КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Специальные методики обучения
Специальные методики обучения ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Еженедельник «Семья» еще в 1990 г. сообщал, что в России каждый пятый родившийся ребенок — больной; из них 5-8% имеют наследственную патологию, 1% — врожденные аномалии. В одной из передач по НТВ 22 мая 1997 г. прозвучало, что около 30% детей России являются исключительными (так «мягко» по рекомендации В.П. Кащенко мы называем детей с различными психическими дефектами — интеллекта, речи, моторики руки, эмоциональной сферы). Исследования Института детства Российского детского фонда показали, что лишь у 10-15% детей интересы многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у 20-30% — отличаются духовным убожеством и ограничиваются сферой «зарабатывания денег»; у 45-50% интересы никак не проявляются или проявляются в заявлениях «делать нечего». На этом фоне резко ухудшились межличностные отношения. Бесчеловечность, зависть, злоба, жестокость, грубость, глупость, как показывают исследования того же Института, — серьезная причина драк между подростками. Согласно данным МВД России, 70% преступных групп составляют несовершеннолетние. Подростки активно участвуют в антиобщественных акциях и социальных конфликтах; пополняют ряды теневого бизнеса, рэкетиров; преступность среди несовершеннолетних все более приобретает ярко выраженную корыстную направленность. Такие нездоровые тенденции определяются, несомненно, социальной фрустрацией: неопределенностью будущего, невостребован-ностью личности, социальной незащищенностью как взрослых, так и детей. На наш взгляд, есть еще более глубокие причины утраты мотивации обучения и личностного роста. По исследованиям Института детства, 14% подростков признаются, что они глубоко «одиноки»; 20% считают, что у них мало друзей или один друг; 60% имеют довольно широкий круг межличностного общения, однако их контакты с друзьями далеко не всегда основаны на духовной близости и общих интересах. Отсюда вытекает важность новых педагогических методик, гарантирующих повышение мотивации обучения, гуманизацию межличностных отношений, актуализацию знания как ценности, повышение индекса интеллекта и духовности учащихся. • Начиная с 1991 г. в ростовской СШ № 83 учитель физической культуры А.Г. Спалвис разработал специальные методики по развитию интеллекта в классах ППВ на уроках физкультуры. При помощи специальных упражнений и двигательных режимов создаются предпосылки для успешной бытовой, учебной, трудовой и со-144 циальной адаптации учащихся. В основу работы положены естественный интерес детей к играм, движению, желание быть первым. Но это желание удовлетворяется при условии выполнения упражнений по математике. Решение интеллектуальной задачи выступает своеобразным стимулом для выполнения физических упражнений и заданий. Все авторские задачи — игры А.Г. Спалвиса (а их более 25) выполняются по принципу «Сосчитай — выполняй физическое упражнение». Решенная арифметическая задача — стартовый сигна'л физического упражнения. Получены интересные результаты. В контрольном классе через полтора месяца обучения скорость решений возрастает с 338 до 368 секунд на 15 задач, а в экспериментальном — до 229 секунд или на 30%. При этом улучшается и качество решения. Сейчас А. Г. Спалвис ищет варианты наполнения спортивных задач экологическим и природоведческим содержанием. • На II ступени обучения широко практикуется уровневая дифференциация, которая состоит в том, что к каждому уроку учитель готовит пакет дидактических материалов не менее чем в трех вариантах. Например, в той же школе учитель математики И.А. Галыга делает это так: 1-й вариант заданий — самые простые. Они включают необходимый для усвоения темы теоретический материал, где нужно восстановить полностью неоконченную запись формулы, теоремы, определения; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен решить сам по образцу. Задания для 2-й группы включают теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; предлагается также простой пример, который нужно решить самостоятельно. Задание для 3-й группы включает себя проверку знаний по теории (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задание, в котором нужно применить нестандартный подход к решению. Очевидно, что от одной группы к последующей повышается трудность выполнения задач: увеличивается число мыслительных операций в единицу времени, усложняются связи между отдельными элементами содержания. Такая организация обучения и закрепления учебного материала на практике способствует переходу учеников из одной группы в другую, более высокого интеллектуального развития, и даже в другой класс с более высоким индексом интеллекта. Описанная система апробирована в СШ № 83 в течение 7 лет и вполне себя оправдывает, так как способствует формированию пси-
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |