Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной




ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной. Способы дифференциации и индивидуализации подробно разбира­ются в курсе педагогике. Отметим те из них, которые особозначимы для охраны здоровья ребенка. М.К. Акимова, В.Т. Козлова счита­ют, что при дифференциации обучения в первую очередь должны учитываться такие особенности нервной системы, как слабость, инер­тность. Эти свойства нервной системы легко отслеживаются по по­ведению детей на уроке. Они в значительной степени могут снижать успешность учебной деятельности в случае их игнорирования учи­телем и способствовать повышению тревожности и развитию дидак-тогенных неврозов. Рассмотрим кратко эти особенности. Особенности обучения детей со слабой нервной системой:

- не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа;

- предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку;

- желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письмен­ной форме;

- во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;

- по возможности спрашивать их в начале урока и лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

- не требовать ответов по новому, только что усвоенному мате­риалу; лучше отложить опрос на следующий урок;

- путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и высказываниями типа «хорошо», «умница», «молодец») формировать уверенность ребенка в своих силах; и обязательно поощрять за старательность, даже если резуль­тат далек от желаемого;

- осторожно оценивать неудачи этих учеников — ведь они сами весьма болезненно относятся к ним;

- в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку;

- учить умению переживать неудачу; для этого нужно объяс­нить, что терпеть иногда неудачи — это нормально и неиз­бежно; неуспех — не повод для отчаяния и презрения к себе;

- стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможнос­ти, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.

Особенности обучения детей с инертной нервной системой:

- не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;138

- помнить, что они не могут активно работать с постоянно ме­няющимися заданиями, а некоторые из них вообще могут от­казаться выполнять такие задания;

- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;

- не спрашивать их в начале урока, поскольку инертные учени­ки с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (напри­мер, от дел, которыми они были заняты на перемене);

- избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить вре­мя на обдумывание и подготовку;

- в момент выполнения заданий не надо их отвлекать;

- не следует требовать ответов по новому, только что пройден­ному материалу.

- Создание на уроке ситуаций успеха для учащихся. Известно, что для нормального развития ребенка наряду с успехами, необхо­димы и ситуации неуспеха, стимулирующие поисковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении оказывают негативное влия­ние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является определенность домашних зада­ний. Ученики четко должны знать, что если они выполнят задание в полном объеме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого необходимо каждый урок оговаривать, что и как следует подготовить дома. Это значительно снижает тревожность и невро-тизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников. Учителю лишь надо придерживаться при оп­росе рекомендованной формы.

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребенка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем — недостатки. Мягкой формой оценки неудачи являет­ся фраза «было бы лучше, если...».

Учитель должен научиться воспринимать каждый успех своих учеников как общую победу; каждую неудачу — как личное пора­жение!

- Диагностика начальных стадий утомления учащихся, снятие напряжения от статичной позы, профилактика нарушений осанки и зрения. Диагностика начального состояния утомления учащихся проводится учителем по визуальным признакам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.