КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ритуал и обряд как способ существования мифа
Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагружает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без всякой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и хорошо". Этнографы-наблюдатели, записывавшие мифы у аборигенов всех пяти континентов, никогда не встречались с феноменом целостной мифологической системы, в которой различные фрагменты мифологической картины, различные мифологические сюжеты или отрывки сюжетов сплетались бы в сколько-нибудь законченный геометрический узор, складывались бы в сколько-нибудь законченное и стройное здание. Это обстоятельство напрягало, раздражало исследователей и заставляло их выполнять эту систематизирующую работу... ЗА аборигенов. Вместе с тем, тот факт, что сами аборигены, судя по всему, не только не имели никакой целостной картины мифа, но и не испытывали нужды в какой бы то ни было его систематизации, оставался без объяснения. Вот как, к примеру, описывал трудности сбора мифов у папуасов маринд-аним П.Вирц: "...Лишь немногие островитяне умеют рассказывать. Некоторые знают много мифов, но изложить их не могут. Их рассказ представляет обычно какой-то фрагмент без начала и конца, и бывает иногда весьма нелегко понять, о чем идет речь, особенно вначале. Однако, со временем я заметил, что во всей области, населенной маринд-аним, большинство мифов рассказывается одинаково, с незначительными отклонениями. (...) Дело, следовательно, было лишь за тем, чтобы записать в разных местах рассказы как можно большего числа информантов. Получив таким образом общее представление обо всем материале, можно было дополнить фрагменты отдельных мифов другими. Это был единственно возможный путь. Каждый рассказчик, как правило, начинает свое повествование с того, что ему в данный момент пришло на ум. Чаще всего бывает сразу даже трудно уловить какой бы то ни было смысл, какую-то последовательность. Но некоторое время спустя удается опять услышать фрагмент того же мифа. Так составляешь о нем все более и более полное представление и можешь уже сам выяснить недостающие частности, задавая вопросы. (...) Встретить островитянина, который знал бы целый миф с начала и до конца, удавалось редко. К тому же у многих мифов и нет начала. Они представляют собой, скорее, продолжение, соединяются, переплетаются, переходят один в другой. Как правило, каждый предпочитает рассказывать лишь те мифы, которые ему наиболее близки, т.е. относятся к кругу его тотемно-мифологического родства" '. Любопытно: многим собирателям мифов, похоже, просто не приходило в голову, что фрагментарность мифа, его отрывочность и несвязность - это не досадное недоразумение, а, так сказать, фундаментальный факт, свидетельствующий об очень существенной черте бытования мифа в первобытном социуме. Движимые лучшими побуждениями, этнографы стыковали друг с другом различные фрагменты "одного и того же мифа", пытаясь реконструировать картину этого мифа как целостную и последовательную - однако случайно ли то, что реальное существование мифа в первобытном обществе не имело какого бы то ни было подобия целостности? Ведь, в сущности, если мифы представляют собой особую форму бытования семантических полей предметов и явлений окружающего человека мира, то с какой стати эти семантические поля должны быть каким-то образом упорядочены? Вернемся к предъявленному выше семантическому образу картошки или ямса. Если современный человек начнет излагать все свои семантические ассоциации, связанные с этим образом, несомненно получится весьма и весьма хаотическое зрелище. И при том ни одна отдельно взятая семантическая ассоциация не сможет быть развернута в целостную картину. Не то же ли самое происходит при попытках первобытного человека представить или изложить свои мифы? Обращу внимание на одну особенность, подчеркнутую П.Вирцем. Оказывается, можно "знать много мифов, но не уметь их изложить". Важное наблюдение, подчеркивающее то принципиальное обстоятельство, что мифы по своей сути не есть рассказы, не есть повествования, а есть нечто существенно другое. Иначе -как можно знать миф, но не уметь его рассказать? Это, кстати, то обстоятельство, на которое обращали внимание многие этнографы: миф в первобытном обществе - не повествование, не рассказ, а, прежде всего, особый способ БЫТОВАНИЯ СОЗНАНИЯ человека. Но что это за бытование сознания? Предшествующий анализ позволяет ответить на этот вопрос достаточно определенно. В своей исходной ипостаси миф - это всего лишь размытое смысловое поле предмета, которое еще только должно когда-нибудь превратиться в рассказ. Но ведь точно так же устроено и сознание современного человека. Любой человек несет в своей памяти массу личных ассоциаций, связанных для него с той же с картошкой, и совокупность этих личных семантических ассоциаций как раз и можно назвать индивидуально-личным мифом картошки. Но многие ли смогут развернуто и последовательно развернуть этот свой "миф картошки" в словесной форме? Многие ли сумеют оформить с помощью слов свои смутные смысловые ассоциации?.. В том-то все и дело, что в своем реальном бытовании смысловые поля любого предмета никогда не представлены человеку систематическим образом, а носят принципиально фрагментарный, разрозненный и несистематический характер. И нужны серьезные интеллектуальные усилия, чтобы вывести на поверхность всю ту, почти что бесконечную совокупность смысловых, семантических оттенков, которые прячутся в восприятии человеком любого без исключения слова. Дистанция между смысловыми полями, которые поддерживают в сознании человека образ того или иного слова, и словесным оформлением, словесным выражением этих смысловых полей - огромна. Все без исключения люди живут в мире слов, и у каждого i без исключения человека есть многомерность в смысловом восприятии любого слова, но лишь немногие умеют использовать слова инструментально, т.е. способны с помощью слов адекватно описывать собственные смысловые ассоциации. Сложнейшие смысловые поля, сложнейшая семантика любого без исключения слова повседневной речи - это то, что является естественным, а потому незамечаемым. Любой ребенок живет в мире слов со сверхсложным семантическим пространством - и не испытывает по этому поводу никакого напряжения. Слово в его восприятии самоценно и не требует никаких рациональных расшифровок и интерпретаций. Он просто пользуется словом в его реальной смысловой многозначности, ничуть не задумываясь, КАК это у него получается. В своей каждодневной жизни он слышит многие сотни слов и превосходно понимает их многоуровневые значения - не потому, что кто-то ему объясняет эти значения, а просто потому, что эти многослойные значения сами прорисовываются в контексте тех предметно-практических ситуаций, в которых эти слова употребляются. И сам ребенок - прекрасно понимая, интуитивно чувствуя значения этих слов! - едва ли сможет сделать эти многоуровневые значения предметом интеллектуального описания, едва ли сможет полноценно рассказать об этих скрытых (но таких очевидных!) значениях другому человеку. Дело в том, что использование слов в инструментальной функции требует от человека, во первых, определенной развитости рефлексивной позиции, способности к ДИСТАНЦИРОВАННОМУ восприятию слова, а, во-вторых, является высокотехнологичным умением, т.е. требует специализированных навыков использования слов в такой функции. Это навыки, которые требуют специальной школы - школы риторики и школы формальной логики, которых не знает первобытное общество, и которые возникают только на цивилизованном этапе развития культуры. Что же касается собственно мифа, то его взаимоотношения со словом заключаются совершенно в другом: это тот механизм,. который у первобытного человека отвечает за создание и поддержание у предметов окружающего мира неких избыточных по отношению к природе этих предметов смысловых полей, и только. И с этой точки зрения фрагментарность, разрозненность, несистематичность, неповествовательность мифов в их исходном бытии (я опускаю пока вопрос о том, как возникает повествовательное бытие мифа - этому вопросу будет посвящена четвертая часть настоящей книги) выглядят более чем естественными. Но если миф в своих исходных формах не существует в виде повествования, не существует в виде рассказа или, тем более, эпоса, - то как в таком случае семантическое пространство раннего, доповествовательного мифа передается из поколения в поколение, прочерчивая траекторию данной культуры во времени? И каковы, в таком случае, те материальные формы, в кото- рых существует миф? Ведь не может же он существовать в виде некоей бесплотной, виртуальной реальности, передаваемой от человека к человеку в виде, так сказать, духовных эманации! Материальной реальностью существования мифа в первобытном обществе, его, так сказать, плотью и кровью, его физическим носителем является не слово, а обряд, ритуал. И это еще один мифологический парадокс. Хотя миф с самого начала, как выясняется, существует по поводу слов, и является, по сути своей, носителем многомерных культурно-семантических оттенков языка первобытного человека, он, вместе с тем, существует на первых порах не в виде слов, и даже не с помощью слов, а в виде некоего действа. Ведь что такое мифологический ритуал, мифологический обряд или мифологическая церемония, которыми до отказа наполнена жизнь первобытного человека? Это тоже миф, но миф не рассказанный, а миф разыгранный, причем разыгранный коллективно. Ритуальное действо - это и есть та материальная форма, в которой в первую очередь существует миф в первобытном