КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной. Способы дифференциации и индивидуализации подробно разбираются в курсе педагогике. Отметим те из них, которые особозначимы для охраны здоровья ребенка. М.К. Акимова, В.Т. Козлова считают, что при дифференциации обучения в первую очередь должны учитываться такие особенности нервной системы, как слабость, инертность. Эти свойства нервной системы легко отслеживаются по поведению детей на уроке. Они в значительной степени могут снижать успешность учебной деятельности в случае их игнорирования учителем и способствовать повышению тревожности и развитию дидак-тогенных неврозов. Рассмотрим кратко эти особенности. Особенности обучения детей со слабой нервной системой: - не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; - предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; - желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме; - во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного; - по возможности спрашивать их в начале урока и лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня; - не требовать ответов по новому, только что усвоенному материалу; лучше отложить опрос на следующий урок; - путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и высказываниями типа «хорошо», «умница», «молодец») формировать уверенность ребенка в своих силах; и обязательно поощрять за старательность, даже если результат далек от желаемого; - осторожно оценивать неудачи этих учеников — ведь они сами весьма болезненно относятся к ним; - в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку; - учить умению переживать неудачу; для этого нужно объяснить, что терпеть иногда неудачи — это нормально и неизбежно; неуспех — не повод для отчаяния и презрения к себе; - стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются. Особенности обучения детей с инертной нервной системой: - не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;138 - помнить, что они не могут активно работать с постоянно меняющимися заданиями, а некоторые из них вообще могут отказаться выполнять такие задания; - не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций; - не спрашивать их в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене); - избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку; - в момент выполнения заданий не надо их отвлекать; - не следует требовать ответов по новому, только что пройденному материалу. - Создание на уроке ситуаций успеха для учащихся. Известно, что для нормального развития ребенка наряду с успехами, необходимы и ситуации неуспеха, стимулирующие поисковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении оказывают негативное влияние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является определенность домашних заданий. Ученики четко должны знать, что если они выполнят задание в полном объеме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого необходимо каждый урок оговаривать, что и как следует подготовить дома. Это значительно снижает тревожность и невро-тизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников. Учителю лишь надо придерживаться при опросе рекомендованной формы. Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребенка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем — недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза «было бы лучше, если...». Учитель должен научиться воспринимать каждый успех своих учеников как общую победу; каждую неудачу — как личное поражение! - Диагностика начальных стадий утомления учащихся, снятие напряжения от статичной позы, профилактика нарушений осанки и зрения. Диагностика начального состояния утомления учащихся проводится учителем по визуальным признакам.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |