Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие основы педагогики. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма




Гуманистическая (феноменологическая) парадигма

Намного раньше технократической и бихевиористической нача­ла складываться гуманистическая парадигма. Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро — гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п.

Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество уче­ника, жизнетворчество, субъективность — вот что в основе этой модели образования, а не субъект-объектные отношения (как у дру­гих моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества.

Категория развития ученика. Что такое — развитие? Измене­ние качественного состояния, появление новых способностей. В об-

разовании прежде всего должна идти речь об интеллектуальном развитии.

Развитие — переход учащихся на более высокую ступень актив­ности и самостоятельности в решении поставленных задач.

По мнению известного психолога Л.С. Выготского, развитие оп­ределяется той мерой помощи, которую надо оказать ребенку в его обучении.

Согласно Л.С. Выготскому:

зона актуального развития — те знания, умения и навыки, ко­торыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно;

зона ближайшего развития — те знания, умения и навыки, ко­торыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего).

Различают развитие:

- общее (универсальных способностей, в том числе физических);

- специальное (связанное со способностями, одаренностью);

- культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре).

Высший уровень развития — саморазвитие.

Основной способ структурирования знания — культурологичес­кий подход к образованию. Он основан на интеграции учебных дис­циплин, создании целостного образа эпохи, культуры, на понима­нии соотношения культуры и цивилизации, понимании каждой об­ласти знаний в формировании культуры и т.д.

Нам не хватает психологов, социологов, учителей начальных клас­сов и других специалистов. Так что мы не приступили еще к гума­нитаризации образования.

На международном семинаре «Права человека» в Азове в ноябре 1993 г. шел разговор о преподавании курса «Человек и общество» в школе. Профессора из Италии и Англии говорили, что его надо вводить во всех школах и вузах, чтобы реализовать 3-ю парадигму. Предмет этот надо изучать непрерывно:

• начальные школы — беседы о правах человека;

• подростки — преподавание «Граждановедения»;

• старшие школьники — «Права человека и основы демокра­тии».

Западные ученые считают, что школа должна быть моделью пра­вового общества, что трудно реализовать в авторитарной постсовет­ской школе.

В условиях реализации гуманистической парадигмы образова­ния главное — нахождение каждым человеком истины, т.е. путь познания. Девиз этой парадигмы цо внутреннему смыслу: «Позна­ние — это сила!». Педагогический процесс строится по принципу диалога или полилога и богат импровизацией. Здесь не существует38




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.