Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником»




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником».

Сущность оценки успешности обучения учащегося, по Л.С. Вы­готскому, заключается в том, что «всякий поступок должен воз­вращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окру­жающих».

В.М. Полонский определяет оценку знаний учащихся как систе­матический процесс, который состоит в определении степени соот­ветствия имеющихся знаний, умений и навыков предварительно пла­нируемым». Раскрывая сущность процесса оценки, В.М. Полонс­кий выделяет в нем следующие компоненты:

- определение целей обучения;

- выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей;

- отметку или иной способ выражения результатов проверки.

Ш.А. Амонашвили понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном».

Г.А. Щукина рассматривает оценку в учебной деятельности школьников как «показатель степени правильности и точности вы­полненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе». Причем она выделяет следующие требования к оперирова­нию оценкой успеваемости:

- всесторонность оценки успеваемости, т.е. максимальный учет всех проявлений учебной деятельности учащихся;

- установление связи со всеми видами работы ученика на уро­ке;

- высокая авторитетность и значимость оценки;

- гласность и доведение до всех учащихся обоснованных крите­риев оценки знаний, умений и навыков;

- сочетание оценки учителя с самооценкой и привлечение уча­щихся класса к анализу работ и ответов товарищей; другие.

Под оценкой качества знаний и умений школьников может по­ниматься «констатация определенной связи между планом (целе­вым представлением) и отраженной информацией» (И.С. Якиманс­кая), «свидетельство об успешном или не вполне успешном выпол­нении задач» (В. Шрадер).

По Дж. Брунеру оценка — это «проверка того, является ли при­меняемый нами способ переработки информации адекватным пред­ставленной задаче, является ли обобщение правомерным... правиль­но ли действие учителя».

Итак, отметка выступает неотъемлемой частью воспитания и обу­чения, сама являясь процессом, имеющим свою роль и выражение.430

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме оце­нивания успешности учебной деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых понятие «оценка» рассматривается с социальных позиций.

Так, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина понимают школьную оценку знаний как «тот объективный критерий, кото­рым определяется общественное суждение о школьнике».

К.А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, по­знании своего «я» глазами других».

По мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает... интересы общества, выполняет функции значимого надзора за уча­щимися», т.к. «контролирует именно общество, а не учитель». Он указывает, что наличие оценки в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в определенном типе личности».

Р.Ф. Кривошаповой и О.Ф. Силютиной оценка понимается как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллек­тива класса к результатам достижений каждого учащегося».

Н.А. Батурин считает, что «оценка — это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объек­тных отношений превосходства и предпочтения, который реализу­ется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания».

Не обращаясь к другим примерам, заметим, 'что при многообра­зии трактовок сущности и роли оценки в психолого-педагогической литературе имеет место понимание предмета оценки, во-первых, как индивидуально-личностных качеств учащихся и, во-вторых, как ре­зультатов его учебной деятельности.

Оценка успешности учебной деятельности учащихся может вы­ражаться в следующих формах:

- малые формы (проявляющиеся в мимике, жестах, модуляции голоса, кратких замечаниях по поводу успеваемости);

- общие характеристики учащихся;

- отметки;

- оценочные высказывания (в индивидуальных беседах с уче­никами, на родительских собраниях);

- другие формы, предусмотренные внутренним распорядком школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.