КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие основы педагогики. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма
Гуманистическая (феноменологическая) парадигма Намного раньше технократической и бихевиористической начала складываться гуманистическая парадигма. Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро — гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность — вот что в основе этой модели образования, а не субъект-объектные отношения (как у других моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества. Категория развития ученика. Что такое — развитие? Изменение качественного состояния, появление новых способностей. В об- разовании прежде всего должна идти речь об интеллектуальном развитии. Развитие — переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач. По мнению известного психолога Л.С. Выготского, развитие определяется той мерой помощи, которую надо оказать ребенку в его обучении. Согласно Л.С. Выготскому: зона актуального развития — те знания, умения и навыки, которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно; зона ближайшего развития — те знания, умения и навыки, которыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего). Различают развитие: - общее (универсальных способностей, в том числе физических); - специальное (связанное со способностями, одаренностью); - культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре). Высший уровень развития — саморазвитие. Основной способ структурирования знания — культурологический подход к образованию. Он основан на интеграции учебных дисциплин, создании целостного образа эпохи, культуры, на понимании соотношения культуры и цивилизации, понимании каждой области знаний в формировании культуры и т.д.
Нам не хватает психологов, социологов, учителей начальных классов и других специалистов. Так что мы не приступили еще к гуманитаризации образования. На международном семинаре «Права человека» в Азове в ноябре 1993 г. шел разговор о преподавании курса «Человек и общество» в школе. Профессора из Италии и Англии говорили, что его надо вводить во всех школах и вузах, чтобы реализовать 3-ю парадигму. Предмет этот надо изучать непрерывно: • начальные школы — беседы о правах человека; • подростки — преподавание «Граждановедения»; • старшие школьники — «Права человека и основы демократии». Западные ученые считают, что школа должна быть моделью правового общества, что трудно реализовать в авторитарной постсоветской школе. В условиях реализации гуманистической парадигмы образования главное — нахождение каждым человеком истины, т.е. путь познания. Девиз этой парадигмы цо внутреннему смыслу: «Познание — это сила!». Педагогический процесс строится по принципу диалога или полилога и богат импровизацией. Здесь не существует38
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |