащая в основе чувственно воспринимаемого мира.

Метафизика бывает нецелостной (идеализм) и целостной (холизм).

Идеализм (от греч. idea – идея) – это онтологическое направление, утверждающее первичность идеального начала перед материальным. Наиболее ярко идеализм представлен в учениях Платона и Гегеля. Идеализм придерживается иерархических представлений о мире и людях. Подобно тому как в мире есть низшие и высшие уровни бытия, среди людей есть низшие и высшие. Идеалистическая метафизика, как правило, утверждает предопределение человека и отношений между людьми свыше и тем самым отрицает свободу. Главной опорой в объяснении мира для идеализма является телеологизм, усматривающий во всех вещах и процессах некое предназначение, цель. Идеалистический телеологизм часто представляет собой религиозную форму детерминизма.

Холизм [2] (от греч. holos – весь, целый) – это направление в онтологии, утверждающее процессуальность и взаимозависимость всего сущего. Холизм – это срединное направление между материализмом и идеализмом. Холизм представляет мир как поток взаимозависимых материи (вещества, энергии) и сознания (идеального), холизм не абсолютизирует ни материальное, ни идеальное. Холизм опирается и на принцип причинности, и на телеологизм.

Древние китайцы подарили миру символ, наиболее ярко выражающий холистический подход, – инь-ян. Инь порождает ян, ян порождает инь. Инь растет – ян уменьшается. Ян растет – инь уменьшается. Черное – в белом; белое – в черном; противополож-   Инь-ян

ности дополняют друг друга. Это означает, что сугубо односторонние подходы ошибочны и более правильно придерживаться срединного пути в жизни и в наших представлениях о мире: в онтологии, гносеологии, социальной философии, этике, религии, философии образования и т.д. Символ инь-ян – символ гибкости: можно отклоняться от жесткой середины в ту или иную сторону в зависимости от ситуации. Следует отметить, что позиция новичка (позиция открытости), у которого весь рост впереди, предпочтительней позиции завершенной зрелости, у которой впереди только смерть.

Холизм ведет к признанию следующих принципов.

1. Принцип равноценности. «Каждая часть целого равноценна всему целому», иными словами: «Все в одном и одно во всем». Принцип равноценности отрицает однозначный приоритет общего по сравнению с единичным.

2. Принцип несубстанциональности. Все три проявления мира (вещество, энергия, сознание) не существуют по отдельности, а только взаимозависимо. Нет никакой независимой субстанции.

3. Принцип относительности. В мире не должно быть никаких заведомо установленных и вечных приоритетов, в нем не должно быть никакого абсолютизма и догматизма.

4. Принцип духовности. Целостная метафизика признает, что в сознании наряду с эго-уровнем есть еще и глубинный, духовный уровень сознания. Эго-уровень сознания диктует нам индивидуалистическое, заботящееся лишь о себе поведение. Духовный уровень сознания, связанный с другими людьми, со всеми живыми существами, с Логосом, с Богом и со всем универсумом, пробивается к нам через совесть и интуицию, призывает к заботе о других, диктует принцип нравственности и равностного отношения к другим: «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Благодаря духовному уровню сознания человек может быть духовно свободным и самостоятельно выбирать приоритеты в каждой отдельной ситуации. Надо только развить этот духовный уровень сознания.

Из холистической онтологии несубстанциональности и взаимозависимости следует важный в методологическом плане тезис об отсутствии независимого субстанционального существования Я. Этот тезис применяется для устранения болезненной центрированности человека на своем эго-уровне сознания. Центрирование человека на себе ограничивает его, а значит, делает менее свободным. Глубокое постижение взаимозависимости Я ведет к расширению сознания: человек все больше связывает свое счастье со счастьем других. Человек получает удовольствие от добродетели, становится духовно устойчивым и сильным, а значит, более свободным.

Если западный идеализм возник из западного религиозного сознания, то западный холизм – плод либо западной мистики, либо синтеза восточных мировоззрений и современной физики. В значительной степени холистическими можно назвать учения Гераклита и стоиков, утверждавших, что мир есть процесс, противоположности переходят друг в друга, и каждому человеку присущ проблеск божественного сознания – Логоса. Холистична христианская мистика (М. Экхарт). В наши дни холизм звучит в учении о творческой эволюции А. Бергсона, в трансперсональной психологии С. Грофа и К. Уилбера, в концепции голографической Вселенной Д. Бома, К. Прибрама и М. Талбота. Целостные представления о человеке постепенно проникают в современную западную ментальность. Например, американский медик Б. Липтон пишет: «До сих пор я без малого десятилетия вбивал в умы студентов-медиков Главную Догму биологии: жизнью управляют гены… Как я понял впоследствии, мое новое понимание природы жизни… позволило заложить научный теоретический фундамент комплементарных[3] методов исцеления, черпающих силу в духовной мудрости древних и современных религий» [6, 8-9]. Современная западная научная антропологическая парадигма исключает восточные представления о ци – энергии, карме и т.д., но некоторые философы науки, например как П. Фейерабенд, признают восточные, холистические методы терапии [п. 9.5.2].

Важным методом при построении онтологических картин мира (идеализма, материализма и холизма), а также в изложении философии свободы является диалектический подход.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) это учение о законах становления и развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления.

Диалектика утверждает, что развитие мира является результатом взаимодействия или борьбы противоположностей. Среди противоположностей, лежащих в основе явлений мира, мы сегодня могли бы назвать такие как, порядок и хаос, идеальное и материальное, добро и зло, война и мир, мужское и женское, плюс и минус и т.п.

Первым западным диалектиком был Гераклит, воззрения которого близки холизму. Идеалистическая диалектика разрабатывалась Г. Гегелем, а материалистическая – К. Марксом и Ф. Энгельсом. И Гегель, и Маркс, хотя и утверждали свободу человека, в итоге пришли к концепциям человека как полностью обусловленного существа. В гегельянстве человек предстает пешкой в руках Абсолютного духа, а в марксизме – продуктом социальных отношений. Получается, что идеалисты и материалисты абсолютизируют внешнюю реальность и отрицают значение внутренней. Более последовательно, чем в идеализме и материализме, диалектика звучит в холизме. Если идеалисты абсолютизируют нечто духовное, а материалисты сводят все к чувственно воспринимаемой материи, то холисты предстают более последовательными диалектиками. Они признают в человеке два начала: и духовное, и материальное. Таким образом, диалектический подход в холизме позволяет избегать крайностей и является методологической основой философии свободы.

Следует упомянуть еще о двух дискуссионных онтологических представлениях, имеющих отношение к проблеме свободы человека. Это витализм и механицизм. Витализм предполагает существование причины движения внутри тел, а механицизм – только вовне.

Более древним из этих двух представлений является витализм.

Витализм (от лат. vitalis – жизненный, животворный, живой) это онтологическое и биологическое представление, признающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. Истоки западного витализма лежат в древнем анимизме и античном гилозоизме.

Анимизм (от лат. anima – душа) – это представление об одушевленности всех тел природы.

Гилозоизм (от греч. hyle – вещество, материя; zoe – жизнь) – философское учение об универсальной одушевленности материи (термин был впервые введен в XVII в.).

В средние века материя считалась косной, неспособной к саморазвитию, и все благо и вся жизнь считались произошедшими благодаря чудесному творению Бога, и витализм, приписывающий особую жизненную силу организмам, был не востребован. Небольшой период расцвета гилозоизма произошел в эпоху Возрождения, когда была востребована философия, утверждающая творческую природу человека.

В Новое время была осознана возможность и необходимость рационального научного познания действительности. Все в мире виделось в качестве простых механических тел и их движений.

М еханицизм – это онтологическое представление о мире и его составных частях как механизмах.

Возникший в учениях Р. Декарта, И. Ньютона, П.С. Лапласа механицизм открыл дорогу научным исследованиям в области не только неживой природы, но и живой, и предстал научной формой детерминизма. В 1809 г. вновь заявил о себе витализм в учении Ж.Б. Ламарка, признавшего важным фактором эволюции внутренние источники развития организмов. Но 50 лет спустя, в 1859 г., появляется теория естественного отбора Ч.Р. Дарвина, утверждающая, что движущими факторами эволюции являются случайно возникающая изменчивость, наследственность и естественный отбор. Концепция естественного отбора способствовала установлению господства механицизма и вызвала недоверие виталистской концепции способности к самосовершенствованию. В ХХ в. витализм возродился в учении французского философа А. Бергсона, противопоставившего свое понятие жизненный порыв представлениям о физико-химической обусловленности жизни.

Итак, следует признать, что нет и, пожалуй, никогда не будет единой онтологической картины мира. Онтологическая неопределенность является важным фактором человеческой свободы. Каждый свободен в выборе своей картины мира. Важно только понимать, что от выбора этой картины мира зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих нас людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.