Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Стях граждан, психология (наука о душе человека), логика (наука о мышлении человека)




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

стях граждан, психология (наука о душе человека), логика (наука о мышлении человека). Вместо них в расписании появились техни­ческий и обслуживающий труд и начальная военная подготовка. Средняя школа была официально объявлена «трудовой политехни­ческой», хотя ее главная функция — формирование человека куль­туры. Отголоском той реформы является существующая в учебных планах современной школы «трудовая практика», превратившаяся повсеместно в трудовую повинность по уборке школьных помеще­ний и двора.

Несмотря на все недостатки, технократическая парадигма обес­печивает высокий уровень знаний учащихся. Именно в годы ее гос­подства наша страна первой в мире начала осваивать космическое пространство.

1.2.5. Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая] парадигма

В отличие от предыдущих, эта парадигма имеет в своей основе не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию — бихе­виоризм.

Бихевиоризм — это психологическая теория поведения, которая рассматривает его как реакцию человека на воздействие внешней среды:

СТИМУЛРЕАКЦИЯ

Бихевиористы меньше описывают внутренний мир, его состоя­ние, а больше — внешние стимулы.

i С этой теорией и связана рационалистическая модель школы. Модель рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей, школа — это образовательный ме­ханизм адаптации к среде.

Сторонники этой модели любят определение школы как фабри­ки, для которой сырье и результат обработки — это учащиеся. Они — готовый продукт для жизни.

Ведущий принцип образования — регулирование внешних усло­вий процесса и реакция на него учащихся, вырабатывающих и приоб­ретающих поведенческий репертуар (т.е. набор способов поведения).

Цель школы — сформировать у учащихся адаптивный «поведен­ческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требова­ниям и ожиданиям западной культуры. Причем термином «поведе­ние» обозначаются» все виды реакций, свойственных человеку», — его мысли, чувства и действия» (Р. Тайлер).

Эта парадигма рассматривает школу как путь усвоения знаний с Целью формирования оптимального поведения учащегося. Главный Девиз: «Школа — это фабрика, для которой учащиеся — "сырье"».

'- Педшог. нач. образов 34

Технократизм рассматриваемой парадигмы определяет необхо­димость формирования и детализации целей обучения таким обра­зом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и на­выками должен обладать ученик.

Американский психолог Б. Скиннер ввел понятие «социальная инженерия». Он раскрыл смысл поведения. Поведение — это все виды реакций, свойственных человеку, т.е. его

мысли 1

чувства г вот что такое поведение

де'йствия >

В соответствии с этим предлагается и структура обучения.

Все обучение сводится к формированию конкретных навыков и реакций:

• Как звонить по телефону?

• Как говорить с больной матерью?

• Как «выкрутиться» при незнании ответа на вопрос?

Это трудная, но интересная задача. Например, Б. Блум рекомен­дует по химии следующие интеллектуальные операции: знание, понимание, анализ, применение, синтез (всего 5 уровней-операций).

Любой раздел химии должен быть усвоен на одном или несколь­ких уровнях (операциях). Для этого надо иметь измеряемые едини­цы поведения. А развитие, а творчество ученика? Возникает про­блема шаблона и «натаскивания».

Отсюда, тем не менее, родилась концепция полного усвоения зна­ний. Одно из условий — неограниченность срока обучения.

Основные фазы (структура) обучения:

• планирование обучения на основе эталона в виде набора на­блюдаемых действий учащихся;

• диагностическая фаза: нужна предварительная диагностика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся;

• рецептурная: предусматривается программирование желаемых результатов обучения, определение условий и подбор форми­рующих воздействий;

• организационная: учащимся разъясняют, что они должны знать, т.е. цели обучения, и проводится практический тре­нинг;

• оценка результатов обучения и их сопоставление с первона­чально намеченным эталоном: опять таки проводится тести­рование.

Итак, тренинг, индивидуализация, диагностика и отсутствие же­сткого лимита времени — вот главные условия полного усвоения знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.