Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория обучения. Ческого применения, что позволяет учащимся переосмыслить име­ющиеся знания и генерировать новые




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ческого применения, что позволяет учащимся переосмыслить име­ющиеся знания и генерировать новые.

3. Программа должна давать детям возможность постоянно при­общаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информа­ции, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Программа должна предусматривать наличие и свободное ис­пользование соответствующих источников.

5. Программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.

6. Программа должна способствовать развитию сознания и само­сознания детей, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.

7. Особое внимание следует уделять сложным мыслительным про­цессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому ма­стерству.

2.9.6. Работа с одаренными детьми

С. Callahan (1978) рекомендует следующие способы стимуляции творческой активности:

• Доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы.

• Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными но­выми для него предметами и стимулами для развития его любознательности.

• Поощрение высказывания оригинальных идей.

• Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Ши­рокое использование вопросов дивергентного типа мышления (быстрота, гибкость, оригинальность и точность) применитель­но к самым разнообразным областям (Пример: «Назовите са­мые разные варианты...»).

• Использование личного примера творческого подхода к реше­нию проблем.

• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Проект Rapyht и модель Гилфорда предлагают следующие при­емы активизации дивергентного мышления в процессе изучения отдельных дисциплин (типы вопросов):

Наука

Математика

Расскажите о всех возможных вариантах исполь­зования воды. Постарайтесь назвать максимум предметов, работающих на электричестве. Расскажите о возможных вариантах классифика­ции и конкретного набора предметов (например, по форме, цвету, размер'у, съедобности, несъедоб­ности...). Попытайтесь назвать предметы, суще­ствующие парами.158

Язык

Музыка

Ориентация в социальной сфере

Дайте описание внешнего вида наиболее фантас­тического космического пришельца, которого вы можете себе представить.

Попытайтесь извлечь самые различные звуки из имеющегося музыкального инструмента.

Художественное Изготовьте один и тот же предмет в различных творчество условиях. Постройте дом для воображаемого су­щества из имеющегося материала. Создайте птицу нового вида из остатков различных материалов. Назовите всех людей, которые помогают нам пу­тешествовать, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым в нашей жизни, строят нам дома. Назовите возможные пути ис­пользования пустых коробок, бумажных и поли­этиленовых пакетов, стружки от карандашей, ку­сочков цветных мелков.

Все предыдущее относится к обучению одаренных в специальной школе или специальном классе.

Наш собственный многолетний опыт показывает реальность и высокую эффективность следующих педагогических приемов рабо­ты с одаренными детьми:

- использование авторских программ по курсам Базисного учеб­ного плана, учитывающих реальный индекс интеллекта уча­щихся и особенности их психики;

- методы взаимного обучения;

- методы учебно-исследовательской работы;

- введение элективных курсов и факультативов за счет школь­ного компонента Базисного учебного плана.

Эти направления можно отнести к вертикальному обогащению интеллекта учащихся. К горизонтальной линии обогащения (линия социального развития) можно относить развитие коммуникативных способностей, преподавание психологии.

Все это относится к случаю обучения одаренных в массовой шко­ле. Так как отечественная система образования не может позволить себе открытие множества школ для одаренных детей, то, на наш взгляд, нет никакой необходимости открывать специальные школы для одаренных. Они неизбежно превратятся в очередной постсовет­ский «питомник» исключительных людей. Следует помнить и о за­коне больших чисел: если сформировать класс из одних лишь от­личников, через полгода в нем появятся свои двоечники. Мы убеж­дены в том, что в каждой школе обнаружатся таланты, если создать соответствующую образовательную среду, сформировать хороший психологический климат, увидеть в каждом ребенке личность. «Каж-

дый человек самоценен», — утверждал Ф.М. Достоевский. Следуя этой позиции, мы обнаруживаем таланты в любой школе — будь это провинциальное образовательное мало комплектное учрежде­ние или академическая школа-лаборатория. Остается одно — песто­вать эти таланты, одухотворяя и морально поддерживая их.

Развитию творческого потенциала личности может способство­вать не только учебная, но и воспитательная работа с детьми. В этом глубоко убеждены авторы «Петербургской концепции воспи­тания», созданной под научным руководством профессора И.А. Ко-лесниковой в 1993 году. Они призывают педагогов в работе с воспи­танниками стимулировать у них формирование системы творчес­ких отношений к миру, с миром, к людям, с людьми, к себе, с самим собой. Это произойдет, по их мнению, если будут созданы педагогические условия для:

- осознания личностью своей неповторимости, самооценки при адекватности самооценки, умение посмотреть на себя со сто­роны, способности к саморефлексии, самодиагностике;

- выработки воспитанником круга жизненных ценностей, ле­жащих в гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути;

- развития самостоятельности и креативности мышления, фор­мирования когнитивных характеристик, обеспечивающих сво­боду ориентации в различных жизненных ситуациях;

- развития и совершенствования индивидуальных каналов и способов восприятия мира, овладения внутренними ресурса­ми физического, психического, нравственного самосовершен­ствования;

- раскрытия творческих задатков и способностей, овладения кре­ативными формами самовыражения во всех сферах бытия. ~-

Задачей воспитателя становится оказание помощи ребенку, под­ростку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в освое­нии новых социальных ролей в органичной для каждого форме; в создании имиджа: своего стиля поведения, общения, манеры оде­ваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений, в отыскании своих тем, своих вопросов в области чело­веческой культуры, определении своих специфических функций в семье, школе, кругу сверстников.

Взрослый призван обеспечивать и поддерживать целостность субъектных проявлений воспитанника, выражающуюся: в умении увидеть и сформировать жизненную.перспективу, поставить перед собой долгосрочные и сиюминутные цели, проявить ответственность и самостоятельность в деятельности, осуществляемой на основе инте-160




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.