Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, иде­ал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка-ученика, воспринимает его только через отношения к учебе, через призму учения. Таким образом, мы видим в ребенке не субъект образования, а объект. А надо видеть личность, субъект образования, способный на:

• самооценку,

• самопознание,

• самоопределение,

• саморегуляцию,

• саморазвитие,

• самореализацию,

• самоутверждение, и проявляющий:

• ответственность,

• активность.

Без этих свойств не может быть личности как субъекта педагоги­ческой деятельности. Эта проблема настолько важна, что в Европе возникло движение антипедагогов, желающих защищать ребенка от любых воспитательных функций. По их мнению, учитель дол­жен дружить с детьми, но не воспитывать. Они создали антипедаго­гический образ ребенка и антипедагогическую модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно, и не является объек­том воспитательных действий. Таковы рассуждения, например, ав­стрийской ассоциации «Дружба с детьми». В этой, на первый взгляд, доброжелательной теории есть много сомнительного.

Если считать, что воспитание — это не насилие взрослых, разру­шающее личность ребенка, а процесс жизнетворчества, то ситуация станет приемлемой для всех, потому что нет единых рецептов вос­питания. Нельзя ни изгонять воспитанием, ни перенасыщать им школу. Но оно должно всегда иметь место в школьной среде. О важности если не приоритета, то самого факта воспитания говорит, например, следующий факт. Один американский директор школы посылал каждому учителю, которого брал на работу, следующее письмо.

Уважаемый учитель!

Я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:

~ как образованные инженеры^ строят газовые камеры; ~ как образованные врачи отравляют детей; - как образованные медсестры, убива\ "

Комсомольского-на-Амуре18

- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин.

Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогите ученикам просто стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению чудовищ, умелых психопатов, образован­ных Эйхманов. Чтение, письмо и арифметика важны только тог­да, когда они помогают нашим детям стать человечными.

Глобальная функция воспитания в школе — сохранение, переда­ча и воспроизводство культуры. Вторая функция — обеспечение исторического процесса смены поколений, т.е. социализация лич­ности, обеспечение вхождения ребенка в жизнь. Ведь этот процесс — весьма противоречив и труден. Мы ведь нередко выпускаем из шко­лы маргиналов — людей, «не вписывающихся» в общество. Третья функция воспитания — развитие творческого потенциала личнос­ти, защита и охрана ребенка.

Таким образом, воспитание имеет три фундаментальные функции:

- созидательно-культурную,

- социализации и адаптации,

- человекообразующую.

Отсюда ясно, что от воспитательных функций школу освободить нельзя.

Выход из сложившегося кризиса видится в следующих вариантах.

• Нужно укрепить школу, усилить воспитательную проблемати­ку в ее деятельности, повысить ответственность и дисциплину учащихся.

• Нужно гуманизировать школу, перенести акцент в ее деятель­ности на ученика, на его поддержку и развитие.

• Нужно освободить школу от воспитательных функций, защи­тить ребенка, т.е. сформировать вариант «свободной школы».

• Нужно восстановить в образовании исторические традиции рос­сийской школы.

Последний вариант представляется наиболее интересным, так как он реализуется в обращенности реформаторов к тому, что было в России в XIX в. (лицеи, гимназии), в восстановлении замечатель­ной системы гуманитарного образования. Восстановительные про­цессы характерны не только для России. Например, в США — это «Школа завтрашнего дня» Дональда Ховарда. Дословно реформа (reforma) — это возвращение к тому лучшему в образовании, что было накоплено раньше. Школа Ховарда — именно такая. Она реа­лизует 4 принципа реформирования:

возвращение к религии (человек создан Богом, а не произо-от обезьяны);.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.