КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Соловьев
РИБЛИОТЕКА ji О УНИВЕРСИТЕТА ББК 74.20 Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В., Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005 Оформление: Издательский центр «МарТ», Любовь бесконечно важна, потому что она переносит наши жизненные интересы с мыслей о себе самом на заботу о ближнем, она меняет центр личной жизни человека. Мы живем в уникальное время — на этапе серьезных социальных потрясений в России, на грани второго и третьего тысячелетий. Но граница эпох — это не «пересадка из старого поезда в новый». С уходом XX века человечество завершило технократическое развитие и теперь переходит к этапу гуманитарной культуры, потому что на грани веков необходимы изменения в нас самих. Переход от логики силы и страха к логике разума и любви — стратегия XXI века. Не случайно ведь первое десятилетие XXI века Организацией Объединенных Наций объявлено Десятилетием культуры мира и ненасилия. Ключевые элементы культуры мира — мир, демократия, права человека, толерантность. Все они пронизаны мыслью о человеке, ведь в период смены тысячелетий актуализировалась ценность под названием «Человек». Любой учебник истории подробно рассказывает о войнах и революциях, но мало повествует об изменениях в мировоззрении общества, о его духовном росте. Отсюда видно, что школа должна радикально изменить свою суть и свой образ, иначе она может оказаться невостребованной. Новая функция школы XXI века определяется местом знания в современных и будущих технологических переменах в обществе и его экономике. Из ведомого учреждения школа превратится в ведущее. Уже сейчас формируется индустрия знаний, открытая всем возрастам работающих и безработных. Считается, что ни одно открытие в человеческой истории не оказало такого влияния на человека, как открытие чипа, имеющего функции интеллекта. В новых меняющихся условиях в эпоху информатики человеческое знание становится ключевым ресурсом, а школа — одним из ведущих учреждений, в котором создаются и обновляются знания. В высокоразвитых странах подчеркивают, что кадры становятся формой капитала. Качество кадров определяет третью техническую революцию. Центр тяжести перемещается с материальных на информационные ценности. Наша стратегия образования должна быть согласована с новыми функциями школы, которая должна стать источником знаний и ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ творческой активности, научиться быстро освобождаться от ненужного содержания, учить детей самостоятельно решать возникающие проблемы, а не заниматься нагромождением бесполезных знаний. Центр тяжести новой школы — развитие способностей ученика, который должен получить знания, помогающие принятию решений и выживанию в экстремальных ситуациях. Знания, приобретаемые в школе, должны быть практикоориентированными. Образовательная система должна постоянно развиваться. Школа, в которой ничего не происходит, — плохая школа. Когда бедна школа, бедно и общество. Школа должна готовить к жизни, а не только к работе, развивать творческую инициативу личности, ее любознательность, заинтересованность в духовных, а не только в материальных ценностях. Человек богат прежде всего своими духовными, социальными потребностями, степенью «вхождения» в культуру. Возвышение Человека есть главное в культуре. Культура — это концентрация всего нравственного в человеке, поэтому к ней следует относиться весьма бережно. Культура не зависит от жизнеспособности правительства и поэтому никогда не погибнет. Культура — внеполи-тическая категория; она обсуждает и изучает только вечные проблемы бытия и должна находиться выше всех законов. В концепции воспитания, разработанной академиком РАО Е.В. Бондаревской, четко определен образ выпускника школы — человека культуры: свободная духовная, гуманная, творческая, адаптивная личность. Заметьте, прежде всего — свободная. Реализуя идеи гуманистической педагогики и работая в русле гуманистической (феноменологической) парадигмы образования, школа должна формировать в детях этническую, расовую, конфессиональную, культурную толерантность. Только в этом случае наше поколение может быть спокойно за судьбу многонациональной России, за судьбу Родины. Учитель постоянно должен помнить, что главная ценность педагогической культуры — ребенок. Без детей существование школы как социального института теряет смысл. Все мы — дети. Если вам хоть иногда хочется съесть что-нибудь вкусненькое, вы все еще ребенок. Если вам приятны подарки к праздникам — вы ребенок. Если вы ищете сочувствия и поддержки у друзей в трудную минуту — вы все еще ребенок. Если вам приятно прикосновение чьей-то руки — вы еще ребенок. Взрослый ребенок. Ребенок школьного возраста хрупок и беззащитен. Если вы не знаете, сыты ли ученики, сидящие на уроке, — вы плохой учитель. Если вы не знаете, какие взаимоотношения сложились у школьника с отцом и матерью, — вы плохой учитель. Если вы не знаете,
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |