Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Мощности науки, в которой они используются, а каждый такой прин­цип представляет теоретическое знание




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

мощности науки, в которой они используются, а каждый такой прин­цип представляет теоретическое знание, играющее роль метода.

Методология педагогики — это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, т.е. о познании. Она включает:

- учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

- исходные, ключевые, фундаментальные, философские, обще­научные и педагогические положения (теории, гипотезы, кон­цепции), имеющие методологический смысл;

- учение о методах педагогического познания (методология в

узком смысле этого слова). Короче говоря, методология образования — это:

- философия образования;

- его идеология (например, идеология гуманизма);

- гносеология, т.е. теория познания.

Современная российская образовательная система находится в состоянии глубокого кризиса, но активно пытается выбраться из создавшегося положения. Образование не удовлетворяет потребнос­ти общества и личности.

Его кризис — двусторонний:

- кризис институтов образования;

- личностный кризис в образовании, который долгие годы мно­гие не хотели замечать.

Кризис институтов образования объясняется слабой экономикой страны, осуществляющей финансирование школ и вузов по «остаточ­ному принципу», низким уровнем подготовки кадров и методологи­ей (содержательный кризис, побуждающий менять содержание обра­зования). Лучшие кадры - те педагоги, для которых учительская деятельность является смыслообразующим началом в жизни, несмотря на нищенскую зарплату. Но много ли таких в нашем обществе? Со­держание же образования надо менять, так как общество развивает­ся и необходимо учитывать динамику жизни. В высшей школе пре­подают науки, в школе — основы наук. А знания, преподносимые студентам в вузе, нередко находятся на уровне классической науки конца XIX в. То есть ядро знаний является устаревшим, не соответ­ствует действительной картине мира. Содержание образования надо менять и потому, что меняются ценностные ориентации в обществе.

Основными вопросами реформирования школы всегда были:

- демократизация образования (всегда хотели создать общедос­тупную гуманизированную, обращенную к личности ребенка школу);

- модернизация школы (обновление содержания образования и укрепление его связей с наукой);16

• укрепление связей школы с практикой, с жизнью;

• политехнизация, связь с трудом (а результатом обычно была технократизация школы);

• создание русской национальной школы;

• повышение воспитательных функций школы. Все это очень глобально, и ни одна из реформ не оказалась спо­собной решить эти проблемы. Все реформы провалились. Почему? Каковы уроки школьных реформ?

• Несоответствие между высшей и средней школой.

• Главная причина была в том, что субъектом педагогической деятельности являлся учитель; реформы же задумывались не учителем, а без достаточного обоснования спускались сверху. Реформы осуществлялись по принципу «ты это должен сде­лать», а не «ты это можешь сделать».

• Не было должного концептуального обоснования, реформы осуществлялись директивно.

В советское время многие талантливые педагоги из школы были изгнаны, а пришедшие на смену им выпускники рабфаков не тво­рили, а просили вышестоящие органы о тиражировании методичес­ких указаний. Так родились авторитарные отношения не только между Наркомпросом и учительством, но и между педагогами и учащимися, и между педагогами внутри учительского коллектива.

В мировой педагогической литературе иначе объясняют причи­ны неудач реформ. Там тоже отмечают отсутствие концепции раз­вития образовательных систем, но называются еще две причины:

• игнорирование в реформах воспитательной проблематики;

• несостоятельность установки на технические средства обуче­ния как главное в школе (практика показывает, что наличие ТСО и компьютеров существенного влияния на качество зна­ний не оказывает; например, в 1992 г. было проведено тести­рование учащихся 18 стран, оказалось, что российские школь­ники по знанию математики — на 4-м месте, по естественным наукам — на 5-м, а американские школьники — на 9-м, хотя техническая оснащенность их школ намного выше, чем рос­сийских).

Критические оценки реформы российской школы на Западе на­много сильнее. Там отмечается дефицит радости в школе, автори­тарность воспитания, принудительный характер обучения. Обще­ство, не имеющее ценностных ориентации, имеет и шаткую систему воспитания. Так считается на Западе. У нас есть концепция пассив­ного человека, а отсюда и авторитаризм школы. Иными словами, причины некачественного образования — методологические.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.