КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Авторами разработан опросник для выявления художественных способностей у детей, который предлагается родителям:
I. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Авторами разработан опросник для выявления художественных способностей у детей, который предлагается родителям: • В каком возрасте ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку? • Что вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать? • В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Воображаемых героев, животных? • Предлагаете ли вы ребенку кроме карандашей, фломастеров, красок другие художественные материалы? • Какое занятие любимое у вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)? • Как часто ваш ребенок занят любимым делом? • Что нравится вашему ребенку больше — раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок? • Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки? • Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления? • Отведено ли ребенку специальное место для рисования? • Устраиваете ли вы дома выставки работ вашего ребенка? Где? • Высказываете ли вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли вы критику в адрес его работ? • Какими методами вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли вы ему помощь в освоении изучаемого материала? • Принимал ли ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты? После проведения опроса родителям объясняется роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способности развиваются, без нее — нивелируются. Поэтому главная задача родителей — не оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные рассматривать как перспективные. После прохождения первого этапа подводятся итоги — кто из детей, по мнению родителей, обладает художественными способностями? На втором этапе проводится диагностика ребенка с помощью психологических тестов. На занятиях можно предложить тест американского психолога П. Торренса. Этот тест предназначен для выявления творческих способностей у детей 6-18 лет как одного из главных показателей творческой одаренности. Уникальные задания П. Торренса позволяют оценить способности, не выявляемые интеллектуальными, академическими и другими тестами. П. Торренс, а также большинство психологов считают, что «творческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению. Творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющих знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы». Однако, как считает П. Торренс, «высокие показатели теста не гарантируют творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. При отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений в искусстве. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство». По определению итальянского исследователя Дж. Рензулли, «одаренность — это результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческого подхода и настойчивости». После прохождения ребенком второго этапа вырабатывается определенное мнение о ребенке. Конечно, результаты теста еще не дают полного определения способностей ребенка, потому что в наши дни не существует общепринятого научного определения одаренности. В то же время опубликовано немало тестов по определению уровня интеллектуального развития человека, например тесты профессора Г. Ай-зенка. Законно возникает вопрос: можно ли измерить то, что неизвестно? Тот же Айзенк ответил на этот вопрос, ссылаясь на классическую науку: термометр был изобретен до появления научного определения теплоты, а результаты измерений помогли обогатить наши знания и открыть фундаментальные законы термодинамики. Если воспользоваться аналогией, предложенной Г. Айзенком, то проблема измерения и исследования одаренности, на первый взгляд упрощается: достаточно указать на ту феноменологию, в которой проявляет себя одаренность. В качестве такого внешнего проявления для одаренности выступает творчество. Именно в этом сказывается привилегированное положение одаренности среди других свойств человеческой психики. Доктор психологических наук Д.Е. Богоявленская считает, что научная недифференцированность феноменологии творчества создает иллюзию, что ее можно измерить одним «градусником». И эти попытки, по ее мнению, приводят к результатам, похожим на «среднюю температуру по госпиталю». Своей вершины анализ продуктивного процесса достиг в работах С.Л. Рубинштейна. В его научной школе были впервые выявлены реальные детерминанты (определители) инсайта — внеземного озарения, мгновение которого в принципе невозможно прогнозировать. Ведь инсайт («загадка») традиционно рассматривался как явление, не обусловленное предшествующим ходом мысли.152 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАН» 2 ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Многолетняя практика тестирования за рубежом и реальные стижения в наУке> технике и искусстве показали, что творческ отдача человека и показатели умственных способностей не всег, корректируют. Поэтому в середине XX в. в науке сформировала тенденция, которую отличало стремление выделить некоторую сп цифическую способность к творчеству, не сводящуюся лишь к ин теллекту. Эта тенденция нашла свое последовательное воплощена в методологическом подходе Дж. Гилфорда, выделившего спец» альный фактор, соответствующий собственно творческой способно* сти, обеспечивающей «боковое» латеральное (по Гилфорду — ди вергентное) мышление. Такой подход к явлениям оказался полярным по отношению ранее сложившемуся: творческие способности существуют парал лельно и независимо от общих и специальных способностей к, самостоятельный фактор, имеющий свою локализацию. В таком| представлении творческая одаренность теперь как бы противопос-] тавляется общим способностям. В последние Два десятилетия дивергентность, как синоним твор-1 чества, превратилась в «символ веры» не только зарубежных, но и отечественных психологов. Ее понимают как «способность мыслить в разных направлениях». В то же время Гилфорд стал подвергать критике тестирование на интеллект и проблемные ситуации, не дающие возможности в исследовании выйти в область «около». В Европе и США теперь очень редко используют тесты типа «Дорисуй...», «Допиши сказку...» для определения креативности, так| как в них нет четко обозначенного критерия ответа, а в оценках ответов присутствует откровенный субъективизм психолога. Ревизия, преДпРинятая Гилфордом, оказалась лишь реформой,^ но не революцией, так как вся методическая реконструкция оста-1 лась в рамках существующей тестовой модели. В связи с размытостью границ творческой личности в мире не существует четкой статистики одаренных. Б. Блум (США) определяет число одаренных, обучающихся в очень быстром темпе, в 5% списочного состава- Академик РАО профессор A.M. Матюшкин, считая, что в нашей стране творческий потенциал снижается, советует всячески беречь таланты. Его мнение подтверждается параллельной статистикой: уровень интеллекта IQ У выпускников российских школ ежегодно снижается на 1,5-3,0 /о. В журнале «Завуч» (2000, № 1) Ю.К. Завельский, рассказывая о работе Московской гимназии № 1543 с одаренными детьми, дает следующее «рабочее» определение одаренных детей: имеют более высокие по сравнению с большинством остальных гимназистов-свер- стников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. В дополнение к этому он отмечает, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности. Он условно выделяет три категории одаренных детей: • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); • дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте); • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |