Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические технологии. Традиционные формы контроля знаний




Традиционные формы контроля знаний

Организация контроля знаний

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для организации объективного контроля знаний учащихся необ­ходимо четко представлять себе требования к знаниям и уровни необходимой деятельности учащихся.

Требования к знаниям должны быть следующими:

- однозначность, т.е. поставленная цель образования должна быть однозначно понята всеми;

- диагностичность, т.е. должна существовать возможность про­верки достижения поставленной цели;

- содержательность, т.е. цель должна отражать то, что получил ученик в процессе обучения.

Цель средней общеобразовательной школы — формирование че­ловека культуры, поэтому цель преподавания всех учебных дис­циплин должна формулироваться в общекультурных терминах.

В.П. Беспалько выделил следующие уровни деятельности:

- знакомство (умение опознать изученный объект, выделить его среди других объектов, провести классификацию объектов по заданному признаку);

- воспроизведение (умение воспроизвести устно или письменно изученный материал, решить типовую задачу известного типа);

- умение (умение применить известный метод в новых, нестан­дартных условиях, решить нетиповую задачу);

- трансформация, т.е. творчество (умение создать новый, неиз­вестный метод или подход к решению проблемы).

Для каждого типа учебных заведений (высших, средних специ­альных, общеобразовательных) в наши дни разработаны и утверж­дены Министерством образования России государственные образо­вательные стандарты, определяющие не только содержательную часть образования, но и требуемый уровень деятельности обучаемых.

В школьной практике существуют несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:

- диктант;

- краткая самостоятельная работа;

- письменная контрольная работа;

- контрольная лабораторная работа;

- устный зачет по изученной теме;

- классический устный опрос у доски.

Диктант — форма письменного контроля знаний и умений уча­щихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые уча­щиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на

каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать од­нозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм конт­роля. С помощью диктантов можно проверить ограниченную об­ласть знаний учащихся.

Диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы.

Таким образом, быстрота проведения диктанта является одно­временно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничи­вает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля зна­ний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может быть с успехом примене­на в сочетании с другими формами контроля.

Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся так­же задается некоторое количество вопросов, на которые предлагает­ся дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут высту­пать теоретические вопросы; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкрет­ных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям, кро­ме создания понятий, т.к. это требует большего количества време­ни. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и ко­личество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятель­ная работа состоит и из одного задания.

Письменная контрольная работа — наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно контрольные работы про-' водятся с целью определения конечного результата в обучении уме­нию применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. На наш взгляд, понятие «контрольная работа» следует расширить и включить в нее различные типы зада­ний, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы.

Количество вариантов контрольной работы является спорным воп­росом. В школе применяется 2, 4, 6 и даже 8 вариантов, т.к. учите­ля стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность вы­полнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. С другой стороны, такое недоверие к ученикам нам ка-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.