Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Т. 2. 2. Эзотерическая парадигма




Т.2.2. Эзотерическая парадигма

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Парадигма в педагогике может рассматриваться в более частном смысле, который помогает конкретизировать достаточно общие по­нятия. В качестве парадигм традиционной педагогики И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов рассматривают следующие:

• формирующее воспитание, согласно которому ученики целе­направленно усваивают социально заданные и идеологически ориентированные качества;

• ученик — объект педагогических воздействий, а учитель — исполнительный субъект с ограниченной инициативой в рам­ках директивных указаний управленческих органов;

• функциональное взаимодействие в педагогическом процес­се, когда каждому из его участников предписываются опре­деленные ролевые обязанности, отход от которых рассмат­ривается как нарушение нормативных основ поведения и де­ятельности;

• внешняя обусловленность поведения и деятельности воспи­танника, которая становится основным показателем его дис­циплинированности, исполнительности и которая приводит к игнорированию внутреннего мира личности при осуществле­нии педагогического воздействия;

• прямой (императивный) стиль управления деятельностью уча­щегося, для которого характерны монологизированное воз­действие, пресечение инициативы, творчества воспитанников;

• стандартизация образовательного процесса, при котором со­держание и технология обучения ориентированы преимуще­ственно на возможности среднего ученика.

Традиционное педагогическое мышление пользуется набором этих и других парадигм в качестве незыблемой основы педагогической деятельности. В основе концепции личностно ориентированного об­разования, особенно популяризируемой Ростовским педагогическим университетом, заложен набор парадигм, отличающихся своей гу­манистической ориентацией, т.е. направленностью на не наносящие вреда личности педагогические действия, а также своей вариатив­ностью, подверженностью творческому переосмыслению. В связи с этим научная функция педагогики выступает в качестве предписа­ния и регулятора, имеющего доказуемую основу и определяющего развитие педагогической практики с позиций признания ценности человеческой личности.

Это самая древняя образовательная парадигма на нашей планете. Дословно в переводе в греческого «эзотерический» означает тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (в ре-28

лигию, мистику, магию). Суть ее состоит в отношении к Истине как вечной и неизменной. Истину нельзя познать, утверждают сторонни­ки этой парадигмы, к ней можно приобщиться в состоянии озарения. Высший смысл педагогической деятельности состоит в освобожде­нии и развитии природных сил ученика для общения с Космосом, для выхода в сверхсознание, при этом особенно важна охранитель­ная функция Учителя, осуществляющего нравственную, физическую, психическую подготовку и развитие сущностных сил ученика.

Педагог, живущий в эзотерическом измерении, — это, собствен­но, уже и не педагог, в смысле «раб, ведущий ребенка», а подлин­ный Учитель. Он исходит из того, что Истина неизменна и вечна (Бхагаван Шри Раджниш. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 11). Учение — путь, ведущий к Истине, которой нельзя научить, к ней можно лишь приобщиться. Отсюда педагогический процесс — это не сообщение, как в научно-технократической парадигме, не общение, как в гуманитарной, но приобщение к Истине, в резуль­тате которого рождается понимание того, что «осознание — сила». Причем происходит это, по определению Н.К. Рериха, через «удар просветительный». В эзотерической парадигме сам человек стано­вится основным органом информационного взаимодействия со Все­ленной.

Такая логика работы с учеником не предполагает динамики на­учных представлений или отвлеченных знаний. Здесь доминирует динамика опыта, состояний, переживаний. Поскольку истина уже существует и она неизменна, ее не нужно доказывать, к ней можно лишь «прорваться» через откровение, в состоянии, определяемом по-разному: просветление, «эврика», выход в сверхсознание, инсайт. В традициях эзотерической парадигмы идет работа по изменению «человеческого качества», извлечению природной сущности из-под покрова личности, сформированной с помощью социальных меха­низмов.

Предусматривается полное добровольное подчинение Наставни­ку. В эзотерической подготовке обязателен этап послушничества, во время которого в полном молчании ученик обязан лишь старать­ся понять, не задавая вопросов, беспрекословно выполнять все ука­зания Учителя.

В эзотерической парадигме происходит «исчезновение» оценоч­ного аспекта в привычном для педагога понимании, поскольку ис­чезает объект оценки — личность. Растворяясь в других, она стано­вится частью единого целого.

Эзотерическая парадигма была известна древним цивилизациям Египта, Вавилона, Индии, Америки. На ней была основана школа Пифагора. Тибетские ламы, православные святые, старцы, носите-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.