Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Авторами разработан опросник для выявления художественных способностей у детей, который предлагается родителям:




I. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Авторами разработан опросник для выявления художественных способностей у детей, который предлагается родителям:

• В каком возрасте ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?

• Что вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать?

• В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Вооб­ражаемых героев, животных?

• Предлагаете ли вы ребенку кроме карандашей, фломастеров, красок другие художественные материалы?

• Какое занятие любимое у вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)?

• Как часто ваш ребенок занят любимым делом?

• Что нравится вашему ребенку больше — раскрашивать гото­вый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?

• Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?

• Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?

• Отведено ли ребенку специальное место для рисования?

• Устраиваете ли вы дома выставки работ вашего ребенка? Где?

• Высказываете ли вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли вы критику в адрес его работ?

• Какими методами вы поддерживаете интерес к художествен­ному творчеству у ребенка? Оказываете ли вы ему помощь в освоении изучаемого материала?

• Принимал ли ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты?

После проведения опроса родителям объясняется роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способно­сти развиваются, без нее — нивелируются. Поэтому главная задача родителей — не оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные рассматривать как перспективные.

После прохождения первого этапа подводятся итоги — кто из де­тей, по мнению родителей, обладает художественными способностями?

На втором этапе проводится диагностика ребенка с помощью пси­хологических тестов. На занятиях можно предложить тест амери­канского психолога П. Торренса. Этот тест предназначен для выяв­ления творческих способностей у детей 6-18 лет как одного из глав­ных показателей творческой одаренности. Уникальные задания П. Торренса позволяют оценить способности, не выявляемые интел­лектуальными, академическими и другими тестами.

П. Торренс, а также большинство психологов считают, что «твор­ческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.

Творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющих знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ло­мающим устоявшиеся стереотипы». Однако, как считает П. Тор­ренс, «высокие показатели теста не гарантируют творческих дости­жений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявле­ния. При отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих дос­тижений в искусстве. И наоборот, наличие соответствующей моти­вации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсут­ствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство».

По определению итальянского исследователя Дж. Рензулли, «ода­ренность — это результат сочетания трех характеристик: интеллек­туальных способностей, творческого подхода и настойчивости». После прохождения ребенком второго этапа вырабатывается определенное мнение о ребенке. Конечно, результаты теста еще не дают полного определения способностей ребенка, потому что в наши дни не суще­ствует общепринятого научного определения одаренности. В то же время опубликовано немало тестов по определению уровня интел­лектуального развития человека, например тесты профессора Г. Ай-зенка. Законно возникает вопрос: можно ли измерить то, что неиз­вестно? Тот же Айзенк ответил на этот вопрос, ссылаясь на класси­ческую науку: термометр был изобретен до появления научного определения теплоты, а результаты измерений помогли обогатить наши знания и открыть фундаментальные законы термодинамики.

Если воспользоваться аналогией, предложенной Г. Айзенком, то проблема измерения и исследования одаренности, на первый взгляд упрощается: достаточно указать на ту феноменологию, в которой про­являет себя одаренность. В качестве такого внешнего проявления для одаренности выступает творчество. Именно в этом сказывается привилегированное положение одаренности среди других свойств че­ловеческой психики. Доктор психологических наук Д.Е. Богоявлен­ская считает, что научная недифференцированность феноменологии творчества создает иллюзию, что ее можно измерить одним «градус­ником». И эти попытки, по ее мнению, приводят к результатам, по­хожим на «среднюю температуру по госпиталю».

Своей вершины анализ продуктивного процесса достиг в работах С.Л. Рубинштейна. В его научной школе были впервые выявлены реальные детерминанты (определители) инсайта — внеземного оза­рения, мгновение которого в принципе невозможно прогнозировать. Ведь инсайт («загадка») традиционно рассматривался как явление, не обусловленное предшествующим ходом мысли.152

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАН»

2 ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Многолетняя практика тестирования за рубежом и реальные стижения в наУке> технике и искусстве показали, что творческ отдача человека и показатели умственных способностей не всег, корректируют. Поэтому в середине XX в. в науке сформировала тенденция, которую отличало стремление выделить некоторую сп цифическую способность к творчеству, не сводящуюся лишь к ин теллекту. Эта тенденция нашла свое последовательное воплощена в методологическом подходе Дж. Гилфорда, выделившего спец» альный фактор, соответствующий собственно творческой способно* сти, обеспечивающей «боковое» латеральное (по Гилфорду — ди вергентное) мышление.

Такой подход к явлениям оказался полярным по отношению ранее сложившемуся: творческие способности существуют парал лельно и независимо от общих и специальных способностей к, самостоятельный фактор, имеющий свою локализацию. В таком| представлении творческая одаренность теперь как бы противопос-] тавляется общим способностям.

В последние Два десятилетия дивергентность, как синоним твор-1 чества, превратилась в «символ веры» не только зарубежных, но и отечественных психологов. Ее понимают как «способность мыслить в разных направлениях». В то же время Гилфорд стал подвергать критике тестирование на интеллект и проблемные ситуации, не да­ющие возможности в исследовании выйти в область «около».

В Европе и США теперь очень редко используют тесты типа «До­рисуй...», «Допиши сказку...» для определения креативности, так| как в них нет четко обозначенного критерия ответа, а в оценках ответов присутствует откровенный субъективизм психолога.

Ревизия, преДпРинятая Гилфордом, оказалась лишь реформой,^ но не революцией, так как вся методическая реконструкция оста-1 лась в рамках существующей тестовой модели.

В связи с размытостью границ творческой личности в мире не существует четкой статистики одаренных. Б. Блум (США) определя­ет число одаренных, обучающихся в очень быстром темпе, в 5% спи­сочного состава-

Академик РАО профессор A.M. Матюшкин, считая, что в нашей стране творческий потенциал снижается, советует всячески беречь таланты. Его мнение подтверждается параллельной статистикой: уро­вень интеллекта IQ У выпускников российских школ ежегодно сни­жается на 1,5-3,0 /о.

В журнале «Завуч» (2000, № 1) Ю.К. Завельский, рассказывая о работе Московской гимназии № 1543 с одаренными детьми, дает следующее «рабочее» определение одаренных детей: имеют более высокие по сравнению с большинством остальных гимназистов-свер-

стников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, ак­тивную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда.

В дополнение к этому он отмечает, что для одаренных детей ха­рактерна высокая скорость развития интеллектуальной и творчес­кой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности. Он условно выделяет три категории одарен­ных детей:

• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встре­чаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

• дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

• учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умствен­ными резервами (возможности таких учащихся нередко рас­крываются в старшем школьном возрасте).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.