КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Стях граждан, психология (наука о душе человека), логика (наука о мышлении человека)
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ стях граждан, психология (наука о душе человека), логика (наука о мышлении человека). Вместо них в расписании появились технический и обслуживающий труд и начальная военная подготовка. Средняя школа была официально объявлена «трудовой политехнической», хотя ее главная функция — формирование человека культуры. Отголоском той реформы является существующая в учебных планах современной школы «трудовая практика», превратившаяся повсеместно в трудовую повинность по уборке школьных помещений и двора. Несмотря на все недостатки, технократическая парадигма обеспечивает высокий уровень знаний учащихся. Именно в годы ее господства наша страна первой в мире начала осваивать космическое пространство. 1.2.5. Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая] парадигма В отличие от предыдущих, эта парадигма имеет в своей основе не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию — бихевиоризм. Бихевиоризм — это психологическая теория поведения, которая рассматривает его как реакцию человека на воздействие внешней среды: СТИМУЛ — РЕАКЦИЯ Бихевиористы меньше описывают внутренний мир, его состояние, а больше — внешние стимулы. i С этой теорией и связана рационалистическая модель школы. Модель рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей, школа — это образовательный механизм адаптации к среде. Сторонники этой модели любят определение школы как фабрики, для которой сырье и результат обработки — это учащиеся. Они — готовый продукт для жизни. Ведущий принцип образования — регулирование внешних условий процесса и реакция на него учащихся, вырабатывающих и приобретающих поведенческий репертуар (т.е. набор способов поведения). Цель школы — сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Причем термином «поведение» обозначаются» все виды реакций, свойственных человеку», — его мысли, чувства и действия» (Р. Тайлер). Эта парадигма рассматривает школу как путь усвоения знаний с Целью формирования оптимального поведения учащегося. Главный Девиз: «Школа — это фабрика, для которой учащиеся — "сырье"». '- Педшог. нач. образов 34 Технократизм рассматриваемой парадигмы определяет необходимость формирования и детализации целей обучения таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик. Американский психолог Б. Скиннер ввел понятие «социальная инженерия». Он раскрыл смысл поведения. Поведение — это все виды реакций, свойственных человеку, т.е. его мысли 1 чувства г вот что такое поведение де'йствия > В соответствии с этим предлагается и структура обучения. Все обучение сводится к формированию конкретных навыков и реакций: • Как звонить по телефону? • Как говорить с больной матерью? • Как «выкрутиться» при незнании ответа на вопрос? Это трудная, но интересная задача. Например, Б. Блум рекомендует по химии следующие интеллектуальные операции: знание, понимание, анализ, применение, синтез (всего 5 уровней-операций). Любой раздел химии должен быть усвоен на одном или нескольких уровнях (операциях). Для этого надо иметь измеряемые единицы поведения. А развитие, а творчество ученика? Возникает проблема шаблона и «натаскивания». Отсюда, тем не менее, родилась концепция полного усвоения знаний. Одно из условий — неограниченность срока обучения. Основные фазы (структура) обучения: • планирование обучения на основе эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся; • диагностическая фаза: нужна предварительная диагностика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся; • рецептурная: предусматривается программирование желаемых результатов обучения, определение условий и подбор формирующих воздействий; • организационная: учащимся разъясняют, что они должны знать, т.е. цели обучения, и проводится практический тренинг; • оценка результатов обучения и их сопоставление с первоначально намеченным эталоном: опять таки проводится тестирование. Итак, тренинг, индивидуализация, диагностика и отсутствие жесткого лимита времени — вот главные условия полного усвоения знаний.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |