Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Специальные методики обучения




Специальные методики обучения

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Еженедельник «Семья» еще в 1990 г. сообщал, что в России каж­дый пятый родившийся ребенок — больной; из них 5-8% имеют наследственную патологию, 1% — врожденные аномалии.

В одной из передач по НТВ 22 мая 1997 г. прозвучало, что около 30% детей России являются исключительными (так «мягко» по ре­комендации В.П. Кащенко мы называем детей с различными пси­хическими дефектами — интеллекта, речи, моторики руки, эмоци­ональной сферы). Исследования Института детства Российского дет­ского фонда показали, что лишь у 10-15% детей интересы многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у 20-30% — отличаются духовным убожеством и ограничиваются сфе­рой «зарабатывания денег»; у 45-50% интересы никак не проявля­ются или проявляются в заявлениях «делать нечего».

На этом фоне резко ухудшились межличностные отношения. Бес­человечность, зависть, злоба, жестокость, грубость, глупость, как показывают исследования того же Института, — серьезная причина драк между подростками.

Согласно данным МВД России, 70% преступных групп составля­ют несовершеннолетние. Подростки активно участвуют в антиобще­ственных акциях и социальных конфликтах; пополняют ряды тене­вого бизнеса, рэкетиров; преступность среди несовершеннолетних все более приобретает ярко выраженную корыстную направленность.

Такие нездоровые тенденции определяются, несомненно, соци­альной фрустрацией: неопределенностью будущего, невостребован-ностью личности, социальной незащищенностью как взрослых, так и детей. На наш взгляд, есть еще более глубокие причины утраты мотивации обучения и личностного роста. По исследованиям Ин­ститута детства, 14% подростков признаются, что они глубоко «оди­ноки»; 20% считают, что у них мало друзей или один друг; 60% имеют довольно широкий круг межличностного общения, однако их контакты с друзьями далеко не всегда основаны на духовной близости и общих интересах.

Отсюда вытекает важность новых педагогических методик, га­рантирующих повышение мотивации обучения, гуманизацию меж­личностных отношений, актуализацию знания как ценности, повы­шение индекса интеллекта и духовности учащихся.

• Начиная с 1991 г. в ростовской СШ № 83 учитель физической культуры А.Г. Спалвис разработал специальные методики по разви­тию интеллекта в классах ППВ на уроках физкультуры. При помощи специальных упражнений и двигательных режимов созда­ются предпосылки для успешной бытовой, учебной, трудовой и со-144

циальной адаптации учащихся. В основу работы положены есте­ственный интерес детей к играм, движению, желание быть первым. Но это желание удовлетворяется при условии выполнения упраж­нений по математике. Решение интеллектуальной задачи выступа­ет своеобразным стимулом для выполнения физических упражне­ний и заданий. Все авторские задачи — игры А.Г. Спалвиса (а их более 25) выполняются по принципу «Сосчитай — выполняй физи­ческое упражнение». Решенная арифметическая задача — старто­вый сигна'л физического упражнения.

Получены интересные результаты. В контрольном классе через полтора месяца обучения скорость решений возрастает с 338 до 368 секунд на 15 задач, а в экспериментальном — до 229 секунд или на 30%. При этом улучшается и качество решения.

Сейчас А. Г. Спалвис ищет варианты наполнения спортивных за­дач экологическим и природоведческим содержанием.

• На II ступени обучения широко практикуется уровневая диф­ференциация, которая состоит в том, что к каждому уроку учитель готовит пакет дидактических материалов не менее чем в трех вари­антах. Например, в той же школе учитель математики И.А. Галыга делает это так:

1-й вариант заданий — самые простые. Они включают необходи­мый для усвоения темы теоретический материал, где нужно восста­новить полностью неоконченную запись формулы, теоремы, опреде­ления; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен решить сам по образцу.

Задания для 2-й группы включают теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; предлагается также простой при­мер, который нужно решить самостоятельно.

Задание для 3-й группы включает себя проверку знаний по тео­рии (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный при­мер или задачу, но с рекомендациями по решению, и задание, в котором нужно применить нестандартный подход к решению.

Очевидно, что от одной группы к последующей повышается труд­ность выполнения задач: увеличивается число мыслительных опе­раций в единицу времени, усложняются связи между отдельными элементами содержания. Такая организация обучения и закрепле­ния учебного материала на практике способствует переходу учени­ков из одной группы в другую, более высокого интеллектуального развития, и даже в другой класс с более высоким индексом интел­лекта.

Описанная система апробирована в СШ № 83 в течение 7 лет и вполне себя оправдывает, так как способствует формированию пси-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.