обществе. Юноше или девушке, которые впервые становятся участниками той или иной мифологической церемонии, ничего заранее не объясняют на словах, не дают ровным счетом никаких предварительных словесных инструкций, а просто погружают его в атмосферу разыгрываемого действа; и уже в действии происходит научение. Это принципиально не похоже на то, как строится учение в современной культуре, культуре слов. Первобытная культура - это в значительной степени культура молчания. Не в том смысле, что слово там не имеет цены, или, что словарь первобытного человека слишком беден. Как уже говорилось, словарь первобытного человека фантастически богат, а слово для этого человека сверхценно. Но потому первобытная культура и является культурой молчания, что слово здесь поистине драгоценно. Слово здесь, скорее, цель, а не средство, и первобытному человеку, судя: по всему, должно было бы представляться верхом нелепости использовать столь значимые для него, сакральные по своей сути слова в инструментальной роли. А к этому следует добавить, что для первобытного человека любое слово сакрально. Для него нет особых священных слов, а священно слово как таковое - хотя бы в силу того, что любое слово имеет особую, мифологическую семантическую глубину, и потому является самоценным и самозначимым феноменом. И как бы ни был богат словарь первобытного человека, слово для него (на перовых порах) менее всего является средством коммуникации. Итак, юноша или девушка входят в тот или иной мифологический обряд или ритуал (в котором миф разыгрывается в форме обрядово-ролевой игры) без каких бы то ни было предварительных словесных инструкций. Им даются "роли", но они заранее не знают ни "текста" этих ролей, ни мизансцен, в которых им предстоит участвовать, - за исключением того опыта наблюдения за различными мифологическими действами, которой у них до сих пор был. Их задача состоит в том, чтобы с ходу включиться в некую ритуальную игру, правила которой им пока неизвестны, и постичь которые им предстоит по ходу дела, с помощью опытных участников, которые будут им делать постоянные практические подсказки. И, кстати говоря, именно так организуется ролевая игра у маленьких детей. Когда группа детей играет в какую-то игру и к ним подходит новенький, ему вовсе не растолковывают правила той игры, в которой ему предстоит принять участие. "Будешь играть?" - "Да! А как?" - "Ну, мы будем делать то-то и то-то, а ты будешь делать то-то и то-то!" - "Ага!"... И игра продолжается, и новенький без проблем включается в новую для него игру, по ходу действия овладевая ее законами. Миллионы детей во всем мире азартно играют "в жмурки" или "в салочки", или "в третьего лишнего", или "в магазин", или "в больницу", -однако кто из них сможет ОПИСАТЬ в своей устной речи те игры, в которые они играют? Структура детских игр остается неизменной на протяжении сотен лет, но передается эта структура не посредством словесного инструктажа, а посредством трансляции вживь, через личное участие. И, между прочим, если взять. в руки любой сборник с описанием народных подвижных игр, выяснится, что даже при наличии самого подробного описания понять в них что-нибудь крайне затруднительно. Но стоит только начать играть - и тут же все становится понятным, все встает на свои места. Разумеется, мифологические ритуалы и обряды сложнее, изощреннее, чем знакомые всем нам с детства игры. Во всех мифологических ритуалах и обрядах существуют очень жесткие и очень сложные негласные сценарии, где у каждого движения и у каждого звука есть свое, строго определенное место. Но, как и в народных детских играх, эти "сценарии" не требуют предварительного ознакомления, и знакомство с ними происходит на деле, в процессе совместного действа. Освоение этих сценариев, как и детских игр, происходит ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ в ритуалах и обрядах, структура которых строго и неукоснительно передается из поколения в поколения на протяжении сотен и тысяч лет, через живое проигрывание мифов в совместных ритуальных и обрядовых действиях. Естественно, обряд не может обходиться без слов. Вовсе не так: на протяжении обрядовых процедур слово существует, и существует достаточно ярко. Но я всего лишь указываю на тот факт, что слово в первобытном обряде не существует как средство описания мифа или средство описания обрядовых процедур. Оно, (скорее, полноправный УЧАСТНИК обряда. И не рядовой участник, а своеобразный семантический центр обряда: ведь именно вокруг семантики тех или иных слов разворачивается реальное пространство обрядовой деятельности. А это и значит, что слова в обряде присутствуют, и прежде всего как сакральные, священные имена тех явлений и предметов, вокруг которых разворачи- вается обрядовое действо. Слово является подлинным центром и смыслом обряда, а обряд является материальным носителем слова и существует в своем историческом генезисе исключительно по поводу слова-имени. Как подчеркивает Е.М.Мелетинский, "текстовой компонент обряда, даже когда он состоял из одного слова или передавался плохо понятным архаическим языком... имел огромную магическую, сакральную и чисто содержательную нагрузку, часто за счет символических ассоциаций" |0. Что касается того единственного слова, из которого может состоять песня, сопровождающая мифологический обряд, то это может быть название тотемного животного, или сакрального топонима, или любого другого имени, которому и посвящено разыгрываемое действо. А это значит, что ритуально-обрядовое действо предлагает своего рода предметно-игровой код к указанному слову. Оно дает некие чувственно-символические ориентиры; опираясь на них, человек сам расшифровывает и домысливает тот священный образ, о котором идет речь. А, значит, текстовый компонент является не объяснением мифа и не описанием мифа, и даже вообще не компонентом мифа (наряду с другими компонентами) а самой его сокровенной сутью. В сущности говоря, речь идет о том же самом механизме, который оказывается задействован у прихожанина в церкви, когда он, опираясь на внешние ритуально-обрядовые факторы, создает внутри себя глубоко интимный божественный образ. Ни текстовый компонент церковного обряда или ритуала (молитва), ни совокупность различных культовых предметов, ни даже иконы с изображением Спасителя ни в малой степени не являются описанием религиозного мифа, не являются его текстовым переложением. И даже проповедь с церковной паперти строится по таким законам, что она никак не может быть рассмотрена как прозаическое объяснение мифа. Слово в церкви - это вовсе не то, с помощью чего прихожанин "толкует" происходящий в церкви религиозный обряд. Дело обстоит прямо противоположным образом: с помощью обряда прихожанин пытается приблизиться к тайному смыслу божественного слова, пытается ощутить и сконструировать в себе тот образ божественного смысла, который прячется в словах Священного Писания, и который вне обряда оказывается практически недостижим. Божественное слово - это тайна, ради постижения которой прихожанин приходит в церковь, и церковный ритуал - это именно то, благодаря чему человек вступает в диалог со священным словом. Ритуал - это то, что дает ключ к слову, но никак не наоборот. Определенный уровень загадочности, таинственности звучащего в церкви слова - это именно то, что необходимо прихожанину, поскольку предоставляет богатые возможности для домысливания, для самостоятельной образно-смысловой интерпретации. И весьма похожие процессы (во всяком случае, на психологическом уровне) происходят, судя по всему, в процессе первобытных мифологических обрядов, только здесь мы имеем дело с еще более чистой в генетическом смысле формой бытия слова, и анализ первобытного ритуала позволяет постичь тайну слова как такового. Здесь слово - никак не текст, с помощью которого первобытный человек что-то кому-то объясняет. Если в любой развитой религии прихожанин имеет-таки дело с неким словом-текстом, и этот текст способен существовать отдельно от ритуала, в качестве, так сказать, самостоятельного жанра, то в первобытном обществе слово, судя по всему, вообще не существует на первых порах во вне-ритуальном контексте, и представляет собой загадку в чистом виде. Здесь ему, судя по всему, еще совершенно не знакома функция инструмента понимания; напротив, оно само является той загадкой, которую требуется расшифровать "на том конце замедленного жеста" - с помощью некоей совокупности ритуальных действий, которые и призваны развернуть семантику этого слова. Потому-то слово и присутствует в ритуале в подчеркнуто загадочном обличье. Скажем, у австралийских аборигенов песни, которые сопровождают те или иные обряды, "исполняются хором стариков и представляют собой напевное носовое скандирование, где все слова и строфы произносятся как одно носовое слово; в песнях много архаических или заимствованных у соседей и потому малопонятных слов. (...) Даже если песня состоит из одного слова, а именно названия тотемного животного или сакрального топонима, она является носителем мифологической темы. Мифологическое обогащение песни осуществляется за счет многочисленных ассоциативных символических связей, за счет приурочения песен к тем или иным моментам обряда и т.д. (...) Непонятность языка песни также не исключает ее символической нагрузки и даже повышает ее сакральное значение. Трудность, иносказательность характерны и для песни на обычном языке. Повторение слов и строк - это всегда смысловое повторение, подчеркивание мифологической символики и магической силы слова, а не просто момент ритмико-мелодического рисунка" ".
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |