Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Методология педагогической науки




Методология педагогической науки

Термин «методология» — греческого происхождения. Он означа­ет дословно «учение о методе» или «теория метода». Методология занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творчес­кого процесса.

Понятие «методология» является сложным и не всегда понимает­ся однозначно. Оно употребляется прежде всего в широком смысле общей методологии наук. В таком случае это понятие означает ис­ходную философскую позицию научного познания, общую для всех14

научных дисциплин. Универсальной научной методологией является сочетание материалистической и идеалистической философии, изу­чающих законы развития общества, природы, мышления и давших формулировки:

- закона перехода количества в качество,

- закона отрицания отрицания,

- объективных экономических законов (например, соответствия производственных отношений характеру производительных сил)_.

В более узком смысле слова «методология» означает теорию на­учного познания в конкретных научных дисциплинах. В.А. Што-фер определяет ее так:

«В отличие от методологии в широком философском смысле, ме­тодологии, заостряющей внимание на анализе методологической роли и эвристического значения главным образом онтологических прин­ципов, законов и категорий, методология науки в более узком смысле является частью гносеологии; она представляет собой теорию науч­ного познания и призвана изучать закономерности сложного про­цесса познания в тех его многообразных и взаимосвязанных фор­мах и проявлениях, которые характерны для науки».

Методология педагогики — это система знаний об основах и струк­туре педагогической теории, о подходах к исследованию педагоги­ческих процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.

Следует различать понятия методология и методика. Понятие «метод» применяется в узком смысле слова. Чаще всего оно означа­ет специальные приемы научной дисциплины. Например, в педаго­гике — метод научного наблюдения, метод опроса, метод моделиро­вания и т.п. То есть методика = техника. Термином методика мы обозначаем различные конкретные формы и способы использова­ния методов, при помощи которых осуществляется более глубокое познание педагогических явлений и процессов.

В философской литературе нет общепринятого определения ме­тодологии. Ее иногда определяют как совокупность приемов иссле­дования, как учение о методах научного познания и преобразова­ния мира. Но действительное содержание методологии шире. Ме­тодология — это система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа.

Своеобразие методологических принципов заключается в том, что теоретическое обоснование их выходит за границы, задачи и воз-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.