КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. • возвращение к основам (к общечеловеческим ценностям, к нравственности);
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ • возвращение к основам (к общечеловеческим ценностям, к нравственности); • возвращение к семье, к родителям (семья воспитывает, а школа помогает); • возвращение к индивидуальности ребенка. Наиболее актуальными проблемами реформирования российской системы образования являются следующие: • возвращение ей образованных человекообразующих и куль-туросозидательных функций; • усиление роли образования в процессах социализации и развития личности; • создание условий для адаптации учащихся к жизни (адаптация должна рассматриваться как гармония, а не приспособление; т.е. адаптивный значит гармонизированный); • социальная защита и поддержка человека системой образования. Все перечисленное определяет требования социального заказа, хотя и нечетко, но все-таки обрисованного в Национальной доктрине образования. Ведущая роль в выполнении этого заказа принадлежит учителю, в деятельности которого много значит Я-концепция: Я — хочу, Я — могу, Я — знаю, как это сделать. Здесь не присутствует «Я должен». Главное — «Я хочу» и «Я могу». Г.И. Батурина считает, что под методологией следует понимать систему знаний, определяющих пути и перспективы развития соответствующей области научного знания и способы повышения качества и эффективности науки. В структуру методологии входят: • методы и технологии организации научного поиска; • критерии качества и эффективности законченных научных исследований (новизна, концептуальность, достоверность, готовность результатов к внедрению в практику); • определение места конкретной науки в системе научного знания: выявление объективной области, определение предмета исследования, что позволяет выявить специфику рассматриваемой науки; способы определения проблем исследования, формулировки гипотез и достоверных результатов; ' • разработка исследовательских концепций, методологических принципов и ориентиров конкретных научных работ; • исследование логики становления научного знания в этнопе-дагогике с целью выявления тенденций развития и возмож-20 ностей экстраполяции полученных результатов на прогнозирование этого развития (рефлексия) и др. Методологическая культура учителя проявляется в поиске новых подходов к образованию, новых методик, новых воспитательных систем. Методологическую культуру следует рассматривать как часть общей педагогической культуры учителя. По отношению к культуре существуют три подхода: - аксиологический (культура рассматривается как ценность, как система ценностей); - деятельноетно-творческий (главное в культуре — те способы деятельности, которые нужны для творческого развития); - личностный (мера культуры — ее носитель, хранитель и «раз-виватель», т.е. человек). Педагогическая культура — сущностная характеристика личности педагога, способов его педагогической деятельности и тех ценностей, которыми он в ней руководствуется (три подхода как бы «замоноличены»). Единственным способом развития культуры является диалог. Об уровне культуры общества можно судить по отношению общества к детям. Нельзя сказать, что есть или нет педагогической культуры: она есть всегда. Другое дело — на каком уровне? А педагогического мастерства может и не быть. Посредством понятия «педагогическая культура» мы характеризуем и общую культуру общества, т.е. социокультур-ную ситуацию. На состояние и развитие педагогической культуры влияют: - экономика страны; - информационная культура; - нравственная культура; - религиозная культура; - национальная культура. Национальная культура выступает как совокупность национальной психологии языка, обычаев и традиций. Религиозность создает особый фон: нравственная стабильность, нравственность, природо-сообразность. Нравственная культура проявляется прежде всего в отношении к человеку (при социализме мы стремились сформировать управляемую, а не саморазвивающуюся личность; педагогическое насилие проявлялось даже в том, что все дети должны были стать пионерами, вступить в комсомол, получить среднее образование и т.п.). Информационная культура — это открытость и доступность информации, ее деполитизация и деидеологизация, альтернативность информационных процессов. Экономика страны тоже не в стороне от педагогики; например, в условиях рынка меняется иерархия учебных дисциплин, рынок требует людей талантливых, спо-
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |