Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Образовательная среда




I.3.I. История вопроса

Образовательная среда

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Считается, что эта парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка, пока мы не усвоим главные ценности русской гуманистической философии конца

XIX — начала XX вв. и демократического общества. По всей веро­ятности, рано или поздно мы возвратимся к знаниевой парадигме, обеспечивающей высокий интеллектуальный потенциал выпускни­ков школ. Но известна истина: нет ничего более постоянного, чем временное! И, судя по всему, гуманистическая парадигма будет у нас востребована еще не одно десятилетие.

«Студент, настроение которого в большинстве создается обстановкой на каждом шагу, там, где он учится, должен видеть перед собою только высокое, сильное и изящное... Храни его Бог от тощих деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых рваной клеенкой».

А.П. Чехов, «Скучная история»

Значение среды в воспитании человека осознавали многие — К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, Лесгафт, В.Н. Соро-ка-Росиновский и другие. Идея воспитания средой была реализова­на в опыте немецких, так называемых «соседских», интегрирован­ных школ (Нигермайер, Циммер), французской «параллельной шко­лы» (Бло, Порше, Ферра), американских «школ без стен» (Уолтер, Уотсон, Хоскен), школы «экосистемы» (Гудленд). В первой трети

XX века идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогике среды (А.Г. Калашников, Н.В. Крупени-на, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин) и в практике социального воспита­ния. Некоторые представители педагогики отождествляли саму сре­ду с воспитанием в ней и превращали ее в центральное понятие. «Воспитывает не сам воспитатель, а среда», — писал А.С. Мака­ренко. Лишь к концу 30-х годов прошлого столетия появилась формула «Среда — наследственность — воспитание» (Костюк, Шмалъгаузен).

В это же время цель в соответствии с установками «социалисти­ческого воспитания» связывалась с известным типом личности. Сред­ством реализации цели мыслилась широкая социальная среда, а ее организатором — педагог. СчиталоЪь возможным и нужным изме­нять среду в воспитательных целях. Использовать ее воспитатель­ный потенциал значило организовывать различные экскурсии, на-40

блюдения, проводить исследования с помощью метода проектов, бригадно-лабораторного метода, вовлекать детей в политические кампании, в общественно полезный труд. Среда рассматривалась в качестве не только «главного рычага воспитания» в «большом педа­гогическом процессе» (В.Н. Шульгин), но и как условие изучения ребенка.

«Педагогика среды» располагала экспериментальными базами (Первая опытная станция Наркомпроса им. Лепешинского, руково­димая М.М. Пистраком и др.), научно-исследовательскими инсти­тутами, ставившими своей задачей «определение показателей и из­мерительных единиц среды».

В советской дидактике подчеркивалась зависимость обучения от характера конкретных общественных отношений, но реальный ха­рактер этой зависимости нередко умышленно искажался. Большое значение придавалось принципу связи обучения с практической жиз­нью общества (Н.К. Крупская, А.В, Луначарский, А.С. Макаренко). По Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» (1959) учебно-воспитатель­ный процесс подлежал перестройке на основе соединения с произво­дительным трудом.

Сначала 90-х годов основные направления педагогических ис­следований связаны с гуманизацией учебного процесса, с учетом интересов формирующейся личности и культурных потребностей отдельных народов и регионов России. Деятельность общеобразова­тельной школы и профессиональных учебных заведений направле­на как на изучение базового содержания образования (СО), так и на овладение дифференцированной части СО, отвечающей склоннос­тям, интересам и способностям учащихся. Жестко регламентиро­ванная, унифицированная постсоветская школа оказалась «за бор­том» не только процессов демократизации общества, но и развития технического прогресса.

Системные исследования 70-90 гг. XX века способствовали раз­витию теории среды. Вместе с усилением педагогического значения категории «взаимодействие» стала просматриваться зависимость вли­яния среды от образа жизни сообщества. Постепенно накаплива­лись знания о конкретных составляющих среды: предметно-простран­ственной, природной, эстетической, предметно-эстетической, архи­тектурной, внешкольной, микрорайонной и др.

С функциональной точки зрения среда определяется как то, сре­ди чего пребывает ребенок, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и «осредняет» личность. Диаг­ностирование, проектирование и продуцирование воспитательного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.